Раздел II. Отечественный театр рубежа XIX в. - XX в

Конец ХIХ - начало ХХ века связан с появлением новой драматургии, требующей принципиально новых форм сценического воплощения и с возникновением режиссуры, как особого вида театрального творчества. С учетом этого, курс истории отечественного театра изучаемого периода состоит их двух разделов. Первый посвящен рассмотрению новых драматургических принципов Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, А. Блока, Л. Андреева. Второй - режиссерским исканиям К. Станиславского, Вл. Немировича-Данченко, Л. Сулержицкого, Е. Вахтангова, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, К. Марджанова, А. Таирова, Ф. Комиссаржевского.

Тема 9. Кризис классического реализма в русском театре рубежа ХIХ-ХХ в.

Неприятие новой драматургии в императорских театрах; творческая неудовлетворенность А.П. Ленского; провал «Чайки» на Александринской сцене как показатель бессилия старой театральной системы в освоении новой поэтики; появление актеров нового типа - «субъективных» художников (П.А. Орленев, В.Ф. Комиссаржевская, Е.Н. Рощина-Инсарова); появление антрепризы режиссерского типа.

Тема 10. Театр Льва Толстого.

«Власть тьмы» как религиозная драма. «Живой труп» как выражение духовного кризиса Толстого.

Тема 11. Театр А.П. Чехова.

Театр А.П. Чехова - «совершенно новый вид драматического искусства». Принципы построения чеховских пьес.

Тема 12. Ницшеанские мотивы в творчестве М. Горького.

Антиинтеллигентский пафос драматурга. Горький, Достоевский и МХТ.

Тема 13. МХТ в 1898-1917 гг.: репертуарная политика; режиссерское искусство; актерское искусство.

Тема 14. Первая студия МХТ - экспериментальная проверка «системы» К.С. Станиславского.

Л. Сулержицкий, Е. Вахтангов, М. Чехов.

Тема 15. Символистский театр: история, теория, сценическая практика.

Д. Мережковский, А. Блок, Л. Андреев.

Тема 16. В.Э. Мейерхольд - личность и творчество.

Первые опыты в режиссуре: Товарищество новой драмы, студия на Поварской. Мейерхольд и Комиссаржевская в театре на Офицерской («Балаганчик», «Сестра Беатриса», «Жизнь человека»). Мейерхольд в Александринском театре: «художественный синтез эпохи» как театральная идея («Дон Жуан», «Гроза», «Маскарад»).

Тема 17. Модернистский театр: история, теория, сценическая практика.

Ф. Комиссаржевский, Н. Евреинов, К. Марджанов, А. Таиров.

Раздел III. Отечественный театр первой половины XX века.

Курс истории отечественного театра построен на материале тех режиссерских идей и тех спектаклей, которые с наибольшей полнотой отразили духовную реальность с 1917 г. до 1953 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: