Черный ПР – это 2 группы приемов, связанных либо с нарушением законодательства, либо с использованием психологических приемов манипулирования, которые направлены на то, чтобы ослабить позиции конкурирующего кандидата.
Нарушения законодательства:
- подкуп избирателей
- подделка подписей в подписных листах
- использование голоса другого человека
- финансирование кампании помимо избирательного фонда
- размещение агитационных материалов в тех местах, которые не определены законодательством
- распространение материалов без уведомления об этом избирательной комиссии, т.к. любые материалы до начала их распространения должны быть представлены в избирательную комиссию
- создание препятствий для распространения материалов других кандидатов
- агитационная дезинформация – выпуск материалов от имени конкурентов
- выпуск агитационных материалов без указания необходимых реквизитов (например, анонимка).
Психологическое манипулирование:
Данные приемы не соответствуют нормам морали т другим социальным ценностям:
|
|
- негативные кампании конкурентов – в адрес кандидата высказываются факты, порочащие его.
- создание впечатления всеобщего неодобрения кандидата
- создание впечатления поддержки со стороны тех общественных групп, отношение к которым негативно
- использование сравнений и ассоциаций, вызывающих негативную реакцию
- подчеркивание фактов биографии конкурента, которые не соответствуют ожиданиям избирателей.