Вопрос 1. Криминалистическая характеристика преступления

План

Введение. 3

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика преступления. 4

Вопрос 2 Особенности возбуждения уголовного дела и планирования первоначального этапа расследования. 9

Вопрос 3. Особенности тактики следственных действий при расследовании преступления 15

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика преступления

Кредит (от латинского слова creditum – верить) в гражданском и финансовом праве означает ссуду денежных средств на условиях возвратности, представляемую одним юридическим лицом (от латинского слова creditor – веритель) другому лицу – заемщику на условиях, определенных кредитным договором.

Государственный целевой кредит – это ссуда, выделяемая государством из бюджета на реализацию конкретных целевых программ. Целевое назначение кредита предусматривает выделение государственного кредита, где указываются его размеры, сроки, условия предоставления и круг поручателей. Существуют денежные кредиты (статья 819 гражданского кодекса Российской Федерации), товарные (статья 822 Гражданского кодекса Российской Федерации) и коммерческие (статья 823 Гражданского кодекса Российской Федерации). При денежном кредите банк или кредитная организация обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором. При товарном кредите одна сторона предоставляет другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. При коммерческом кредите могут предоставляться как деньги, так и вещи, определяемые родовыми признаками, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг, предусмотренных договором.

Кредитные операции – это отношение между кредитором и заемщиком по предоставлению определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности. Заемщиком являются юридические и физические лица. Кредитором являются коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Обеспеченность кредита – это система мер, предоставляемых заемщиком в качестве гарантии возврата денежных средств (кредита) и выплаты процентов. Платность кредита – это установленная кредитором процентная ставка за пользование кредитом, которую уплачивает заемщик. Возвратность означает погашение заемщиком полученной ссуды и процентов за пользование кредитом в установленные договором сроки. Срочность кредита – период пользования заемщиком выделенной ему банком ссудой. Целевой характер кредита основывается на том, что денежные средства выдаются кредитором на выполнение строго определенных задач, которые формулируются в кредитной заявке и подтверждаются договорами заключенных заемщиком хозяйственных сделках.

Под хозяйственным положением заемщика понимается совокупность обстоятельств, характеризующих деятельность заемщика, ведение им хозяйства. А финансовое состояние заемщика определяется как система данных о наличии, формировании, использовании и размещении денежных средств предприятием, индивидуальным предпринимателем, частным лицом. Под сведениями о хозяйственном положении либо финансовой деятельности понимают данные о балансе, прибылях и убытках, основных средствах, о собственности, имущественных правах и обязательствах, наличии заказов на продукцию или услуги.

Незаконное получение кредита состоит в передаче ложных сведений о материально-правовых основаниях для получения кредита. Незаконное получение кредита – это получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению считается тогда, когда заемщик получает государственный целевой кредит, который используется не на цели, обозначенные в кредитном договоре (например, на развитие производства), а на другие цели (например, для приобретения автомашин или оргтехники).

Предоставлением заведомо ложных сведений кредитору является их передача лицу (группе лиц), принимающему решение о кредите, причем сведения должны быть оформлены в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и подписаны правомочным лицом (или удостоверены иным образом). К заведомо ложным сведениям о хозяйственном положении могут относиться, например, неверные данные об учредителях предприятия, поддельные договоры о заключенных хозяйственных сделках, неправильно указанные сроки реализации. К заведомо ложным сведениям о финансовом состоянии заемщика могут относиться фальсифицированные данные о стоимости оборотных средств, объеме полученной прибыли, поддельные балансы, приложения к ним.

Анализ следственной практики показывает, что снижение преступных действий, связанных с незаконным получением кредита, зависит от качества проведения банками проверки подлинности и достоверности представленных заемщиков документов, его кредитоспособности, экономической обоснованности кредитуемых мероприятий. На данном этапе кредитных правоотношений у банков имеется возможность установить недобросовестных заемщиков. При незаконном получении кредита виновный рассчитывает на временное пользование деньгами, полученными обманным путем.

Обязательным условием уголовной ответственности является причинение крупного ущерба, под которым понимаются стоимость, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным – один миллион рублей (примечание к статье 169 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В процессе расследования незаконного получения кредита наиболее существенными являются данные, составляющие криминалистическую характеристику преступлений о подготовке к совершению противоправных деяний, способах субъектов преступлений.

Комплекс подготовительных действий включает: проработку плана на получение кредита и его использование в личных целях; выбор партнеров для предлагаемой сделки, под которую будет включен кредит; выбор кредитной организации, где возможно получение кредита; сбор образцов документов (бланков), печатей, подписей или их изготовление; составление текста заявления (с просьбой предоставить кредит) и других документов, требующихся для его рассмотрения (данные о финансовом состоянии; контракты с партнерами, которые подтверждают целевое использование кредита).

Способы совершения рассматриваемого преступления включают предоставление от имени организации, индивидуального предпринимателя документации, содержащей ложные сведения о финансово-хозяйственном положении (вручение кредитору годового баланса, содержащего завышенные данные о финансовом положении). К способам незаконного получения кредита можно отнести:

1. Обман или злоупотребление доверием (предоставление подложных или полученных обманным путем гарантийных писем или поручительств от солидных государственных либо коммерческих структур, выдача кредита без предварительной проверки кредитоспособности, в том числе из тех клиентов, которые ранее получали кредит в этой организации);

2. Шантаж и вымогательство. При шантаже преступники требуют выдать кредит под угрозой применения насилия или распространения сведений, невыгодных для кредитора (руководителей кредитующей организации или его близких). Вымогательство может осуществляться в виде угроз или шантажа как по отношению к сотрудникам банка, так и по отношению к заемщикам. Такой способ характерен для организованных преступных групп и связан с причинением крупного материального ущерба;

3. Лжепредпринимательство – создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. Чаще всего такие фирмы регистрируются на подставное лицо, иногда по украденному паспорту. Цель создания таких фирм – получение кредита и последующее его использование в личных целях;

4. Злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Как правило, этому предшествует предварительный сговор частных предпринимателей или руководителей организации, желающих получить кредит с последующим использованием его в личных интересах с лицами, выполняющими управленческие функции в кредитной организации. Нередко это связано с умышленным нарушением работником органа управления (банка) требований нормативных правовых актов или положений учредительных документов при принятии решения о выдаче кредита;

5. Незаконная передача лицу, выполняемому управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. К примеру, за незаконное предоставление льгот заемщику;

6. Подделка документов в целях незаконного получения кредита. Например, предоставление фиктивных документов о якобы заключенных договорах, сделках, которые предоставляются в банк в качестве обоснования кредита.

Примером незаконного получения кредита по Сахалинской области является уголовное дело в отношении Кузнецова А.В., который получил кредит в банке «Восток Экспресс» в размере 80.000 рублей, предоставив в банк фиктивные документы на право получения указанных кредитных средств.

Характерным примером использования государственного целевого кредита не по прямому назначению по Сахалинской области является уголовное дело по обвинению Коробова Е.М., который, работая генеральным директором в фирме «Застава», получил кредит на развитие производства в размере 150.000 рублей, а потратил данный кредит на свои личные нужды.

Важным элементом совершения преступлений в кредитно-финансовой сфере является такой фактор, как наличие у кредитуемой организации нескольких расчетных счетов. Это дает возможность хозяйственной структуре проводить операции по различным счетам, перечислять кредит не по основному расчетному счету, вводить в заблуждение кредитора при наличии претензий к основному расчетному счету.

Данные о способах сокрытия рассматриваемых преступлений связаны со способами их совершения. Способы сокрытия часто связаны с ликвидацией предприятий и финансово-кредитных учреждений, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-то известно о ходе финансовой операции.

Незаконное получение кредита состоит в получении банковского, товарного и коммерческого кредита. Предметом преступного посягательства являются денежные средства. При товарном или коммерческом кредите предметом преступного посягательства могут быть предметы: промышленные и продовольственные товары, сырье, вычислительная техника.

Незаконное получение кредита совершается преимущественно лицами в возрасте 22–50 лет. Отсутствие несовершеннолетних, самостоятельно осуществляющих противоправные деяния, объясняется спецификой преступлений, совершение которых предполагает наличие жизненного опыта, соответствующей подготовки, представлений о предпринимательской деятельности. Как показывает статистика, значительное количество анализируемых преступлений совершается мужчинами. Женщины участвуют в совершении этих преступлений в группе с мужчинами и являются пособниками. Для лиц, совершающих данное преступление, характерен высокий образовательный уровень – более 65% преступлений совершено лицами с высшим и средним специальным образованием. Большинство из них участвует в финансово-коммерческой деятельности на разных уровнях (руководители, ведущие специалисты коммерческих структур, банков). Среди них имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно-финансовых структур, знающие нормативно-правовую базу.

Личностным свойствам субъектов рассматриваемого преступления присущи: страсть к наживе, стремление к быстрому накоплению капитала любым способом, жадность, корысть. Выявление связей преступника, круга его делового и дружеского общения может помочь выдвижению версий о предполагаемых сообщниках и местах сокрытия похищенного, образе жизни, целях и мотивах преступлений. Например, нуждаемость в деньгах, желание утвердиться в определенных кругах или глазах знакомых, родных, могут дать следователю основания для выдвижения версий о мотивах преступлений, а также позволит избрать тактику следственных действий, позволяющих получить объективную информацию. Для организованных преступных групп, совершающих незаконное получение кредита, характерна небольшая численность (в пределах от 2 до 10 человек), простая организационная структура, члены которой имеют высокий образовательный уровень, а руководители и отдельные исполнители – преступный опыт.

Вопрос 2 Особенности возбуждения уголовного дела и планирования первоначального этапа расследования

Наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела являются материалы оперативно-розыскной деятельности Управления по борьбе с экономическими преступлениями, а также акты проверок контролирующих органов и заявления руководителей кредитных организаций. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Практика расследования преступных посягательств в финансово-кредитной сфере показывает, что основной критерий для возбуждения уголовного дела - это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления и перспективу рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде. Материалы оперативно-розыскной деятельности Управления по борьбе с экономическими преступлениями – это документы о результатах оперативно-розыскной деятельности и проверок хозяйствующих субъектов. Управление по борьбе с экономическими преступлениями с целью выявления и раскрытия преступлений в кредитно-финансовой сфере осуществляет следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование документов, наблюдение, оперативное внедрение. И только после этого, убедившись, что полученные материалы содержат сведения о наличии обстоятельств, указывающих на незаконное получение кредита, появляется повод для возбуждения уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовных дел о незаконном получении кредита являются: материалы органов дознания, содержащие результаты оперативных разработок; материалы, поступающие из контролирующих органов (налоговая инспекция, аудиторские фирмы); материалы, выделенные из других уголовных дел, а также поступившие из арбитражных судов общей юрисдикции (по гражданским делам); сообщения средств массовой информации, заявления и сообщения граждан.

Обстоятельствами, указывающими на признаки преступлений, могут являться: существенное нарушение процедуры выделения кредита из бюджетных средств (не по назначению); поддельные документы, представленные в обоснование кредитного запроса, гарантий возврата кредита, расходования полученных кредитов.

Чтобы установить данные обстоятельства, необходимо иметь комплекс документов (их копий), из содержания которых устанавливалось получение кредита. Для этого в налоговой инспекции следует запросить документы, отражающие получение денежной суммы заемщиком. Отдельную информацию о незаконном получении кредита можно получить при изучении следующих документов: заявка о выдаче кредита, гарантийное письмо, страховое свидетельство или договор, справка из налоговой инспекции о том, что предприятие состоит на учете. Данные документы должны находиться у оперативного работника, который проводит предварительную проверку о незаконном получении кредита, и внимательно изучаться в сопоставлении с содержащимися в них данными.

В процессе изучения документов оперативный работник Управления по борьбе с экономическими преступлениями, который проводит проверку, должен получить определенные данные, характеризующие незаконное получение кредита: общую характеристику заемщика (наименование организации-заемщика, получившей кредит, его организационно-правовая форма, структура, юридический и фактический адреса, номера счетов и наименования банков, в которых они открыты, данные руководителей коммерческой организации, распределение обязанностей, в частности кто имеет право заключать кредитные договоры и подписывать их); порядок получения кредитных ресурсов и их обеспечения (в тех случаях, когда такое имело место); результаты проведенной проверки (акт ревизии, аудиторской проверки); состояние бухгалтерского учета в проверяемой организации; выявлены ли нарушения порядка ведения учета, составлены ли приходные и расходные документы, в частности на кредитные ресурсы и товарные операции, связанные с кредитованием; позицию лиц, причастных к выявленному нарушению (заемщика, сотрудников организации-заемщика); содержание нормативных актов, регламентирующих кредитную операцию, по которой проводится проверка.

Для установления лиц, имеющих право подписи кредитных договоров и принимающих решение о выдаче кредита в банке, необходимо воспользоваться учредительными документами и штатным расписанием кредитующей организацией. После этого следует опросить работников банка, подписавших документы и принимавших решение о кредитовании, о мотивах принятого решения, об условиях и обязанностях процедуры выдачи, о личном впечатлении о заемщике. Необходимо ознакомиться и с документами, подтверждающими обеспечение кредита, постараться установить действительность такого обеспечения. При опросе страховщика, заемщика и его представителей установить собственников имущества, его количество, качество и стоимость.

При проведении предварительной проверки оперативные работники Управления по борьбе с экономическими преступлениями опрашивают работников предприятия-заемщика, получившего кредит, о целях его получения, знакомятся с бухгалтерскими документами, подтверждающими получение кредита. В процессе проведения предварительной проверки сообщений о незаконном получении кредита оперативные работники Управления по борьбе с экономическими преступлениями опрашивают сотрудников кредитной организации (кредитного инспектора, представителя кредитного комитета, представителя службы безопасности, проводившего проверку по заемщику); сотрудников Федерального казначейства (по проверке заемщика на обоснованность государственного кредита); служащих местной администрации или администрации субъектов Российской Федерации по фактам выдачи государственного кредита; руководителей организаций, с которыми у заемщика были оформлены отношения во исполнение кредитного договора (страховщики, поручатели); индивидуальных предпринимателей или руководителей организаций, получивших кредит; работников бухгалтерии и финансового отдела организации, которой выдан кредит; представителей иных кредиторов в случаях предоставления товарного или коммерческого кредита; лиц, производивших ревизию после выявления факта незаконного получения кредита.

Признаками незаконного получения кредита являются: отсутствие какой–либо документации, умышленное изменение основных фондов для введения в заблуждение сотрудников банка, недостаточный размер или снижение оборотных средств, изменения объема продаж и прибыли.

В соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявления руководителей кредитных организаций поступают в органы внутренних дел в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, сотрудники которых осуществляют по ним проверку и проводят необходимые оперативно-розыскные мероприятия с целью исследования обстоятельств. Законность решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам незаконного получения кредита зависит от полноты материалов, собранных в ходе проверки. В этих материалах должны содержаться: сведения о банке, выдавшем кредит; сведения о заемщике; копии документов, предоставленных заемщиком в кредитную организацию; круг лиц, подозреваемых в совершении незаконного получения кредита; акты ревизий, аудиторских и документальных проверок; копии юридического и кредитного дела заемщика; документы, свидетельствующие о наличии льгот; бюджетная роспись, на основании которой заемщику был выделен кредит; нормативные акты, нарушения которых были допущены при выдаче кредита; сумма денежных средств, использованных при нарушении условий целевой программы; объяснения лиц, подозреваемых в совершении преступления, сотрудников кредитного учреждения, принимавших участие в выдаче кредита, должностных лиц, отвечающих за распределение бюджетных средств, работников организации, получившей кредит.

Поскольку производство проверки по делам экономической направленности связано с большими затратами времени, при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя продлить срок до 30 суток (часть 3 статья 144 Уголовно-процессуального кодекса). В пользу продления срока свидетельствуют такие факты, как недостаточность десяти суток для проведения и получения результатов сложных оперативно-розыскных мероприятий, например, при проведении исследования с привлечением специалистов и получением необходимых данных, позволяющих принять законное и обоснованное решение о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела. В статье 140 Уголовно-процессуального кодекса определено, что для возбуждения уголовного дела необходимо установить признаки преступления. Такими признаками являются: существенное нарушение процедуры выделения кредита из бюджетных средств, что привело к срыву выполнения программы, поддельные документы, представленные в обоснование кредитного запроса.

После возбуждения уголовного дела необходимо наиболее полно установить комплекс обстоятельств, подлежащих доказыванию по фактам незаконного получения кредита. К таким обстоятельствам относятся: время совершения преступления; статус кредитного учреждения, в котором имел место факт незаконного получения кредита; обстоятельства создания организации, незаконно получившей кредит; а также является ли заемщик предпринимателем или частным лицом; вид финансово-хозяйственной деятельности, ее соответствие целям кредитования; состав руководителей организации и распределения обязанностей между ними; круг лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в организации; условия заключения кредитного договора, их выполнение кредитором и заемщиком; способ незаконного получения кредита; подлинность сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии заемщика, указанных в документах; причинение крупного ущерба; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; круг соучастников лиц, виновных в незаконном получении кредита, степень их виновности и ответственности в соответствии с уголовным законодательством.

Заемщик может явиться с повинной и сообщить о незаконном получении кредита. В данном случае после запроса заявителя проводятся организационные и оперативные мероприятия, указывающие на незаконное получение кредита, с привлечением заемщика к уголовной ответственности.

Также информация о незаконном получении кредита может поступить из оперативных источников. Финансовый контроль за исполнением бюджетного законодательства возложен на Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контроль за целевым расходованием средств, выделенных из бюджета на реализацию правительственных программ, осуществляет Правительство Российской Федерации и по его заданию проводится проверка аппарата Министерства финансов. Эти органы в случае выявления таких нарушений бюджетного законодательства и при наличии признаков преступления направляют собранные материалы в правоохранительные органы для дальнейшей проверки и принятия решения в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. В материалах проверки содержаться сведения, кем и какие нарушения бюджетного законодательства были допущены, каковы наступившие последствия, размер причиненного ущерба и другие данные. Изучив поступившие материалы, сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями проводят дополнительную проверку и по ее результатам принимают решение о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: