Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 3.1 Сущность рынка. Основные элементы рынка.
Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Сущность рынка.
Сущность цены.
Товар и его свойства.
Теория предельной полезности.
Сущность спроса.
Сущность предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Механизм установления рыночного равновесия. Рыночная динамика.
Виды эластичности спроса и предложения.
Сущность рынка
Рынок –это сложное явление, где осуществляется процесс купли- продажи, процесс товарного обращения. Следовательно, нужно представлять рынок не просто как место проявления категорий и законов товарного производства, как бессодержательную абстракцию.
Но отсюда очевидна и сложность единообразного определения рынка. Что же такое рынок? Как отечественные, так и зарубежные экономисты определяют рынок по – разному:
1. “Просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товара и услуг”(экономика).
|
|
2. “Место, где каждый день миллионы потребителей и тысячи предприятий встречаются и договариваются о ценах на все товары и услуги, которые покупаются и продаются”. (Класс Эклунд “Эффективная экономика”).
3. “Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредствам которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в их труде” (Политэкономия)
Все эти определения рынка не полные, хотя затрагивают какую-то часть процессов, реально происходящих на рынке, а следовательно, ни одно из них не может быть опровергнуто.
Функции и структура современного рынка.
Более полно сущность рынка раскрывается в его функциях. Наиболее ощутимы такие из них, которые отражают:
1. регулирующую
2. контролирующую
3. стимулирующую роль рынка.
1. В качестве саморегулятора рынок способствует приведению производства материальных благ в соответствии с общественными потребностями, причем в определенных пропорциях, и даже сбалансированности. Тем самым обеспечивается связь производства и потребления, обеспечивая воспроизводственный процесс.
2. Контролирующая функция рынка проявляется в том, что посредством рынка выявляются затраты труда отдельных товаропроизводителей, чьи товары, при прочих равных условиях, могут быть реализованы только по общественным затратам труда.
3. Стимулирующая функция выражается в том, что рынок в определенной степени побуждает производителя к необходимости снижать индивидуальную стоимость товара и тем самым использовать научно-технический прогресс. Но при этом нельзя забывать, что рынок дифференцирует и самих производителей, разоряя одних, обогащая других.
|
|
Раскрытию сущности рынка способствуют также понятия о его структуре. Знание объектов рынка и его субъектов позволяет различать рынки, прежде всего по экономическому назначению.
Структура современного рынка представлена в виде рынков:
- потребительских товаров и услуг;
- средств производства;
- земли;
- фондов;
- ценных бумаг;
- научно-технических разработок;
- информации;
- труда.
Но структуру рынка можно представить не только по экономическому назначению. Рынок можно квалифицировать:
по географическим категориям → местные, национальные, мировые;
по отраслям производства → нефтяной, сельхозпродуктов, автомобилей;
по зрелости рынка → дефицитный, равновесный, перенасыщенный;