• Выделяют 4 стиля на основе исследований Д. Бомринд (1975), Маккоби и Мартин (1983).
• Авгоры базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребенка в семье
• родительского контроля
и родительской теплоты.
Авторитетный стиль
• Твердый контроль за детьми и в то же время поощрение общения и обсуждение в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка.
• Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними.
• В результате, дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой
• Высокий уровень контроля, холодные отношения с детьми.
• Родители закрыты для постоянного общения с детьми;
• Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения;
• Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.
• Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
|
|
Либеральный стиль
• Почти полное отсутствие контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними.
• Практически полное отсутствие родительских запретов.
• Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях.
• В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль
• Сочетание низкого контроля за поведением детей и отсутствие теплоты и сердечности в отношениях с ними.
• Отсутствие интереса и внимания к детям.
• Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.