Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
1) по порядку образования:
·
- избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
- формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).
2) по форме реализации государственной деятельности:
·
- на законодательные (представительные);
- исполнительно-распорядительные;
- судебные;
- контрольно-надзорные органы.
3) по принципу разделения властей:
·
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
4) по иерархии:
·
- центральные;
- республиканские;
- местные;
5) по характеру подчиненности:
·
- исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.);
- "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);
6) по срокам полномочий:
·
- постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
- временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7) по порядку осуществления компетенции:
|
|
·
- коллегиальные;
- единоначальные;
8) по правовым формам деятельности:
·
- правотворческие;
- правоприменительные;
- правоохранительные;
9) по характеру компетенции:
·
- органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);
- органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).