окончание, флексия – абсолютные синонимы;
Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем (Гоголь). – контекстуальные синонимы.
1) друзья, товарищи, одноклассники – _______________________________________________;
2) деньги, бабки, мани, капуста – ___________________________________________________;
3) встреча, саммит, форум, сходняк, стрелка – ________________________________________;
4) фрикативный, щелевой – ________________________________________________________;
5) простой, элементарный, примитивный – __________________________________________;
6) дама, баба, молодица, тётка – ____________________________________________________;
7) упорствовать, артачиться – _______________________________________________________;
8) Ипполит Матвеевич оледенел и, не двигаясь с места, водил глазами по карнизам (Ильф, Петров) – _______________________________________________________________________.
ЗАДАНИЕ 9. Изучите таблицу «Типы антонимов» и определите, к какому типу принадлежат следующие антонимы.
Типы антонимов | ||
Языковые (противопоставлены по значению в самой лексической системе языка вне контекста, фиксируются в словарях антонимов) | Контекстуальные (речевые): блеск – нищета; работать – лежать. | |
Внутрисловные (явление энантиосемии – противопоставление значений внутри одного слова): одолжить денег (соседу; у соседа); залечить рану ( ‘вылечить’, ‘слишком долго и ненужно лечить’). | Межсловные 1. Комплементарные (отрицание одного означает утверждение другого): война – мир, жизнь – смерть, мужчина – женщина; 2. Контрарные (отражают постепенное изменение качества): холодный – горячий, ср.: холодный, прохладный, нормальной температуры, теплый, горячий; 3. Выражающие противоположную направленность: верх – низ, входить – выходить, вперед – назад, ускорять – замедлять. | |
Образец выполнения задания
|
|
Большой, малый – контрарные синонимы;
внимательно просмотреть всю работу, просмотреть ошибку – энантиосемия.
1) разбить клумбу, разбить стакан – _________________________________________________;
2) правда, ложь – _________________________________________________________________;
3) высокий, низкий – _____________________________________________________________;
4) включать, выключать – _________________________________________________________;
5) Вчера еще в глаза глядел, / А нынче все косится в сторону! / Вчера еще до птиц сидел, – / Все жаворонки нынче – вороны! (Цветаева) – _______________________________________;
6) можно, нельзя – ________________________________________________________________;
7) потерять, найти – ______________________________________________________________;
8) Глупцы не разумом, не честностью блистали, но золотом одним… (Батюшков) – ________________________________________________________________________________.
ЗАДАНИЕ 10. Распределите слова по четырем группам: 1) диалектизмы, 2) термины, 3) профессионализмы, 4) жаргонизмы (в широком смысле, т. е. лексика условных языков). Определите типы диалектизмов (фонетические, словообразовательные, лексические, семантические, грамматические).