Одним из значимых способов повышения работоспособности являет-ся применение средств физической культуры в режиме труда и отдыха

Применение средств физической культуры и спорта для профессио-нальной подготовки основывается на явлении переноса тренированности. При этом используется эффект тренировки в одних видах деятельности для улучшения результатов в других, которые специальной тренировке не подвер-гались.

Задача заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональ-ных возможностей организма обучаемого, расширить арсенал его двига-тельных координации, а также обеспечить эффективную адаптацию орга-низма к сложным факторам трудовой деятельности.

Основное преимущество физических упражнений как фактора адапта-ции в том, что они являются адекватным средством развития и воспитания, необходимых в труде качеств.

Следует считать, что для ППФП значимыми являются все виды переноса, которые можно подразделить на:

- перенос эффекта адаптации к каким-либо раздражителям или услови-ям среды на работоспособность, и обратно;

- перенос эффекта занятий физической культурой и спортом на функциональные возможности организма,не связанные с двигательной дея-

тельностью (мышечная тренировка и закаливание организма);

- перенос тренированности чисто двигательного характера.

Профессионально-прикладная эффективность физической культуры и

спорта основывается на трех видах влияний:

Разнородный перенос тренированности. Речь идет о приспособлении (адаптации) к микроклиматическим условиям профессиональной деятельности и повышении устойчивости к профессиональным вредностям (шуму, вибрации и т. д.).


Перенос навыка: а) перенос общего двигательного опыта; б) специаль-ный перенос с заучиваемого упражнения на освоение движения или операции.

Последняя разновидность переноса встречается относительно редко. Виды упражнений, способствующих освоению профессиональных навыков по прин-ципу сходства биомеханических структур движения, подлежат анализу в каж-дом конкретном случае.

Однородный перенос тренированности, когда речь идет об улучшении средствами спорта тех физических качеств обучаемых, которые, прежде всего, необходимы в конкретной узкой специфической профессиональной деятельно-сти.

Так называемые упражнения на ловкость, силу, выносливость, скорость создают «моторную» базу для овладения специальностью, что позволяет инди-видууму, обладая более совершенными профессионально важными физически-ми качествами, при прочих равных условиях показывать более высокую работо-способность и меньшую утомляемость в процессе профессионального обучения, что опосредованно будет влиять и на обучаемость.

Производственная гимнастика

1. Вводная гимнастика -упражнения,выполняемые за5-7мин до началаработы непосредственно у рабочих мест.

Цель: посредством гимнастических упражнений в течение нескольких минут ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе.

В комплекс вводной гимнастики следует включать такие упражнения, ко-торые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Темп вы-полнения должен возрастать (при работе рук максимальный темп - 60 движе-ний в минуту, туловища -25).

В общем случае в комплекс вводной гимнастики следует включать сле-дующие группы упражнений:


1. Ходьба.

2. Упражнение на потягивание с глубоким дыханием.

3. Упражнения для мышц туловища и плечевого пояса.

4. Упражнения на растягивание мышц ног, а также упражнения общего воздействия.

5. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

6. Упражнения на точность движений и концентрацию внимания.

При этом необходимо соблюдать определенные правила.

1. Во время выполнения упражнений занимающиеся должны испытывать чувство доступной мышечной работы, посильной и приятной.

2. Необходимо создавать легкое тонизирующее состояние основных ра-ботающих мышечных групп.

3. Заканчивать вводную гимнастику рекомендуется двумя упражнениями, одно из которых снимает излишнее возбуждение, другое помогает настроиться на предстоящую производственную деятельность. Последнее упражнение на совершенствование точности движений и концентрацию внимания, выполняет-ся в темпе предстоящих рабочих движений.

4. После выполнения всего комплекса упражнений у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.

Физкультурная пауза

И.М. Сеченов для определения оптимального режима работы исследовал периоды работы и отдыха правой и левой руки. В первом варианте сначала ра-ботала правая рука до утомления, затем следовал перерыв - отдых в течение 5 мин, после чего правая рука возобновляла работу. Во втором варианте после работы правой рукой до утомления включалась на 5 мин в работу левая рука, а затем возобновляла работу правая рука. Во втором варианте восстановление работоспособности правой руки было более полным.


В другой серии опытов в период отдыха правой руки включались в рабо-ту ноги. Оказалось, что и в этих условиях работоспособность утомленной руки заметно повышалась.

На основании этих опытов И.М. Сеченов делает выводы:

1. Под влиянием активной формы отдыха утомление преодолевается бы-стрее, чем при пассивном отдыхе.

2. Поскольку между работой правой и левой руки, так же как и между ра-ботой правой руки и ног, нет непосредственной механической связи, ускорен-ное преодоление утомления при активном отдыхе осуществляется благодаря полезному возбуждению нервной системы, которое возникает при включении неутомленных мышечных групп.

Итак, чередование одного вида деятельности с другими является мощным фактором поддержания высокой работоспособности и жизненного тонуса.

Методические правила

1. Физкультурную паузу следует проводить так, чтобы создать наилуч-шие условия для проявления эффекта активного отдыха - эффекта переключе-ния внимания и деятельности работающих (соответствующий комплекс упраж-нений, психологическая обстановка, методически рациональное проведение физкультпаузы и т. д.).

2. Подбирать упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку в сопровождении с музыкой.

3. Эмоциональная насыщенность упражнений.

4. Темп выполнения упражнений средний и быстрый.

5. Паузу проводить эффективнее всего при начальных признаках утомле-

ния.

6. Комплексы пауз целесообразно менять через 4 недели.

7. Нагрузка в комплексе повышается к середине и снижается к концу пау-

зы.


Подбор физических упражнений в комплексе физкультурной паузы

Упражнения для группы профессий, требующих небольших физических нагрузок, но отличающихся монотонностью

1. Упражнения на потягивание.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (повороты, наклоны с дви-жением рук и ног).

3. Те же упражнения, но в быстром темпе.

4. Приседания, прыжки; бег, переходящий в ходьбу.

5. Упражнения для туловища, рук и ног.

6. Упражнения на расслабление мышц рук.

7. Упражнения на точность и координацию движений (нагрузка увеличи-вается постепенно, достигая максимума в четвертом упражнении, а затем сни-жается).

Упражнения для группы профессий с умеренными физическими усилиями, значительным напряжением внимания при большом разнообразии трудовых действий

1. Упражнения в потягивании.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (сокращение, растягива-ние, сменяющееся расслаблением).

3.То же.

4. Упражнения махового характера для различных мышечных групп.

5. Приседания, прыжки; бег, переходящий в ходьбу.

6. Маховые движения ногами с расслаблением мышц голени и стопы.

7. Упражнения на расслабление наиболее активно работающих мышц.

8. Упражнения на точность и координацию движений.


Упражнения для группы профессий с большой физической нагрузкой

Особое внимание уделяют темпу (медленный, с глубоким дыханием).

1. Упражнения на потягивание с прогибанием в верхней части туловища.

2. Упражнения с глубоким дыханием и расслаблением мышц рук.

3. Отдых, сидя в удобной позе (или лежа) с расслабленными мышцами всего тела (1-2 мин). Затем в этой же позе, движения ногами.

4. Упражнения, способствующие улучшению осанки, подвижности суста-вов и растягиванию основных активно работающих мышечных групп (поворо-ты, наклоны).

5. Активные движения руками (махи, рывки, круговые движения).

6. Упражнения для мышц ног и туловища (выпады, приседания, прыжки, бег на месте). В жаркое время в комплекс не следует включать бег, прыжки, на-клоны туловища вперед.

7. Упражнения на координацию и внимание.

Упражнения для работников умственного труда

1. Ходьба или легкий бег.

2. Потягивания с глубоким дыханием.

3. Полуприседы, приседы с движением туловища.

4. Упражнения для мышц туловища.

5. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

6. Бег или прыжки, переходящие в ходьбу с глубоким дыханием.

7. Упражнения на внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: