Исполнительная власть с исторической точки зрения возникла раньше других ветвей государственной власти, и ее функционирование наиболее трудно поддается правовому регулированию по следующим причинам (характеристики исполнительной власти):
1. полипредметность деятельности – исполнительная власть осуществляется практически во всех сферах общества
2. разветвленная система субъектов исполнительной власти
3. оперативность и срочность принятия решений, беспрерывное решение текущих задач
4. исполнительная власть осуществляется на территории всей страны в целом в каждой отдельной местности в частности.
5. исполнительная власть наиболее закрыта от общественного контроля.
6. исполнительная власть обладает монополией на государственное принуждение
7. исполнительная власть распоряжается финансовыми и материальными ресурсами общества
|
|
|
Указ Президента «О структуре ФОИВ» от 21.05.12г. №636
Указ Президента «Вопросы системы и структуры ФОИВ» от 12.05.08г. №724
Эти законы распечатать и знать близко к тексту!!!!!
ФКЗ «О Правительстве»
Де-факто существует дуализм высшей исполнительной власти – конкурирующие полномочия Президента и Правительства. По Конституции и ФКЗ высший орган исполнительной власти – Правительство РФ. Президент не отнесен к исполнительной власти. Но де-юре и де-факто Президент осуществляет полномочия в сфере исполнительной власти. Поскольку управлять государством проще, опираясь именно на исполнительную власть.
ФОИВ разделены на две группы: подчиняющиеся Правительству и подчиняющиеся Президенту.
Дуализм, не нашедший четкой законодательной основы, может проявляться по-разному на различных исторических этапах. А именно, если Президент политически сильная фигура, центр принятия решений перемещается к нему. В обратном случае, Правительство приобретает большую автономию.
Система исполнительной власти в России характеризуется двумя принципами:
1. единство – т.е. ОФОИВ образуют единую систему соподчиненных органов. Этот принцип в полной мере работает только в унитарных государствах. Если говорит о федеративных государствах то этот принцип работает только вместе со вторым принципом.
|
|
2. Принцип предмета ведения и разграничения полномочий – т.е. в рамках формально единой системы исполнительной власти, выделяются федеральная и региональная подсистемы, как в России.
Выделяются следующие предметы ведения:
1. федеральные: ст. 71 К. Все нормотворческие, правоприменительные функции осуществляет исключительно федеральный исполнительный орган
2. совместное ведение федерации и ее субъектов. В рамках отдельных направлений деятельности разграничиваются федеральные и региональные полномочия. Нормотворческие, правоприменительные функции осуществляются одновременно федерацией и субъектами в пределах их полномочий.
Схемы организации органов при совместном ведении могут быть различными:
а) управление осуществляется несоподчиненными друг другу федеральными и региональными органами.
б) компетенция федеральных органов по совместному ведению делегируется региональным органам. Такие органы подчиняются соответствующему органу субъекта и федеральному органу.
в) в случае невозможности осуществления региональными органами возложенных на них полномочий функции передаются федеральным органам.
г) исключительное ведение субъектов – нормотворческие и правоприменительные функции осуществляют региональные органы (ст.73 К РФ). По факту в рамках этого предмета ведения нет подчинения федеральным органам.