РАЗДЕЛ 1. Возрождение как культурно-историческая эпоха. Традиция гуманизма.
Историко-культурное значение понятия “Возрождение”: ренессанс и “ренессансы”. Представление о “новом человеке”, для которого возрождение античности открывает путь к культурному самопознанию и творчеству. Взаимодействие языческого/светского и христианского моментов. Современные подходы к решению проблемы “гуманизма” и пониманию его возможностей. Studia humanitatis и система воспитания нового человека. Критика текста как филологический метод и принцип мышления.
Ф.Петрарка - тип нового человека. Спор Петрарки с Августином. Сосуществование гуманистических жанров и поэзии на “вольгаре”.
Метафорический стиль мышления и жанр сонета. Противопоставление средневекового аллегоризма и ренессансного метафоризма. Повествовательный стиль раннего Возрождения - новелла. Жанр новеллистического сборника у Боккаччо. Показ современной истории в свете двойной истины. Герой Боккаччо - любящий, деятельный, рассказывающий человек. Дальнейшая эволюция жанра новеллы.
|
|
Основные этапы эволюции гуманизма: гражданский гуманизм во Флоренции, платоновская Академия, натурфилософия. Судьба идеи всесторонне развитого достойного человека (homo universalis) и ее превращение у Н. Макиавелли. Практика достойной жизни (Кастильоне, Челлини).
Судьба рыцарской идеи в жанре поэмы: Боярдо, Ариосто, Тассо. Историческая судьба итальянской культуры и ее европейское значение.
Европейский мир в XIV – XV вв. Ренессанс как итальянское и как обще европейское явление. Английское Предвозрождение. XIV век как особая культурно-историческая эпоха. Дж.Чосер - формирование национальной традиции. Развитие жанра новеллистической книги - “Кентерберийские рассказы”.