Концепция «чистого романа» в «Фальшивомонетчиках» А.Жида

Андре Жид (лауреат Нобелевской премии 1947 года) искал ответы на многие нравственные вопросы времени, мечтал о справедливом мире без насилия, о полной свободе проявления личности. В ранний период творчества он испытывал влияние символизма и Оскара Уайльда, эстетики Поля Валери и Марселя Пруста, не прошел мимо ницшеанства. В 1921 г. Жид печатает статью о Прусте, его особенно восхищает, что Пруст «ничего не пытается доказать», он воспринимает Пруста как идеал, к которому надо стремиться. Жид утверждает, что Пруст заставляет читателя надеть очки и увидеть множество интересных подробностей там, где раньше видели лишь сплошную массу. Жид - изощренный эстет, признающий искусство единственной ценностью, игру в подбор благозвучных слов - самым интересным занятием на свете. Реальная действительность существует для него как своего рода неизбежность, отталкиваясь от которой можно начать нескончаемое плетение словесных узоров.

Первые книги Андре Жида представляли собой типичную литературу, близкую к символистской. Для Жида вопрос «как писать?» бесконечно значительнее вопроса «о чем писать?».

Жид - ярый индивидуалист, его не устраивает современное общество, принижающее человека. Политику он презирает, общественную, социальную действительность считает недостойной изящного пера. И он находит какое-то наслаждение в том, что мир вокруг гниет и разлагается.

В начале 20-х гг. Андре Жид становится властителем дум определенной части французской интеллигенции, наряду с Прустом он признанный глава модернистской школы. К нему как к «метру» примыкают Поль Валери и Поль Моран.

В 1925 г. А. Жид выпускает свое самое известное произведение «Фальшивомонетчики», в котором сконцентрированы такие важные для Жида проблемы, как поиски себя, культ сильной личности, конфликт поколений. В основу романа были положены факты уголовной хроники начала века - преступления группы фальшивомонетчиков, сбывающих поддельные деньги с помощью подростков. Однако это был повод, позволяющий исследовать отчуждение, неподлинность, фальшь в отношениях между людьми. Фальшивая десятифранковая монета стала символом, за которым лукавство сердца, непомерность амбиций, ложно понятые чувства чести и долга.

Главный герой книги - юноша Бернар Профитандье бросает вызов обществу, построенному на лицемерии, исполненному фальши и уходит из родного дома. Жизнь сталкивает его с разными людьми: писателем Эдуаром, который ищет правды, искренности и не находит, циничными эгоистами графом Пассаваном и леди Гриффитс, готовыми считать истинные чувства ненужными побрякушками. Бернар бунтует, но во имя чего - не знает.

Все в романе французского писателя «работает» на как можно белее доскональную реализацию этой концепции. В своем произведении А. Жид формулирует теорию «чистого романа» или «романа идей» и в некоторой степени критикует классическое представление о романе: «Слишком по­дробно описывая своих персонажей, романисты, скорее, мешают вооб­ражению, чем помогают ему. <...> Они должны предоставлять каждому читателю право рисовать себе героев романа каким вздумается» [1, с. 56]. Автор предоставляет читателю уникальную возможность: заполнять «мат­рицы» героев близким по содержанию именно ему, читателю. Таким обра­зом создается множество трактовок персонажа, множество идентичностей.

«Фальшивомонетчики» — книга полифоническая, калейдоскопическая, геометрическая, многогранная (вычеркнуть любую метафору на выбор). В ней 35 героев — учеников коллежей, студентов, писателей, девиц, мальчиков (особенно мальчиков!), которые сталкиваются друг с другом на улицах Парижа и все ищут одно и то же: средство ускользнуть от своей предначертанной судьбы, похожей на фальшивую монету.

— Ф. Бегбедер[5]

Роман изобилует примерами того, как разлаживаются отношения детей с родителями. В социальном плане основной темой романа является глубокий кризис и даже распад основной ячейки патриархального общества — семьи. Все гетеросексуальные связи в романе не приносят удовлетворения и делают их участников глубоко несчастными[6]. Педерастические связи, по мысли автора, тоже не гарантируют благополучия — приведены как позитивные (Эдуар), так и негативные (граф де Пассаван) примеры их воздействия на подрастающее поколение[7].

В эстетическом плане основная тема романа — кризис жанра романа и реалистической литературы в целом в условиях, когда трансцендентного абсолюта больше не существует и объективная реальность потеряла былую стабильность[8]. По сюжету Эдуар пишет собственный роман с названием «Фальшивомонетчики». Приведённые в тексте выдержки из сочинения Эдуара представляют собой критику романа Жида[8]. Действующие лица романа предаются обсуждению его структуры. Например, следующие слова Эдуара могли бы быть произнесены и самим Жидом:

Я создаю персонаж романиста, которого делаю центральной фигурой романа; и сюжетом книги, если угодно, как раз и является борьба между тем, что преподносит ему действительность, и тем, что он мечтает из этой действительности сделать.

Сквозная метафора романа — фальшивомонетничество, подделка реального — также выносится на обсуждение персонажей. На одном смысловом уровне фальшивомонетничество — это традиционный для литературы мимесис, который в современных условиях воспринимается скорее как пустая условность, нежели нечто глубоко осмысленное[8]. На другом уровне фальшивомонетничество — это традиционная структура общества, основанная на утратившем былую функциональность институте семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: