Функции и структура современного рынка

Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 3.1 Сущность рынка. Основные элементы рынка.

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Сущность рынка.

Сущность цены.

Товар и его свойства.

Теория предельной полезности.

Сущность спроса.

Сущность предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Механизм установления рыночного равновесия. Рыночная динамика.

Виды эластичности спроса и предложения.

Сущность рынка

Рынок –это сложное явление, где осуществляется процесс купли- продажи, процесс товарного обращения. Следовательно, нужно представлять рынок не просто как место проявления категорий и законов товарного производства, как бессодержательную абстракцию.

Но отсюда очевидна и сложность единообразного определения рынка. Что же такое рынок? Как отечественные, так и зарубежные экономисты определяют рынок по – разному:

1. “Просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товара и услуг”(экономика).

2. “Место, где каждый день миллионы потребителей и тысячи предприятий встречаются и договариваются о ценах на все товары и услуги, которые покупаются и продаются”. (Класс Эклунд “Эффективная экономика”).

3. “Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредствам которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в их труде” (Политэкономия)

Все эти определения рынка не полные, хотя затрагивают какую-то часть процессов, реально происходящих на рынке, а следовательно, ни одно из них не может быть опровергнуто.

Функции и структура современного рынка.

Более полно сущность рынка раскрывается в его функциях. Наиболее ощутимы такие из них, которые отражают:

1. регулирующую

2. контролирующую

3. стимулирующую роль рынка.

1. В качестве саморегулятора рынок способствует приведению производства материальных благ в соответствии с общественными потребностями, причем в определенных пропорциях, и даже сбалансированности. Тем самым обеспечивается связь производства и потребления, обеспечивая воспроизводственный процесс.

2. Контролирующая функция рынка проявляется в том, что посредством рынка выявляются затраты труда отдельных товаропроизводителей, чьи товары, при прочих равных условиях, могут быть реализованы только по общественным затратам труда.

3. Стимулирующая функция выражается в том, что рынок в определенной степени побуждает производителя к необходимости снижать индивидуальную стоимость товара и тем самым использовать научно-технический прогресс. Но при этом нельзя забывать, что рынок дифференцирует и самих производителей, разоряя одних, обогащая других.

Раскрытию сущности рынка способствуют также понятия о его структуре. Знание объектов рынка и его субъектов позволяет различать рынки, прежде всего по экономическому назначению.

Структура современного рынка представлена в виде рынков:

- потребительских товаров и услуг;

- средств производства;

- земли;

- фондов;

- ценных бумаг;

- научно-технических разработок;

- информации;

- труда.

Но структуру рынка можно представить не только по экономическому назначению. Рынок можно квалифицировать:

по географическим категориям → местные, национальные, мировые;

по отраслям производства → нефтяной, сельхозпродуктов, автомобилей;

по зрелости рынка → дефицитный, равновесный, перенасыщенный;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: