Рассмотрим основные типы отношения родителя к ребенку

В работах зарубежных психологов называются следующие типы отношения родителя к ребенку: принятие - непринятие; психологический контроль - психологическая автономия, Э.С.Шефер, 1965; положительное отношение — враждебность; директивность - автономия, С.Шлудерман, Е.Шлудерман,1973; оптимальный эмоциональный контакт - излишняя эмоциональная дистанция — излишняя концентрация на ребенке, Е.С.Шефер, Р.К.Белл, 1985.

Наиболее распространенной в психологической теории и практике типологией отношения родителей к детям является типология, предложенная А.Я.Варга:

1.Принятие. Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы.

2. Отвержение. Это тип негативного отношения родителя к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большой части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Названные типы эмоционального отношения находятся на разных полюсах: отрицательном и положительном. Между ними находятся разные варианты позитивного отношения (кооперация, симбиоз) и негативного («маленький неудачник» и авторитарная гиперсоциализация).

3.«Кооперация» - по мнению Варга,- социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка. Старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

4.«Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком одним целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизиро-ваться, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4.«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точу зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: