Религиозно-нравственная проблематика романов Мориака

Франсуа Мориак (фр. François Mauriac) (11 октября 1885, Бордо — 1 сентября 1970, Париж) — французский писатель; член Французской академии (1933); лауреат Нобелевской премии в области литературы (1952).

Свою первую серьезную работу Мориак написал в тринадцать лет. Это была пьеса «Va-t-en!», которую он посвятил сестре, Жермене.

Свой первый сборник поэзии «Руки, сложенные для молитв» автор опубликовал в 1909 году. Этот сборник привлек внимание многих литераторов, но слава к писателю пришла позднее, поскольку эти стихи были еще наивными и незрелыми, в них чувствуется влияние религиозных воззрений писателя.

«Чудом христианства» называл Мориак то, что «мы можем быть Богом». Но это право христианина защищала не церковь, а художник-реалист Мориак, именно поэтому его неизменно осуждали и проклинали истовые католики. Еще бы, он Бога отождествлял с человеком, а в человеке увидел «создание падшее и со дня своего рождения оскверненное».

«Оставить землю - значит утратить знание Бога и более чем знание: облада­ние существом бесконечным в тайниках эфемерного создания».

Человек, а не икона привлекал Мориака, но в то же время «романист познает себя, лишь, когда он познает Бога». Вот границы метода Мориака и основа его непоследовательности. То страдания человека предстают перед нами как стра­дания, реалистически воспроизводимого земного ада, то в них просвечивает легко уловимая схема религиозной проповеди.

Его первый роман «Дитя под бременем цепей» (1913) отобразил те черты, которые характеризовали и его зрелое творчество. В этом романе, под влиянием реализма, автор пишет о молодом человеке, который приехал из провинции для «покорения столицы». Но молодой человек чувствует в столице себя одиноким, что влияет и на его окружающих. Но его томления скорее надуманны и он обретает мир, обратившись к Богу и ответив на любовь кузины.

Во время Первой мировой войны не прекратил литературную деятельность, но после ее окончания возобновил работу. Так, в 1922 году появилась повесть «Поцелуй, дарованный прокаженному».

Этот роман укрепил репутацию писателя, как знатока человеческой души. Герой книги молодой человек-карлик, который очень комплексует по поводу своей внешности и боится увидеть отвращение в других людей, а потому избегает их, находя прибежище в религии. Однажды местную красавицу заставляют выйти замуж за героя, поскольку его род был богатым. При этом брак стает мучением для обоих. На этом и сосредотачивается автор в романе.

В романе «Родительница» (1923), который засудила католическая церковь за порнографические моменты, автор рассказывает о тиранической любви матери к сыну. Эта любовь стала причиной разрушения его брака и все, что осталось молодому человеку это месть.

В своих романах Мориак проявил себя, как непревзойденный аналитик душевных страстей и резкий критик провинциальной буржуазии (Прародительница; Пустыня любви; Клубок змей; Тайна Фронтенаков). Большинство его романов сосредотачивается на теме веры и желания, а также душевного опустошения, которые должны преодолеть герои.

Темами романа «Тереза Дескейру» (1927) также становятся грех и преступление. Автор пытается найти истоки злодеяний и поиски заводят его к проблемам брака в буржуазном обществе, проблемам семьи и морали. Не оправдывая героиню в ее преступлении, автор также сочувствует ей, поскольку она стала жертвой обывательского общества. Тереза стает женой ненавистного ей человека, самодовольного буржуа. Ее отчаяние превращается в ненависть, а ненависть ведет к преступлению.

Наиболее сильным с реалистической точки зрения стоит считать роман «Клубок змей» (1932). Клубок змей по замыслу автора - это своего рода метафора человеческой души, не познавшей света католической религии. В книге каждый член буржуазной семьи, «отравляет ядом своей ненависти» существование других. Этим романом автор разрушает миф о респектабельности и благополучной жизни буржуазного класса. Ненависть в семье не результат неудавшегося брака, а диагноз всего общества. Роман представляет собой исповедь главы семьи, который происходит с низов общества и может взглянуть на общество коммерсантов-буржуа другими глазами.

Поэзию и романы Мориака признали тем, что выбрали писателя членом Французской Академии 1 ноября 1933 года.

Сюжет романа «Тереза Дескейру» автор продолжил через несколько лет в романе «Конец ночи» (1935). Старая Тереза с грехом на душе влачит жалкое существование. Идея книги, что жизнь это страдание (ночь), а освобождение (день) приходит лишь после смерти.

Роман «Черные ангелы» (1936) и пьеса «Асмодей» (1937) не принесли автору славы, но следующий роман «Дорога в никуда» (1939) автор вновь возвращает себе былую славу. Образ дороги здесь всего лишь фон, на котором разворачивается сюжет о судьбах людей, которые стали жертвой общества с его жаждой наживы. Автор считает, что выходов из проблемы такого общества всего два: революция или обращение к Богу. При этом он считает, что Бог более приемлемый вариант.

В этом смысле Мориак претендует на роль Бога. Отсюда и безапелляционный вывод: «Господь Бог не художник, г-н Мориак тоже». В полемически заострённой статье Сартр, верно, отметил слабые места психологизма Мориака. Действительно, многим персонажам писателя - в свете божественного предопределения - присуща известная заданность.

Запрограммированность - составная черта художественного метода Мориака, писателя религиозного, убеждённого в том, что обладающий верой - обладает истиной. Взаимопроникновение внутреннего и внешнего мира приводит к тому, что в поэтике Франсуа Мориака главным нолем битвы человека с судьбой становится не окружающая действительность, но душа - ад и рай внутри нас.

1952 — Нобелевская премия по литературе: «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: