1 Теоретическая производительность (м3/ч): Qtt = Eν
2. Техническая (м3/ч): Qt = QttkЭ
3. Эксплуатационная (м3/смену): Qсм = QtTkИ; QГ = Qсм nN,
где Е – емкость ковша, м3, ν – число рабочих циклов в час (ν = 3600/tЦ), kЭ - коэффициент экскавации (kЭ = kН kР); kН и kР – коэффициенты соответственно наполнения ковша и разрыхления породы в ковше; Т – длительность смены, ч; n – число рабочих смен в сутки; N – число рабочих дней экскаватора в году с учетом плановых простоев на ремонт.
Коэффициенты наполнения ковша обычно приводятся в справочных материалах и колеблются в пределах 0,4 – 1,1.
Коэффициент разрыхления породы в ковше изменяется для мягких пород от 1,2 до 1,4. для скальных – от 1,4 до 1,6.
Коэффициент использования экскаватора в течение смены kИ = Т/tP, где
tP - чистое время работы экскаватора в течение смены., ч.
Обычно tP составляет от 0,5 до 0,6 при железнодорожном транспорте, 0,75- 0,8 при конвейерном транспорте и 0,8 – 0,95 при автомобильном транспорте.
На действующем карьере экскаваторный парк определяется исходя из числа выемочных единиц (забоев), плановых объемов горной массы на текущий год.
|
|
Средняя фактическая производительность добычного экскаватора ЭКГ - 4,6 составляет 1,2 млн. т в год. На вскрышных работах 1,36 млн. т.
Совершенствование организации работ и методов экскавации на карьере позволяют увеличить годовую производительность экскаваторов на 5 – 8 %.
Основные факторы, определяющие производительность экскаваторов, можно разделить на конструктивные, горно-геологические и организационно-технические.
К первым относятся размеры оборудования, мощность двигателей, рабочие скорости, кинематические схемы, емкость ковша, усилия на зубья ковша, форма ковша и др. Конструктивные особенности в условиях карьера не могут быть изменены, за исключением емкости ковшей, которые идут в комплекте с некоторыми моделями экскаваторов.
Ко вторым относятся физико-механические свойства породы, обводненность пород, наличие глины, кусковатость после взрыва, которые оказывают влияние на показатель трудности экскавации.
К третьим относятся размеры забоя, вид транспорта, организация работ на уступе и в карьере, квалификация машиниста экскаватора и др.