Традиции и инновации в системе СКД: специфика взаимоотношений «старого» и «нового»

Любые социально-культурные инновации связаны с системой ценностей и традиций, принятых в обществе. Традиция — это культурное ядро, на котором покоится индивидуальность цивилизации, но инновации необходимы для развития. Социально-культурные инновации затрагивают исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установки, идеи, ценности, нормы поведения, элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или отдельных социальных группах в течение длительного времени. Нет сомнений в том, что нововведения осуществляются быстрее и легче там, где они вписываются в принятую систему культурных ценностей, тогда между традициями и инновациями можно поставить знак равно, ведь между ними осуществляется притяжение, если нововведения не вписываются в систему культурных ценностей, происходит их отторжение традициями. И традиции, и инновации равно необходимы культуре для прогрессивного развития. Для роста цивилизации было необходимо наличие постоянного инновационного процесса. Но для того, чтобы наладить постоянный процесс роста, требовалось наличие базы ядра, на которое мог бы опираться инновационный процесс. Именно традиция стала культурным ядром, на котором зиждется цивилизация. Инновац проекты: все новые, виртуальная корова (в Перми – корова по частям продается для многих), в Москве впервые был организован проект «Живая библиотека», в рамках которого можно взять на время не книгу, а человека. Суть «Живой библиотеки» заключается в чтении человека как книги, разговора между читателем и автором.и др. Позиция отторжения, отталкивания, на мой взгляд, наблюдалась в культурном пространстве Перми с реализацией нового «Пермского проекта» и проекта «Пермь – культурная столица». Традиция – общественное явление, которое отражает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, особая форма общественных отношений, отражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного влияния. С инновациями связаны происходящие модернизации в стране, но не учитывается СК аспект. Для чего необходимо создание особой среды, которая охватывала бы не только материальную сферу, но и духовную (сферу культуры). В условиях радикальных социальных трансформаций роль культуры возрастает в силу ее уникальных способностей, обеспечить процесс устойчивого развития, тем самым культура является важным основанием обеспечить восприимчивость к новому. Актуальность: инноватика пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, внедряется в сферу духовного производства, вынуждает людей переосмысливать, понимать по-новому те явления, которые были далеки (неактуальны), встраиваться в систему мировосприятия новых ценностей. Инновации в СКС направлены на культурное обновление общества в соответствии с целями его развития (приоритет духовному развитию человека). Изучение СКИ может дать ключ к пониманию того, каким образом формируется новое аксиологическое понимание, формируется личность способная создавать СКИ. Источником формирования теории СКИ является общая теория инновации, формируется наука с расширенной сферой применения инновационных подходов и критического сопоставления с общей теорией педагогической инноватики. СКИ утверждает новое виденье роли и места человека в обществе, возможность его влияния на процесс развитие социума, где личность раскрывает себя как активный субъект, преобразователь СКД. СК динамика позволяет создать механизмы педагогического управлениями изменениями в трансформирующемся социуме. Исходя из предназначения педагогической сущности СКД, может определяться СКИ как область знаний, в которых разрабатывается и развивается методология, теория технология комплексного педагогического управления инновационного развития СКС.

В чем же ошиблись «инноваторы»? С моей точки зрения, ошибка была с самого начала, так сказать, сызнова. Напомним, цель культурной политики – создать для активных и талантливых людей интересную среду, наполнить жизнь интересными событиями. Для этого в Перми постоянно проходят разные форумы, фестивали, конференции, театральные и музыкальные проекты, выставки – как российские, так и международные. Возникает ощущение насыщенности культурной программы даже по столичным меркам. Город начинает погружаться в нескончаемую череду фестивалей и других мероприятий, будни как будто отменяются, праздник растянут на круглый год, тогда как карнавалы и праздники всегда были лишь краткими периодами, призванными оживлять рутинную жизнь. Кроме того, «пермский проект» рассчитан преимущественно на определенные слои культурной Перми – активную творческую молодежь и работников культурных и образовательных учреждений, а также на создание и популяризацию новых культурных институций (Музей современного искусства, театр «СценаМолот», Центр развития дизайна), но простите, что же делать тем культурным организациям, которые оказались вне проектной деятельности, кое-как выживать и работать, меняя подходы, сознание и структуру?! И потом, в Перми есть яркие театральные коллективы, но они не имеют доступа к созданной театральной площадке «СценаМолот». В Перми есть талантливые дизайнеры, но для чего-то создается новый Центр развития дизайна, как ни печально, конечно, но факт. «Консервативная» публика говорила и о деструктивности запущенных процессов: об антипатриотичности выставок, о скандальности постановок, о низком эстетическом качестве арт-объектов, и тем не мене, пресловутые арт- объекты заполнили город. Нет, пермская общественность не была готова принимать такие новшества, поэтому к проекту относились отрицательно, требовали снести установленные объекты. И здесь ошибка «инноваторов» в том, что решив у себя «наверху» совершить «культурную революцию», продвигать город Пермь на всероссийский и международный уровень, делать его узнаваемым, создавать его бренд и т.д., абсолютно не подготовили общество к своим начинаниям. Инноватор в сфере культуры это не инноватор в сфере материального производства, который имеет право на эксперимент и на ошибку, в сфере культуры никак нельзя действовать по принципу ломки всего общественного уклада. Поэтому последствия оказались не такими, каким хотелось бы быть. Адаптировать общество никто не захотел, поэтому получили то, что получили. Горожане негативно относятся к Пермскому культурному проекту. Навязывая новые стандарты в искусстве, затрачивая на это огромные средства из бюджета, власть просто игнорирует мнение народа, обходит стороной укоренившиеся в обществе ценности и традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: