Мотивационное опосредствование как собственно человеческий механизм мотивации

Предметы, приобретающие мотивационное значение для человека, не имеют ни наследственно опознаваемых ключевых признаков, ни прямого отношения к безусловно-рефлекторным подкреплениям. Поэтому их мотивационные значения могут возникать лишь вследствие целенаправленного формирования. Воспитательные воздействия, призванные решать эту задачу, состоят из двух частей - предписывающей и аргументирующей. Наиболее отчетливо это наблюдается в случае воздействий на ребенка, которому все разъясняется в максимально развернутой форме: сорить нельзя, потому что кому-то придется убирать; если не будешь мыть руки – заболеешь; учиться надо, потому что без этого никто и никогда не разрешит водить машину и т.п.

Предписывающая составляющая указывает на предмет и на должное к нему отношение: надо помогать слабым, быть хозяином своего слова, беречь природу и т.п. Это может быть сделано как вербально, так и невербально.

Аргументирующая часть воспитательных воздействий выражает основание воспитания – то, что должно аргументировать предписание, обеспечить возникновение нового мотивационного отношения.

В реальной практике воспитания могут использоваться обобщенные аргументы (“в жизни будет плохо”) и конкретные (“мама будет недовольна”), продуманные (“хочу с тобой серьезно поговорить”) и ситуативные (“видишь, что бывает с непослушными”), извлекаемые из прошлого (“тогда бегал раздетым и заболел”) и направленные на будущее (“пойдешь в школу, будешь хорошо учиться – сам все поймешь”) и т.д.

Важнейшая особенность аргументов, используемых в практике воспитания, состоит в том, что все они предполагают мотивационное значение для воспитываемого лица. Именно это мотивационное значение воспитатель пытается переключить на новый предмет. Этот способ развития собственно человеческой мотивации называют мотивационным опосредствованием. Никакая логика, разъяснения, убеждения сами по себе новой мотивации не создают, а служат лишь для переключения уже существующих мотивационных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: