Строительство Китайско-Восточной железной дороги — выброс денег на ветер

Полученные в 1895 году эксклюзивные права доступа отечественных товаров на рынки и месторождения Манчжурии не могли бы быть реализованы без строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Кроме того, сокращение длины позволило закончить восточную часть Транссиба раньше начала Русско-Японской войны. В противном случае стране, по-видимому, грозила потеря Приморья.

Свою экономическую роль КВЖД в полной мере сыграть не удалось. Южная ветка дороги (Харбин — Порт-Артур) к началу войны была только-только введена в строй и продолжала достраиваться, будучи, однако, полностью загружена коммерческими заказами. Но во время войны она была полностью занята военными перевозками, а затем досталась японцам. Северная же часть дороги вполне себя окупала до тех пор, пока под влиянием послереволюционной разрухи не была захвачена китайцами в 1920 г. Впоследствии в 1924 г. между СССР и Китем было заключено соглашение, согласно которому СССР отказалось от «специальных прав и привилегий». При этом все российские концессии вдоль дороги были ликвидированы.

Тем не менее, на момент строительства общее направление действий российских властей следует признать правильным. Недостаток скорее состоял в том, что КВЖД и Транссиб нужно было строить несколько быстрее, что позволило бы перебросить войска на фронт вовремя и добиться победы в войне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: