Особенности всенощного бдения праздника

Возглас: "Слава Святей...", предначинательный псалом, "Блажен муж..."

На " Господи, воззвах" 8 стихир, гл.6-й. "Слава, и ныне" - стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня.

На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.

Первая паремия из кн. Бытия (28,10-17) - о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.

Вторая паремия (Иезек. 44, 2-4) - о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.

Третья паремия (Притч. 9,1-11) - о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

На литии - пять стихир праздника, гл. 6-й. На стиховне - 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на "Бог Господь..." (трижды) и в конце утрени (единожды) - тропарь праздника, гл. 4-й: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный".

На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее поется величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое".


После величания, малой ектении и седальна праздника -поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: Помяну имя Твое...". Стих: "Отрыгну сердце мое слово благо...".

Примечание. Практическое отправление полиелея следующее.При пении"Хвалите имяГосподне... " священник выходит на середину храма и по окончании хвалитных псалмов поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем канонарх произносит стих одного из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: "Слава, и ныне" и дважды "Аллилуиа". Третий раз "Аллилуиа" и заключительное величание поет священник. Далее следует малая ектения и прочее последование.

Но если праздник совпадет о воскресным.днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после псалма "Хвалите имя Господне..." священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их - малая ектения и т.д.

Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия: "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же. Затем "Помилуй мя, Боже", стихира праздника, гл. 6-й: "Сей день Господень..." и молитва "Спаси, Боже, люди твоя..."

ПРИМЕЧАНИЕ: 1-й антифон4-го гласа: "От юности моея",как правило,поется по полиелее вовсе двунадесятые Господские н Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, неделю Ваий и Пятидесятницу. (Этот же антифон поется еще в Неделю св. апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника).

КАНОНОВ два: первый - св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй-- св. Андрея Критского (VII в.). Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

По 3-й песни - седален праздника, гл. 4-й. "Слава, и ныне" - той же. По 6-й - кондак: "Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея".

Катавасия - ирмосы ближайшего великого Господского праздника - Воздвижения: "Крест начертав Моисей" (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь по дважды.

На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо "Честнейшую" поется первый припев:

"Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матере" и ирмос 2-го канона.

"Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем".


Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: "Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию".

После 9-й песни - светилен "От ноплодныя днесь Анны..." "Слава, и ныне" - "Адаме обновися...".

На хвалитех - стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: