Методы социально-культурной деятельности. Общая характеристика

Стрельцов Ю.А., М.А.Ариарский, Красильников, Киселева., Ариарский.

МЕТОД – (от лат. metod) – прием, способ достижения поставленной цели, путь познания, исследования проблемы, способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». СПБГУКИ – Ариарский, Методы СКД – это система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников СКД, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач. Для СКД представляет интерес Классификация методов предложенная профессором Новаторовым ( СПБГУКИ): 1. методы формирования общественного сознания, которые включают в себя:информирование; - разъяснение; - комментирование; -обобщение; -внушение; - заражение; - убеждение. 2. методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают: включение в различные формы непрерывного просвещения; привлечение к разным видам любительского творчества; приучение к выполнению общественно-культурных функций; самоорганизацию; самоуправление; самообразование; самообслуживание; игру и т. д. 3. методы стимулирования СК активности, которая включает в себя: - положительный пример; - соревнование; - требование; - общественное мнение; - поощрение; - перспективу; - критику и самокритику.

На практике эти методы, как правило, используются не автономно, а в системе, ибо процесс вовлечения человека в мир культуры можно считать завершенным лишь тогда, когда знания, усвоенные благодаря использованию первой группы методов, преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов. Что же касается методов стимулирования социально-культурной активности, то без них невозможно эффективно применить ни первую, ни вторую группы.

МГУКИ – метод – это то, с помощью чего субъект достигает поставленной цели (воздействует на объект). Классификация методов ( МГУКИ): 1. Просветительные (изложение материала, упражнение, демонстрация предметов или явлений). 2. Воспитательные (убеждение, пример, поощрение, порицание). 3. Методы организации творческой деятельности (выдвижение творческих задач, орг-я сотрудничества, распределение обязанностей). 4. Методы рекреации (вовлечение в развлекательные занятия, организация игрового содержания).

Ведущие методы, используемые в социально-культурных технологиях: родовые методы культурно-досуговой деятельности: иллюстративные, театрализованные, игровые; педагогические методы: убеждение, поощрение, порицание, соревнование, вовлечение в деятельность, практические задания, поручение, педагогическое требование. Методы формирования общественного сознания: убеждение, внушение, пример.

Приведенные классификации достаточно условны, в практической работе они изменяются в зависимости от целей методической формы, от содержания эмоционального восприятия материала. Поскольку в СКД приходится иметь дело с группой методов, появляется такое понятие, как методика СКД (сумма частных приемов, позволяющих применять тот или иной метод в конкретной ситуации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: