1764-1765 - составил «Полковое учреждение» - содержало правила прохождения военной службы, инструкцию для командиров по обучению солдат. В книге «Наука побеждать» обобщил свои наблюдения по ведению военных действий. Стал учителем для многих видных полководцев..
Итог: А.Суворову принадлежит создание новой стратегии и тактики войны. Он внёс значительный вклад в развитие мирового военного искусства. Его книги «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» до сих пор изучаются в военных вузах России, так как содержат ценнейшие наблюдения над тем, как необходимо вести военные действия.
Участие в русско- турецкой войне 1787-1791.
Участвовал в обороне Кинбурна, крепости Очаков, в 1789- победы при Фокшанах, а затем на реке Рымник. За данную победу его стали почётно называть Суворов- Рымникский.1790- яркая победа при взятии крепости Измаил.
Участие в русско-турецкой войне 1768-1774
1770 - получил звание генерала, а после сражений под Туртукаем и Козлужджей - звание генерала - фельдмаршала. Оборона Гирсово, сражение под Козлуджи - 1774.
4) Участие в подавлении народных восстаний.
Участвовал подавлении восстания Пугачёва (1774) и Костюшко (1794)
ИТОГИ: Одержаны важнейшие победы в русско-турецких войнах, обеспечившие России выход к Черному морю
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745 – 1813)
1. Начало службы: участвовал в работе «Комиссии по составлению нового уложения», участвовал в русско-турецких войнах 1768-1772гг. и 1787-1791 гг. (отличился при штурме Измаила 1790г.); подавил восстание в Крыму в 1784г.
Итог: разработал для армии новые тактические приемы борьбы и изложил их в особой инструкции.успешные военные операции, осуществление нововведений;
2. в должности главнокомандующего:
в Отечественной войне 1812г., руководил Бородинским сражением, Осуществил Тарутинский марш-маневр.
Итоги: разгром непобедимой армии Наполеона;
поднятие авторитета России на мировой арене.