Структурализм. Тема 7: Развитие психологии на рубеже 19 – 20 века

Тема 7: Развитие психологии на рубеже 19 – 20 века

Первые программы психологии как самостоятельной науки.

Школы Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования
Структурализм Э. Титченер Изучение структуры сознания Элементы психики Усовершенствованная интроспекция
Вюрцбургская школа О. Кюльпе, Н.Ах, К. Бюлер, О. Зельц Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих Элементы психики, умственные образы и их значения, установка Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета)
Функционализм Европа - Ф. Брентано, К. Штумпф. США- В. Джемс, Д.Дьюи, Д.Энджелл, Р. Вудвортс Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию Интенциональные акты. Поток мыслей и переживаний, в которых выделяются относящиеся к внешнему миру и себе, поток активности, объединяющей субъект и объект Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности
Французская психологическая школа. Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейм, Л.Леви- Брюль, Г. Тард Изучение фактов и закономерностей психической жизни. Главным объектом являются больные люди (или люди с пограничными психическими состояниями), а также социальные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя) Сознательный и бессознательный уровни психики содержанием которых являются знания о мире и о себе, а также поступки человека Клинический и кросс-культурный методы
Описательная психология В. Дильтей, Э. Шпрангер Описание и анализ психических явленийкак отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях Целостные и целенаправленные душевные процессы Постижение, основанное на анализе непосредственных переживании «Я»

Структурализм

Эдуард Титчинер (1867—1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосред­ственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией и настаивал на противопоставлении ее активно развивающему в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса.

Рассмотрим теперь основные положения структурной психо­логии Э. Титчинера.

1. В качестве первичных элементов сознания, являющихся основой для построения любой сложной комбинации, выделяются ощущения, образы и чувства:

§ ощущения определяются как простейший процесс, обладаю­щий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью;

§ образы выступают в сознании как следы прежних ощущений, и их основной отличительной характеристикой является большая или меньшая отчетливость;

§ чувства — это элементы душевных движений, обладающие, так же как и ощущения, характеристиками качества, интенсивности и длительности.

2. Внимание и мышление, по Титчинеру, имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, подобного рассмотренным выше трем простейшим элементам созна­ния. Титчинер, таким образом, отрицал выдвигаемое Вюрцбургской школой положение о существовании некоей третьей «вне-чувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса.

Структурализм Э. Титчинера был создан на почве интроспекционизма и явился одним из вариантов дальнейшего развития экспериментальнойпсихологии В. Вундта. Однако школа Титчинера не просуществовала долго, и большинство его учеников и последователей в дальнейшем отошли от основных идей своего учителя и стали разрабатывать свои подходы к пониманию пред­мета психологии и природы человека в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: