Повествование

Анализ композиции повествования непосредственно связан с одной из самых сложных проблем литературоведения – проблемой автора. Проблеме автора, соотношению речи автора и героя в общей структуре повествования посвящено довольно много статей и монографий, среди которых наиболее интересные и существенные принадлежат М.М.Бахтину, В.В.Виноградову, Г.А Гуковскому и др. В дальнейшем их идеи получили развитие, например, в работах Б.О.Кормана и Б.Успенского.

В речевой структуре следует, прежде всего, разграничивать объект и субъект речи. Объект речи – то, что изображается в произведении, о чём повествуется в нём. Субъект речи – тот, кто ведёт повествование. Следовательно, само повествование – это организация текста вокруг субъекта речи.

Сложности с разграничением субъекта и объекта речи сразу возникают в лирике, где очень часто субъект и объект совпадают, и драме, где повествование, как правило, редуцируется до ремарок. Однако и в эпическом произведении возникают свои сложности.

Во-первых, субъектов речи может быть несколько (особенно часто в таких произведениях, где центральное место занимает исключительно сложная проблема или образ, который автор показывает с разных точек зрения, как это сделал М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»).

Во-вторых, субъект речи может совершенно не совпадать с автором (в этом смысле одними из самых ярких примеров являются «Повести Белкина» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

В-третьих, когда функции субъекта речи выполняет образ автора, сам этот образ может совершенно не совпадать с реальным автором или существенно меняться от начала к концу произведения (как это произошло с образом автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: образ юноши, столкнувшегося с первыми разочарованиями, превращается в последних главах в образ зрелого человека, сумевшего, вопреки тяжёлым утратам и испытаниям, сохранить веру в жизнь и высокое сознание ценности своей внутренней сущности, своего дара).

В-четвертых, автор может сознательно «стирать» следы своего присутствия в тексте или присутствия какого бы то ни было субъекта речи вообще, создавая у читателя иллюзию, что картинка сама разворачивается перед его глазами, «история сама себя рассказывает» (поисками способов создания такой иллюзии занят был не только Ф.М.Достоевский, но и А.П.Чехов, И.А.Бунин, большое количество авторов 20 века). Автор может выстраивать эпическое повествование (всё или частично) по законам лирики, где объектом речи становится внутренний мир, сознание самого субъекта речи (это бесфабульные рассказы И.А.Бунина – «Антоновские яблоки», «Поздний час» и др., лирическая проза К.Г.Паустовского, литература «потока сознания»; подобное повествование (или хотя бы элементы его) можно обнаружить не только в романе Б.Пастернака или Саши Соколова (поэтов, обратившихся к прозе как к своеобразному итогу), не только у Ф.М.Достоевского, который в своих поздних произведениях стремился показать самосознание человека, т.е. не объективный мир и человека в нём, а внутренний мир человека и отразившийся в его сознании внешний мир, но даже у таких признанных «объективных» реалистов, как Л.Н.Толстой или И.С.Тургенев, хотя формально повествование в большей части их произведений – это авторское повествование от 3 или 1 лица, от вымышленного повествователя или рассказчика). Может быть и противоположный способ создания иллюзии самостоятельно разворачивающегося повествования, в котором используются приёмы уже не лирики, а драмы. Повествование превращается в почти сплошной диалог героев, а сам процесс рассказывания как будто не изображается вовсе (подобного рода произведения можно найти не только у самых современных, особенно молодых, авторов, но, например, и у В.Распутина). Оба способа нацелены на то, чтобы убрать посредника (автора, повествователя и т.п.) между читателем и изображаемым миром, создать впечатление полной объективности изображения, в котором как будто исключается всякая посторонняя оценка того, что служит предметом изображения в произведении.

Список проблем, которые могут обнаружиться при углублении в особенности композиции повествования в конкретном произведении, не является полным. Исключительное многообразие повествовательных особенностей – одно из самых ярких отличительных качеств литературы Нового времени. Однако следует иметь в виду, что анализ повествовательной композиции, его последовательность и методика, должен быть построен так, чтобы выводы позволяли читателю или исследователю судить об оригинальности и художественном достоинстве произведения, а не сводились лишь к определению той или иной формы повествования. Более того, нужно всегда помнить, что даже в самом нейтральном, «объективном», повествовании, в повествовании, превращённом в диалог героев или внутренний монолог одного из героев, всегда отражается образ автора. Он-то, этот образ автора, и является главным объектом внимания при изучении композиции повествования. Главная фигура в любом произведении – автор. Его волей формируется весь текст; его целями, особенностями, уровнем мастерства, эстетическими пристрастиями и т.п. определяется повествовательная структура произведения; его образ отражается в повествовании даже тогда, когда он не выделен в сюжете в качестве одного из героев.

Рассуждая о повествовании, следует очень точно разграничивать понятия «автор» и «образ автора». Они не являются тождественными, хотя тесно связаны между собой. Автор – реальное лицо, человек со своей собственной биографией и характером. Образ автора создаётся по тем же законам, что и любой другой художественный образ, и совпадает с реальным автором лишь в той степени, в какой художественный мир является отражением реального. Собственный характер и биография могут стать предметом творческой переработки для создания самостоятельного художественного образа, такого, например, как образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин использует все известные европейской романистике 18-19 веков способы включения образа автора в художественную ткань произведения: его «автор» пишет предисловие и вступление, прямо обращается к читателю-другу, комментирует происходящее, знакомится с героем, рассуждает о своей собственной жизни и стремится к глубоким обобщениям по поводу человеческой жизни вообще. (Все эти способы формирования образа автора можно найти в большом количестве английских романов 18 века.) Как в своё время Л.Стерн в романе «Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентельмена», Пушкин играет с образом автора, по-разному определяя его положение относительно художественного мира своего романа. «Автор» рассказывает историю Онегина то с внутренней точки зрения участника событий («Онегин – добрый мой приятель…»), то с внешней точки зрения творца, придумавшего и историю и самих героев (начинает рассуждать о выборе имени для героини, о выборе места для вступления, о писательской технике в целом и т.п.).

Дистанция между автором и его образом особенно заметна в некоторых лирических произведениях. Когда А.Ахматова писала, что «стихи – это лучшая броня», она имела в виду именно эту особенность своих произведений. Если в лирике М.Цветаевой «Я» лирического героя – это и есть образ автора, призванный предельно точно отразить внутренний мир автора реального, то в ранней «ролевой» лирике А.Ахматовой исповедальная тенденция отступает на второй план. Ещё очевидней дистанция между автором и его образом в ранней лирике М.Ю.Лермонтова, с её мотивами одиночества, изгнания, смерти, печальными интонациями умудрённого опытом и разочарованного жизнью старца, и в светлой «юношеской» лирике А.И.Фета, который на протяжении всей своей долгой жизни писал о любви и красоте как основах бытия.

Следует также очень точно понимать значение понятия «авторская позиция». «Образ автора (как повествователя) начинается в тот же момент, как начинается рассказ, и завершается только с окончанием последнего», - пишет Ю.В.Манн в одной из статей, посвящённых проблеме автора. В данном случае исследователь в понятие «образ автора» вкладывает тот смысл, который традиционно связывается с понятием «авторская позиция». Совершенно устраниться из произведения автор не может, его позиция всегда ощутима, от первой до последней строчки. Авторская позиция (его воля и оценка) проявляется в отборе жизненного материала, его переосмыслении, в последовательности сюжетных событий, в особенностях стиля, лексики и т.д. Наличие авторской позиции (явной или скрытой в тексте) – это именно та особенность повествования, которая позволяет читателю сформировать в своём сознании образ автора даже в том случае, если он не выведен в произведении в качестве самостоятельного героя. (Для того чтобы яснее представить себе разницу в способах выражения авторской позиции в повествовании, можно сравнить роман Л.Н.Толстого «Война и мир» или поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души», где прямо выражается субъективная авторская оценка в пространных отступлениях, с поздними романами Ф.М.Достоевского или рассказами А.П.Чехова, где стремящийся к объективности автор выдвигает на первый план позицию героя, не отказываясь при этом от своей собственной, спрятанной в общем повествовательном плане или вплетённой в речь героев.)

Прежде чем приступить к анализу композиции повествования в конкретном произведении, следует вспомнить основные формы повествования. Структура повествования образуется сложными взаимоотношениями речевых планов основного субъекта речи (автора, повествователя, рассказчика …) и героев. В зависимости от того, какой речевой план преобладает в повествовании, разграничивают три формы повествования:

· авторское повествование,

· несобственно-прямая речь,

· прямая речь (организованная как монолог или диалог героев).

В средневековой литературе особенности повествования определялись жанром, формировался даже особый жанровый образ автора. В Новое время вместе с всё возрастающим интересом к личности на первый план выходит авторское повествование, меняется и образ автора, способы его создания и функции в произведении.

Повествование «от автора» обладает большим количеством разновидностей: повествование от 1-го, 2-го, 3-го лица, от вымышленного повествователя или рассказчика, повествование в форме дневника, эпистолярное повествование, сказовое повествование. Последняя разновидность отличается наибольшей сложностью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: