Раздел 3. На пороге нового времени

От Ренессанса к барокко: понятие трагического гуманизма. Философия М. Монтеня и рождение скептицизма. Трагический гуманизм в «Гамлете» и «Дон Кихоте». Проблема хронологических границ XVII в. в литературе. Становление новой концепции знания (Декарт, “Рассуждение о методе”). Специфика рационализма XVII века в сравнении с рационализмом Возрождения и Просвещения. Культ “игры ума”. Дуалистическая трактовка познающего субъекта: величие и ничтожество (формула "мыслящий тростник").

Новые качества модели мира: несовершенство, децентрированность, бесконечность, механицизм. Две эстетические подсистемы XVII века: барокко и классицизм. История терминов, динамика их переосмысления. Эстетика барокко и классицизма: сходства и различия. Общая сверхзадача — реинтеграция мира, гармонизация действительности.

«Потерянный рай» Дж. Мильтона: проблема разграничения классицизма и барокко в актуальном тексте. Современные научные знания, религиозная традиция и интерпретация Библии у Мильтона. Язык и стиль Мильтона (Т. С. Элиот о Мильтоне).

Троп в поэзии XVII в. Метафора как средство реинтеграции распавшегося мира. Рационалистическая природа тропа. Концепт: трансформация понятия концепт от Возрождения к барокко. Английская метафизическая поэзия. Петраркистско-неоплатонический канон и его трансформация в XVII в. Специфика лирического "я" в поэзии барокко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: