Особенностью речевой коммуникации в малой выступает:
1) речевая однородность;
2) преобладание оценочных и характерных слов.
Одним из преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).
Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
- взаимное признание статусов участников общения;
- учет особенностей моделей общения группы;
- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать общение;
- желательность публичного оценивания достижений («Молодец! Хорошая идея!»);
- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
- умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями, решениями;
- умение предложить нужную информацию и идеи группе («почему бы нам не...»);
- умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы...»; «Замечательно, а не получится ли так, что...»);
- призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую информацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о...»);
- умение интегрировать различные идеи и информацию (свойство особенно важно для лидера);
- умение предложить план совместных действий («Попробуем так...»).