Образец выполнения задания. окончание, флексия – абсолютные синонимы

окончание, флексия – абсолютные синонимы;

Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем (Гоголь). – контекстуальные синонимы.

1) друзья, товарищи, одноклассники – _______________________________________________;

2) деньги, бабки, мани, капуста – ___________________________________________________;

3) встреча, саммит, форум, сходняк, стрелка – ________________________________________;

4) фрикативный, щелевой – ________________________________________________________;

5) простой, элементарный, примитивный – __________________________________________;

6) дама, баба, молодица, тётка – ____________________________________________________;

7) упорствовать, артачиться – _______________________________________________________;

8) Ипполит Матвеевич оледенел и, не двигаясь с места, водил глазами по карнизам (Ильф, Петров) – _______________________________________________________________________.

ЗАДАНИЕ 9. Изучите таблицу «Типы антонимов» и определите, к какому типу принадлежат следующие антонимы.

Типы антонимов
Языковые (противопоставлены по значению в самой лексической системе языка вне контекста, фиксируются в словарях антонимов) Контекстуальные (речевые): блеск – нищета; работать – лежать.
Внутрисловные (явление энантиосемии – противопоставление значений внутри одного слова): одолжить денег (соседу; у соседа); залечить рану ( ‘вылечить’, ‘слишком долго и ненужно лечить’). Межсловные 1. Комплементарные (отрицание одного означает утверждение другого): война – мир, жизнь – смерть, мужчина – женщина; 2. Контрарные (отражают постепенное изменение качества): холодный – горячий, ср.: холодный, прохладный, нормальной температуры, теплый, горячий; 3. Выражающие противоположную направленность: верх – низ, входить – выходить, вперед – назад, ускорять – замедлять.
     

Образец выполнения задания

Большой, малый – контрарные синонимы;

внимательно просмотреть всю работу, просмотреть ошибку – энантиосемия.

1) разбить клумбу, разбить стакан – _________________________________________________;

2) правда, ложь – _________________________________________________________________;

3) высокий, низкий – _____________________________________________________________;

4) включать, выключать – _________________________________________________________;

5) Вчера еще в глаза глядел, / А нынче все косится в сторону! / Вчера еще до птиц сидел, – / Все жаворонки нынче – вороны! (Цветаева) – _______________________________________;

6) можно, нельзя – ________________________________________________________________;

7) потерять, найти – ______________________________________________________________;

8) Глупцы не разумом, не честностью блистали, но золотом одним… (Батюшков) – ________________________________________________________________________________.

ЗАДАНИЕ 10. Распределите слова по четырем группам: 1) диалектизмы, 2) термины, 3) профессионализмы, 4) жаргонизмы (в широком смысле, т. е. лексика условных языков). Определите типы диалектизмов (фонетические, словообразовательные, лексические, семантические, грамматические).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: