Функционализм

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838— 1917), являясь противником как экспериментальной структу­ралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психоло­гии, создал свою психологическую теорию и программу разви­тия психологии как самостоятельной науки, получившую на­звание функционализма. Главной идеей его теории была активная природа человеческой психики, а главной пробле­мой — проблема понимания сознания и его взаимодействие с окружающей реальностью. Программа развития психологии и его теоретическая платформа Брентано содержали следую­щие ключевые идеи:

1) главное качество сознания — интенциональность, или особого рода активность, в результате которой сознание всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Таким образом, содержаниями сознания являются не ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют;

2) соответственно предмет психологии — не содержания, как утверждает экспериментальная психология В. Вундта и структурализм Э. Титчинера, а акты сознания;

3) задача психологии как науки — изучение интенциональных актов сознания и, следовательно, описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит;

4) существует три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания), различаемых по способу отношения к субъекту:

— акты представления — они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию; к актам представления относятся восприятие, воображение, понятие;

— акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;

— акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.

Иными словами, когда человек слышит какую-либо фразу, его сознание совершает акт представления, затем он понимает и оценивает эту фразу с точки зрения ее правдивости или ложно­сти для него, и здесь совершается работа акта суждения, и наконец, когда человек понимает, приятно ему слышать эту фразу или нет, вступает в силу акт чувства:

5) метод исследования интенциональных актов — не эксперимент, а тщательное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов, при этом оно должно быть непредвзятым и непосред­ственным. Впоследствии этот метод был назван феноменологи­ческим наблюдением, так как его задачей являлось наблюдение за феноменами сознания.

При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и пред­метность сознания, что, безусловно, дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Постулируемый Брентано принцип активности обусловил развитие функциона­лизма как психологического течения, а также многих направле­ний в западноевропейской психологии. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальности мышления, обусловили развитие новых экспери­ментальных методик изучения сознания, в частности феномено­логический метод, а также отразились в теории гештальтпсихологии и психоанализе 3. Фрейда.

Вильям Джеймс (1842—1910), американский психолог, про­фессор психологии Гарвардского университета, создатель пер­вой американской лаборатории и президент Американской пси­хологической ассоциации, является одной из фундаменталь­ных фигур мировой психологии. В. Джеймс является отцом американского направления в функционализме, основой кото­рого во многом явилась теория акта австрийского психолога Ф. Брентано. Это направление противопоставлялось развивае­мому в Америке Э. Титчинером функционализму, берущему свое начало из экспериментальной психологии В. Вундта. Таким об­разом, функционализм Джеймса и его взгляды расширили пред­ставления о предмете психологии, понимании личности в целом, а также обусловили развитие новых направлений науки,напри­мер психологии личности как отрасли психологии.

Вильям Джеймс занимался изучением многих вопросов и проблем психологии. В частности, он дал психологии фунда­ментальный труд «Основы психологии» (1890), где изложил свою точку зрения и на саму эту науку, и на изучаемые ею феномены, явления и проблемы.

Джеймс придавал большое значение прикладной психологии, что послужило ее дальнейшему развитию, в частности необходи­мости ее использования в педагогике для решения ею задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка с точки зрения ее прижизненного формирования. Эти взгляды Джеймса оказали прямое воздействие на педагогику и разрабатываемые ею в дальнейшем методы обучения и развития детей.

Одной из фундаментальных в психологии является разрабо­танная Джеймсом теория эмоций, основным постулатом кото­рой служит указание на связь между эмоциями и их физиологи­ческими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиоло­гическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, на­пример грусть рождается из физиологического процесса плача. Интересно то, что эта теория, имея совершенно отличную от об­щепринятой точку зрения на природу эмоций,получила широ­кое распространение и была принята многими учеными-психо­логами как основополагающая, а впоследствии была частично подтверждена современными исследованиями в области психокоррекции и психофармакологии.

Широкую известность получили идеи Джеймса относительно природы сознания и природы человеческой личности в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: