Архаизмы | ||||
лексические | семантические | грамматические | ||
собственно лексические | лексико-словообразовательные | лексико-фонетические | ||
Архаизмы – устаревшие слова, обозначающие предметы и явления, существующие в настоящее время: вежды – веки, ланиты – щеки, тать – вор, брадобрей – парикмахер.
Архаизмы делятся на лексические и семантические.
Лексические архаизмы в свою очередь делятся на:
· собственно лексические (устарели целиком): выя – шея, послух – свидетель;
· лексико-словообразовательные (устарели отдельные словообразовательные элементы): дружество – дружба, рыбарь – рыбак, белость – белизна;
· лексико-фонетические (устарела звуковая форма): аглицкий – английский, конфекта – конфета, маскерад - маскарад, прошпект – проспект, бусульманский – мусульманский.
Семантические архаизмы – это многозначные слова, у которых устарело одно или несколько значений, само же слово осталось в языке: гость – ‘купец’, позор – ‘зрелище’, врать – ‘рассказывать’.
|
|
Грамматические архаизмы – это слова с устаревшей грамматической формой: жалеючи, зала, старче.
Образец выполнения задания
Онегин с Ольгою пошел,
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклоняясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал… (Пушкин)
Семантический архаизм, слово «пошлый» здесь употреблено в значении ‘банальный, безвкусный, избитый’.
1. Но были все готовы заутра бой затеять новый (Лермонтов).
_________________________________________________________________________________
2. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы (Пушкин).
_________________________________________________________________________________
3. Красна изба углами, а человек делами (Пословица).
_________________________________________________________________________________
4. Пожарный огнь их домы истребил (Пушкин).
_________________________________________________________________________________
5. Еду в Москву за деньгами: обнищал зело (Чехов).
_________________________________________________________________________________
6. Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая (Крылов).
_________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 12. Выполните лексический анализ выделенных слов.
Для справки