Экономические основы хозяйствования организаций СКС в условиях рынка

Из работ Помпеева, Игнатьевой, Иванов Г., Абанкина, Бабич А., Егоров Е., Шишкин, Тульчинский.

Классификация по способу хозяйственной деятельности. Данный признак в классификации организаций СКС чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики их финансово–хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов.

Различают:

• коммерческий тип хозяйствования;

• некоммерческий тип хозяйствования;

• смешанный тип хозяйствования.

Эта классификация позволяет относить конкретные организации СКС к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами.

КОММЕРЧЕСКИЙ ТИП хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом — извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта. Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и протезирования. Содержательная же сторона, т. е. социально–культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и в конечном счете определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу).

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ТИП хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как «самоценных областей общественной жизни». Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, т.к. предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе — малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому — убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры и искусства, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников. В этом случае по многим позициям неприбыльные организации превосходят государственные структуры, менее динамичные в реакции на изменение спроса и предоставляющие услуги более усредненного и стандартизированного характера. Кроме того, источники финансирования последних в большей степени ограничены бюджетными возможностями.

СМЕШАННЫЙ ТИП хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. То есть, по сути, не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия.

Практика показывает, что в условиях недостаточного финансирования некоммерческие организации для получения средств на свое развитие вынуждены заниматься коммерческой, предпринимательской деятельностью, использовать смешанный тип хозяйствования. Такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении, чем некоммерческие организации.

Эти и другие явления и процессы, протекающие в современной социально–культурной сфере, приводят к тому, что культура становится предметом относительно самостоятельного внимания со стороны экономических наук. Вместе с тем этот научный интерес сформировался настолько недавно, что до сих пор достаточно распространенной является точка зрения, согласно которой культура и искусство, занимая особое место в ряду всех остальных форм человеческой деятельности, находятся «по ту сторону» коммерции и рынка. Экономические же процессы в области культуры настолько специфичны, что по своей сущности полностью отличаются от процессов, протекающих в других сферах экономики.

P. S. Организационно-правовые формы собственности в сфере культуры и искусства. В сфере культуры существуют государственные и негосударственные(частные) некоммерческие организации. Для государственных некоммерческих организаций предусмотрена фактически единственная организационно-правовая форма - бюджетные учреждения. Для выполнения заданий собственника учреждение полностью или частично им финансируется. Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Следовательно, и по договорам, заключенным бюджетным учреждением сверх лимитов бюджетных обязательств, ответственность тоже несет собственник. В свою очередь с принятие ФЗ № 83, все бюджетные УК делятся на казенные, автономные, бюджетные. Казенные - Оказывают государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции. Они не могу выйти с предложениями к потребителю (например – клубы в местах заключения). Финансируется за счет гос-ва на основании бюджетной сметы. Автономные - Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления. Финансируются на основе гос. или муниципального задания как и бюджетные. Способ доведения средств – субсидии(и там и там). Органы управления: бюджетные-государство, автономные – гос-во и наблюдат. Совет. Отличаются еще тем, что на бюджетные действие ФЗ №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а на автономные нет. Негосударственные или частные некоммерческие организации могут существовать в таких формах как ООО, ИП, Товарищество. И что касается коммерческих организаций, которые тоже имеют место быть, то как правило это такие организации как агентства праздников.

Услуги и их роль в экономике. Услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребности путем предоставления (производства) соответствующих этой потребности благ материального или нематериального характера. Услуга – это полезный эффект труда. Процесс производства и потребления при этом неразрывен. Услуга не осязаема. Однако в обмен на нее потребитель готов предоставить что либо ценное.

Особенности функционирования сферы услуг. Процесс оказания услуг отличается отпроцессапроизводства и реализации материального товара по ряду характеристик: - неосязаемость услуг - это затрудняет демонстрацию потребителям предполагаемого результата и качества услуги до начала обслуживания, поэтому требуется особое внимание, как к процессу обслуживания, так и к факторам, косвенно указывающим на качество услуги; - гетерогенность (неоднородность услуг) - Это приводит к трудности или невозможности их стандартизации, как следствие, отсутствие нормативов, сложность планирования и контроля работы предприятия, особенно когда качество выполнения зависит от конкретного клиента; - несохраняемость услуг – это не позволяет создавать запасы для быстрого реагирования на изменение спроса. Это проблема не актуальна для услуг со стабильным спросом. Однако, существует ряд услуг, характеризующихся пиковым спросом (туристические услуги); - неотделимость предоставление услуги от потребителя. Степень вовлеченности потребителя в процесс обслуживания варьируется в разных отраслях от непосредственного (образование) до бесконтактного (безличного) (телекоммуникации). Эти 4 характеристики сферы услуг обуславливают особенности экономической деятельности предприятий сферы услуг и специфику менеджмента в этой сфере.

Рыночные отношения в социально-культурной сфере. Рынку всегда присуща конкуренция. Она является не только составной частью рыночного механизма, но и способом хозяйствования. Осуществляется в двух аспектах: а) внутриотраслевой аспект (в связи с аналогичными производствами)

б) межотраслевой аспект (между предприятиями, действующими в разных отраслях национальной экономики). Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях совершенной конкуренции. В экономике СКС рассматриваются только блага, обладающие общей потребительской стоимостью и полезностью, они делятся на: естественные блага и блага, которые являются продуктами общественного труда.

Спрос на услуги социально-культурной сферы. Формирование спроса происходит в зависимости от дохода потребителей, получаемого в материальной сфере, т.е. уровень потребления в этой сфере непосредственно зависит от платежеспособного спроса, от доступности цен для разных групп населения и от их реальных доходов. Платежеспособный спрос определяется: 1) абсолютной величиной денежных доходов населения; 2) долей, которая остается у потребителя после удовлетворения ими насущных материальных потребностей.

Величина и структура спроса зависит от следующих факторов: Половозрастной состав населения. Уровень его образования. Удаленность очагов социокультурного обслуживания от места жительства. Качество предоставляемых услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: