Рабочие процессы, происходящие в вентиляторах и насосах, сходны, так как протекают они практически при постоянной плотности: вода и воздух сжимаются незначительно.
Зависимость между теоретической подачей QT центробежной турбомашины и создаваемым турбомашиной теоретическим напором Нт устанавливается в предположении отсутствия трения в: турбомашине, утечек жидкости через неплотности и наличии
в рабочем колесе бесконечно большого числа лопастей бесконечно малой, толщины. В таком случае поток жидкости разделился бы лопастями на элементарные струйки.
Лопасти рабочих колес центробежных турбомашин могут быть:
1) загнутые вперед, когда β2(< 90°, т. е. ctg β2 > 0 (рис. 1, а);
2) радиальные, когда β2 = 90°, т. е. ctg β = 0 (рис. 1, 6);
3) загнутые назад, когда β2 1> 90°, т. е. ctg β2 <j 0. (рис. 1, в).
В соответствии с этим в координатных осях подачи QT и напора Нт (рис.1) строят теоретические индивидуальные характеристики турбомашины.
Из рисунка 1 видно, что при увеличении подачи QT напор турбомашин с колесами, имеющими лопасти, загнутые вперед, возрастает, при радиальных лопастях остается постоянным, а при лопастях, загнутых назад, снижается.
|
|
Рисунок 1 - Рабочие колеса центробежных турбомашин и соответствующие им теоретические индивидуальные характеристики
Шахтные вентиляторы по сравнению с насосами характеризуются значительными производительностями и небольшими давлениями, поэтому необходимо иметь колесо большого диаметра. Центробежные вентиляторы имеют одно колесо (в целях сокращения габаритов вентилятора по оси вращения его вала). В центробежных вентиляторах небольшой производительности применяются колеса с лопастями, загнутыми вперед. При этом несколько снижается к. п. д., что в известной степени компенсируется применением диффузора. В вентиляторах большой производительности применяются рабочие колеса с лопастями, загнутыми назад, которые обеспечивают более высокий к. п. д.
Шахтные насосы по сравнению с вентиляторами характеризуются значительными напорами и небольшими подачами. Поэтому центробежные насосы обычно имеют несколько последовательно соединенных колес относительно небольших диаметров. Для насосов применяются колеса с лопастями, загнутыми назад. Такого же типа колеса применяются для центробежных компрессоров.
Лекция № 5
Тема2. Основные эксплуатационные параметры турбомашин (2 часа)
План лекции (с.17-39/1/):
1. Действительная индивидуальная характеристика турбомашины
2. Характеристика внешней сети турбомашин (СРСП)
1. Действительная индивидуальная характеристика турбомашины
|
|
Действительная индивидуальная характеристика турбомашины представляет собой зависимость между действительным напором Н и действительной подачей Q турбомашины при известных размерах машины и определенной частоте вращения рабочего колеса. Действительный напор меньше теоретического из-за потерь в турбомашине, причинами которых являются: 1) конечное число лопастей колеса; 2) трение частиц жидкости между собой и о поверхности проточной части турбомашины; 3) затраты энергии на удары при вихревом движении жидкости внутри турбомашины; 4) затраты энергии на преобразование скоростного напора в статический.
Потери напора учитываются гидравлическим к. п. д. турбомашины, определяемым отношением полезной мощности турбомашины к сумме полезной мощности и мощности, затраченной на потери напора в турбомашине. Гидравлический к. п. д. зависит от качества изготовления турбомашины, ее параметров и равен для современных машин ηг = 0,8...... 0,96.
Действительная подача турбомашины, как и напор, меньше теоретической вследствие объемных потерь — утечек через неплотности в турбомашине. Эти потери характеризует объемный к. п. д. — отношение полезной мощности к сумме полезной мощности и мощности, утраченной с утечками. В среднем объемный к. п. д. η0 = 0,95... 0,98.
В турбомашине имеются также механические потери — затраты энергии на трение в подшипниках, сальниках, жидкости о наружные поверхности дисков рабочего колеса (дисковое трение) и др. Эти потери определяются механическим к, п. д., который для современных турбомашин ηM = 0,95... 0,99.
Отношение полезной мощности к мощности турбомашины называется к. п. д. турбомашины и является ее характеристикой. Он равен произведению гидравлического, объемного и механического к. п. д., т. е. η= ηг η0 ηM
Кривую действительной индивидуальной характеристики турбомашины можно получить, если из ординат теоретического напора Нт вычесть ординаты потерь напора Нп при соответствующих подачах (рис. 1).
Рисунок 1 - Формы действительных индивидуальных характеристик турбомашины: а и 6 — центробежных; в — осевой
Сравнение форм действительных индивидуальных характеристик турбомашин, имеющих рабочие колеса с лопастями, загнутыми вперед (рис. 1, а) и назад (рис. 1, б), показывает, что первая характеристика имеет вид выпуклой кривой (горбатые характеристики), а вторая — падающей кривой (безгорбые характеристики) или имеет слабо выраженный горб. Форма характеристики при определенных условиях оказывает влияние на устойчивость режима работы турбомашины. Действительная индивидуальная характеристика осевой турбо-машины (рис. 1, в) имеет форму седлообразной кривой.
2. Характеристики внешней сети турбомашин (СРСП)
Турбомашина соединена с внешней сетью: вентилятор с системой горных выработок, насос — с трубопроводом. Характеристика внешней сети представляет собой зависимость между подачей и напором, который должна развивать турбомашина для движения жидкости во внешней сети.
Напор турбомашины Н расходуется на подъем жидкости на геометрическую высоту Нг (для насосной установки это расстояние по вертикали от поверхности воды в резервуаре до сливного отверстия напорного трубопровода), создание скоростного напора в сливном отверстии напорного трубопровода Hск и преодоление гидравлических сопротивлений во внешней сети — потери напора Нп. Скоростной напор:
Потери напора по длине трубопровода и в местных сопротивлениях (повороты, сужения и т. д.)
где К — коэффициент, зависящий от шероховатости внутренней поверхности трубопровода; l — длина трубопровода; d — диаметр трубопровода; ξ — коэффициент местных сопротивлений; v — скорость движения жидкости в трубопроводе; ξс — суммарный коэффициент сопротивлений.
|
|
Рисунок 2- Характеристики внешней сети
Выразив v через подачу Q и поперечное сечение FТ, внешней сети, получим
причем
где R — постоянная сети (трубопровода)
На рисунке 2 характеристика внешней сети 1 построена для определенного поперечного сечения ее FT и коэффициента сопротивления ξс. При уменьшении сечения FТ или увеличении коэффициента сопротивления ξс увеличивается постоянная R, и характеристика 2 сети становится круче характеристики 1. При увеличении FТ или уменьшении ξс снижается RQ2, и характеристика 3 сети становится положе характеристики 1. К. п. д. внешней сети:
Рассмотренные характеристики внешней сети имеют место при турбомашинах, работающих с геометрической высотой подачи(насосы). Для турбомашин, работающих без геометрической высоты подачи,
и характеристика сети изображается параболой, которая выходит из начала координатных осей. Так как поперечное сечение сети может изменяться на ее протяжении (например, вентиляционная сеть шахты), для упрощения расчетов пользуются понятием «эквивалентное отверстие» — абстрактное отверстие в идеально тонкой стенке, через которое проходит заданное количество воздуха, испытывающее при этом такое же сопротивление, как в фактической внешней сети турбомашины.
Эквивалентное, отверстие вентиляционной сети А (м2) определяется на основании формулы
где Q — количество протекающего в сети воздуха, м3/с; ψ — коэффициент сжатия струи (для воздуха ψ= 0,65); — скорость воздуха, м/с; Нст — статическое давление.
Лекция № 6
Тема 3. Работа турбомашины на внешнюю сеть (2 часа)
План лекции (с.17-39/1/):
Устойчивые рабочие режимы турбомашин
Зная действительную индивидуальную характеристику турбомашины и характеристику внешней сети, построенные в одинаковых масштабах, рабочий режим турбомашины, т. е. определенное значение ее подачи Q, напора Н и к. п. д. η,находят как точку пересечения указанных характеристик. Графическое определение рабочего режима турбомашины на внешнюю сеть показано на рис. 1 а.
|
|
Точка I показывает рабочий режим турбомашины, которому соответствуют Q', Н' и η'.B данном случае η ' ≠ ηтах. Для получения наивыгоднейшего (оптимального) рабочего режима турбомашины, соответствующего ηтах, надо изменить характеристику сети. В данном случае необходимо изменить характеристику увеличением поперечного сечения сети или уменьшением сопротивления в ней так, чтобы она приняла, вид кривой 4, тогда рабочий режим /// характеризуется величинами Q, Н и ηтах. Если еще изменить характеристику сети так, чтобы она приняла вид кривой 5, то рабочий режим // характеризуется величинами Q", Н" и η"≠ ηтах.
В практике эксплуатации турбомашин имеет место колебание режимов в определенных интервалах. Применительно к рис. 1, а этот интервал соответствует режимам /—///—//. Средневзвешенный.к. п. д. турбомашины в данном интервале определяется по данным трех режимов:
Указанные изменения рабочих режимов турбомашины являются результатом изменения характеристики внешней сети при постоянной характеристике турбомашины.
Изменение рабочих режимов турбомашины (рис. 1, б) может быть при постоянной характеристике сети, но при переменных характеристиках турбомашины, что можно осуществить изменением частоты вращения рабочего колеса турбомашины, числа рабочих колес и другими способами. Рабочие режимы турбомашины показаны точками ///—/—// с соответствующими значениями подачи, напора и к. п. д.
В общем случае рабочий режим турбомашины может изменяться в зависимости от характеристики внешней сети и характеристики турбомашины, на этом основано регулирование подачи и напора.
Рабочие режимы турбомашин с одной точкой пересечения характеристик турбомашины и внешней сети являются устойчивыми, т. е. такими, которые могут автоматически восстанавливаться при устранении причин, вызвавших их изменение. Устойчивый режим является необходимым условием нормальной работы турбомашины.
Рисунок 1 - Рабочие режимы центробежной турбомашины: а — при неизменной характеристике турбомашины и изменяющейся характеристике внешней сети; б — при неизменной характеристике внешней сети и изменяющейся характеристике турбомашины |
Лекция № 7
Тема 3. Работа турбомашины на внешнюю сеть (2 часа)
План лекции (с.17-39/1/):
Неустойчивые рабочие режимы турбомашин
При турбомашинах, работающих с геометрической высотой подачи, может иметь место неустойчивый режим с двумя точками пересечения / и // (рис. 2) характеристик турбомашины / и сети 2 или отсутствовать режим, когда не пересекаются характеристики 3 и 2. Неустойчивый режим и отсутствие режима свидётельствует о неправильном выборе турбомашины при заданной геометрической высоте.
Для устранения неустойчивого режима, который может возникать при эксплуатации турбомашин, необходимо: 1) увеличить частоту вращения так, чтобы характеристика турбомашины приняла вид кривой 4 с одной точкой /// пересечения с характеристикой сети 2 (при этом окружная скорость колеса должна быть в допустимых пределах); 2) увеличить число последовательно соединенных колес так, чтобы характеристика турбомашины приняла вид кривой 5 с одной точкой IV пересечения с характеристикой сети 2.
Рисунок 1- Неустойчивый режим и отсутствие рабочего режима центробежной турбомашины | Рисунок 2 - Характеристики осевой турбо- машины при различных углах установки лопастей рабочего колеса |
Устранить неустойчивый режим изменением характеристики сети нельзя, так как турбомашина в конкретных условиях работает с определенной геометрической высотой подачи.
Для обеспечения устойчивой работы при выборе турбомашины необходимо соблюсти условие
где Н0 — напор турбомашины при подаче, равной нулю.
Для центробежных турбомашин, работающих без геометрической высоты подачи (например, вентилятор), рабочий режим должен быть устойчивым, так как характеристика вентиляционной сети выходит из начала координатных осей. Однако и здесь могут иметь место недопустимые режимы при совместной работе двух или нескольких вентиляторов на общую вентиляционную сеть
При установке с осевым вентилятором, даже при его самостоятельной работе на вентиляционную сеть, возможны неустойчивые режимы. На рис. 2 показаны характеристики осевой турбомашины (вентилятора) при различных углах установки лопастей рабочего колеса. Эти характеристики в отличие от характеристик центробежных турбомашин имеют седлообразную форму, особенно при углах установки лопастей свыше 20°.
При характеристике / осевой турбомашины и характеристике 2 внешней сети рабочий режим устойчивый, так как он определяется одной точкой / пересечения характеристик /и 2 (производительность и давление изобразятся соответственно абсциссой и ординатой точки / на кривой /).
При увеличении сопротивления внешней сети (кривая 8) работа турбомашины будет неустойчивой — пересечение указанных характеристик произойдет в нескольких точках. Опасность появления неустойчивой работы осевых турбомашин возрастает при параллельной работе осевых вентиляторов. При углах установки лопастей свыше 20° обеспечить параллельную работу на общую вентиляционную сеть осевых вентиляторов практически трудно.
Нормальными рабочими режимами осевых турбомашин надо
считать режимы, расположенные вправо от вершины горба В
с ординатой Hmаx.
В ряде случаев эта рабочая часть характеристики при углах установки лопастей рабочего колеса свыше 20° недостаточна для нормальной работы осевых вентиляторов за весь срок службы их в шахтных условиях. Поэтому при подборе осевых вентиляторов часто ориентируются на их характеристики, соответствующие (по возможности) меньшим углам установки лопастей — обычно в пределах 20—30°.
В осевых вентиляторах для местного проветривания путем сохранения постоянного, сравнительно небольшого угла установки лопастей рабочего колеса обеспечивается характеристика, изображаемая кривой 4.
Неустойчивую работу осевого вентилятора с характеристикой / на сеть с характеристикой 3 (см. рис. 2) можно устранить способами, описанными применительно к центробежной турбомашине, и, кроме того: изменением угла установки лопастей (характеристика 5); уменьшением сопротивления вентиляционной сети (характеристика 2). Характеристики вентилятора и сети при этом будут пересекаться только в одной точке, т. е. рабочий режим будет устойчивым.
Для конкретных условий работы на внешнюю сеть по заводским действительным индивидуальным характеристикам турбомашин можно подобрать турбомашину, которая, обеспечивая требуемые подачу и напор, является наивыгоднейшей в отношении к. п. д., а следовательно, минимума потребления энергии за весь период эксплуатации турбоустановки.
Лекция №8