Когда гнев оправдан?

Мы уже обращались к случаю, когда чувства и поведение идут вместе, но они раздельны, и их необходимо различать. Необходимо рассмотреть следующий вопрос: «Как прежде всего я узнаю, оправдан ли мой гнев?»

Эмоциональные реакции в большой степени являются результатом нашего восприятия, то есть если я замечу опасность, на самом деле отсутствующую, или несуществующую угрозу, я отреагирую ненужным и бесполезным гневом. Так же если то, что защищается, не является тем, что я должен был защищать мою гордость, мое тщеславие или какое-то весьма ложное и пустое мнение. В таких случаях необходимо направлять мое восприятие и различение, мне необходимо «видеть» вещи в реальной перспективе.

Важно понять, что эмоции, хотя и являются важной I мотивирующей силой поведения, не должны направлять | наше поведение. Наше поведение должно направляться совестью, разумом и волей. Гнев может мобилизовать меня на встречу того, что я рассматриваю как опасность, но я не должен быть увлечен этим гневом. Я должен выбрать' правильную реакцию в соответствии с моим пониманием и моим духом. На самом деле, эмоции построены так, что они примут решение с помощью этих более важных частей человека, и энергии, которую они произведут, хватит на придание реакции силы.

Даже если правильная реакция заключается в ничегонеделании, например, в терпении и прощении, эмоции не подавляются и не отвергаются этим решением. На самом деле, через принятие этого решения воли эмоции все равно задействованы.

Еще одно слово, используемое для описания гнева — это пыл. Первоначальное значение этого слова очень интересно, оно связано с описанием процесса закаливания стали. Гнев должен закаливать нас для кризиса так же, как сталь закаляется при обработке. Но если эмоциональной энергии гнева позволить свободно действовать, мы говорим: «Я вышел из себя», — что на самом деле и происходит. Мы теряем способность управлять собой в драке, подобно взбесившемуся боксеру.

Различение между чувствами и поведением может также помочь нам увидеть, как гнев можно направить в русло созидательного примирения. Во-первых, нам нужно признать и рассмотреть свой гнев, чтобы решить, является ли он законным, оправданным, или на самом деле, это проблема, с которой нужно бороться.

Если он оправдан, то нам нужно признать и принять гнев и позволить его мобилизующей энергии обеспечить подъем в нас, чтобы мы могли противостать обстоятельствам. Если при этом присутствует нарушение или вред, с которыми необходимо разобраться, нам нужно сделать это честно и с состраданием. Гнев и сострадание не являются несовместимыми. Необходимо трезво посмотреть на проблемы до того, как можно заниматься прошением. На самом деле, преждевременное прощение или попытка пойти напрямик, не касаясь неприятных вещей, тоже часто завершается тем, что все просто погребается. То же происходит, когда люди так боятся гнева, что подавляют его до того, как у него есть возможность выразиться. В обоих случаях гнев уходит в подполье, чтобы питать обиду. Обида означает, что одно и то же испытывается снова и снова. Она также может произвести злобу, ожесточение и депрессию. Вспомните стихотворение Блейка «Отравленное дерево»:

На друга как-то я был зол,

Открыл мой гнев, мой гнев ушел,

Когда я зол был на врага,

Я скрыл свой гнев, и злость росла.

И ночь и день она росла,

Пока свой плод не принесла,

Мой враг увидел блеск плода,

И мысль к нему одна пришла.

Прокрался в сад мой тихо он,

Когда накрыла ночь мой дом,

С утра был рад увидеть я,

Лежащий труп того врага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: