Основной текст

И.К.Комарова

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРИЧИН ДЕВИАЦИЙ

СОЦИОЛОГИЯ права

Гродно 2005


КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Пособие содержит информационно-обучающий материал, освещающий основные концепции причин девиаций. Практический материал позволит проверить свои знания, творчески осмыслить и практически адаптироваться по данной теме.

Основной текст

В настоящее время в науке не существует однозначного истолкования причин девиации.

Рассмотрим четыре наиболее распространенных социологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конфликта и теорию стигматизации.

Теория аномии. Э. Дюркгейм утверждал, что девиантное поведение играет функциональную роль в об­ществе, поскольку наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым по­ведением, и выполняет роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит понятие «аномии» — общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными ценностями и невозможностью их реализации для большинства. Когда общество находится в состоянии аномии, люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, что ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходя­щими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. Такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиантного поведения.

Американский социолог Роберт К Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия «аномии» н «социальной солидарности», анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, — получают одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к допустимым средствам достижения материального ycпеха в жизни. Но на деле все обстоит иначе. Бедные люди и представители национальных меньшинств час­то ощущают себя загнанными в угол, поскольку им доступны лишь более низкие уровни образования и скуд­ные экономические ресурсы.

Если же они приняли в качестве цели ма­териальный успех — а это относится не ко всем инди­видам, — ограниченность в средствах может толкнуть их к неконформности и совершению асоциальных по­ступков, когда они поймут, что не в состоянии достиг­нуть культурно признанных целей культурно признан­ными средствами. Тогда одним из возможных решений станет снятие моральных ограничений — готовность до­биваться высокого статуса, социального и материаль­ного успеха любыми доступными средствами, включая порочные и преступные.

Однако «отсутствия возможностей» и неудержимо­го стремления к материальному благополучию недо­статочно для того, чтобы подтолкнуть человека в сто­рону девиации. Общество с жесткой классовой или кастовой структурой может не давать всем своим граж­данам равных шансов выдвинуться и в то же время высоко ценить богатство: примером такого общества может служить феодальная система средневековья. Лишь тогда, когда обществом провозглашаются общие символы успеха для всего населения, и при этом для множества людей ограничивается реальный доступу социально признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил пять типовых реакций на дилемму «цели — средства», четыре из которых пред­ставляют собой девиантные адаптации к условиям ано­мии (табл. 3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: