Высшие органы государственной власти 10 страница

Формы правления по способу организации власти делятся на монархии и республики. В монархии формальный источник власти одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - всевластие главы государства, конституционная монархия - полномочия монархов ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделен исполнительной властью и лишь частично - законодательной и парламентскую, где монарх, хотя и считается главой государства, фактически обладает представительными функциями и частично - исполнительскими, а иногда имеет право вето на решение парламента. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. Современные парламентские монархии отдают дань политической традиции. Фактически они мало отличаются от республик.

Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская, или смешанная республика.

Как известно, республики существовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако действительно распространенной республиканская форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков в Европе.

Парламентская республика характеризуется рядом признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. В парламентских республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:

- парламент избирается гражданами страны и является единственным выборным органом в государстве;

- парламент формирует правительство. Он подбирает министров для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета являются и членами парламента, соединяя исполнительную ответственность с законодательной работой;

- правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента, т. е. опирается на большинство голосов в парламенте. Голосованием в парламенте можно отправить в отставку один кабинет и поставить другой. Такая ситуация квалифицируется как падение кабинета. В случаях, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным, кабинет сам подает в отставку;

- управление страной осуществляет правительство. Глава правительства становится фактически правительством государства. При определенных обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы.

Подобные парламентские системы существуют во многих странах: Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и т. д. Их многолетний опыт демонстрирует и преимущества, и недостатки парламентского правления. К числу преимуществ относится, во-первых, то, что основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте. Здесь нет какого-либо органа или должностного лица, которое могло бы воспрепятствовать решению парламента, наложив на него “вето”. Во-вторых, в парламентской системе хорошо видны пределы ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого им следует винить за неудачи и провалы - всех депутатов, депутатов, составляющих большинство, депутатов от правящей партии и т. д. Это обязывает депутатов выполнять свои предвыборные обещания. В тех системах, где власть "распылена", дело обстоит иначе. Так, в США, при существовании нескольких независимых органов власти ни один из них не несет окончательной ответственности за проводимую политику: президент может сослаться на конгресс, конгресс - указать на Верховный суд и т. д. В-третьих, парламентское правление поднимает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным "судным днем", где проверку на доверие народа проходят все кандидаты. Опуская в урну свой избирательный бюллетень, гражданин понимает, что он и только он отдает предпочтение той или иной политической линии. Наконец, в-четвертых, верховенство парламента защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека. Это заставляет обратиться к поискам такой формы правления, которая бы не допустила появления новых диктаторов. Парламентаризм не гарантирует того, что подобное положение не повторится, но все же дает возможность избежать его.

При всех преимуществах парламентское правление далеко от совершенства и не является идеалом. В политике такое вообще вряд ли возможно. Вот почему уместно вспомнить о недостатках парламентского правления. Так, в парламентской системе в ущемленном положении находится меньшинство. В президентских республиках меньшинство еще может надеяться, что, проиграв на парламентских выборах, оно возьмет реванш на выборах президента. В парламентской системе оно лишено подобной возможности. И все же наличие недостатков не означает, что от парламентаризма следует отказаться.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов: он и глава государства, и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует. Заседания правительства президент ведет сам, мнение его решающее (решение принимается, даже если все министры будут против). Правительство формируется внепарламентским путем: президент назначает министров из своей партии, согласовывая свои действия с верхней палатой. Парламент не в праве выразить правительству и отдельным его членам недоверие. Глава государства избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо голосованием избирателей.

Отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей, при котором государственные органы обладают значительной самостоятельностью относительно друг другу. Президент обладает правом отлагательного вето, для преодоления которого, например в США - типично президентской республике,требуется повторное обсуждение и одобрение законопроекта в парламенте квалифицированным большинством в 2/3 голосов каждой из палат. В развитых странах Европы, эта форма правления не получила широкого распространения. Она преобладает в странах Латинской Америки, где часто встречаются "суперпрезидентские республики". "Суперпрезидентская" форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательными и судебными органами сильная президентская власть.

Президентскую республику отличает:

- совмещение в одном лице главы государства и главы правительства. Президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет заседания и обладает решающим голосом. Роль парламента в формировании правительства невелика: президент согласовывает предлагаемые им кандидатуры министров либо с парламентом в целом, либо с его верхней палатой;

- наличие двойной системы выборов. Парламент и президент избираются гражданами независимо друг от друга. Известны случаи, когда на парламентских выборах избиратели отдавали предпочтение представителям одной партии, а на президентских побеждал кандидат от другой партии;

- наличие жесткого разделения властей. Отдельные ветви власти - законодательная (парламент) и исполнительная (президент) обладают значительной самостоятельностью и относительно друг друга. Так, например, президент может быть наделен правом отлагательного вето: он может отложить принятый парламентом закон и передать его на доработку, повторное обсуждение и одобрение. Конечно, обе ветви власти несут ответственность за выработку и проведение политики, но они независимы и конкурируют друг с другом.

Как и парламентская республика, президентская форма правления имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К числу явных преимуществ можно отнести то, что здесь возрастает возможность быстрого принятия решений. Существование человека с необходимым объемом полномочий позволяет реагировать на возникающие проблемы и решать их без долгих дебатов. Другим достоинством этой формы правления следует считать то, что президент обеспечивает устойчивость всей политической системе. Это хорошо видно на примере в больших по территории странах, где наличие нескольких уровней власти (центральный, средний, местный) требует единого “вертикального стержня”. Такой стержень - президент - придает необходимый порядок этой сложной многоуровневой системе.

Президентская республика - более последовательное воплощение идеи разделения властей. Смысл ее как раз и заключается в том, чтобы независимые ветви власти контролировали друг друга и даже конкурировали между собой. При подобной конвенции в выигрыше остается некто третий, а именно - избиратель, гражданин. В системе, где власти разделены, он может не слишком опасаться злоупотребления ею. Еще одно важное преимущество президентской республики - сами президентские выборы. Именно здесь избиратель заявляет не только о своих политических партийных пристрастиях, но и показывает, какой тип политического деятеля, какой тип лидера и просто человека в данный момент наиболее предпочтителен.

Достоинства президентской формы правления не ставят ее вне конкуренции с другими. Потому что каждое ее достоинство имеет свою оборотную, теневую сторону. Это необходимо учитывать при оценке данной формы правления.

Сосредоточение большой власти в руках одного человека, да еще получившего поддержку большинства избирателей, может обернуться его единоличной диктатурой. Иногда парламент по разным причинам не может воспрепятствовать этому.

Большая вероятность конфликтов между законодательной и исполнительной властями. Естественное соперничество может перейти ту грань, где сотрудничество является плодотворным. Увлеченные борьбой за полномочия и прерогативы, они забывают о государственных делах. В этом случае обычно говорят, что власти “пожирают друг друга”.

Говоря о президентской республике, надо иметь в виду сильную зависимость всей политической системы от интеллектуальных, нравственных и просто физических качеств одного человека. Естественные слабости и недостатки, простительные в обычной жизни, могут сыграть роковую роль в жизни политической. Так, неожиданная болезнь президента фон Гинденбург ставит под удар всю сложившуюся систему власти в 30-е годы в Германии.

Перед выбором формы правления оказывается каждая страна. Делая этот выбор, она взвешивает все “за” и “против”, учитывает множество факторов, начиная от исторического опыта и кончая географическим местоположением. Все это необходимо для создания оптимальной и стабильной политической жизни.

Третья, основная разновидность республики - полупрезидентская, или смешанная республика (т. е. присутствуют признаки президентской и парламентской республик). Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, во Франции, в Болгарии, России, на Украине, в Беларуси и других странах. Ее главная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Президент и парламент избираются независимо. Парламент не может сместить президента. Президент может распустить парламент. Президент - глава государства и верховный главнокомандующий, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения (в этот период он не может распустить парламент).

Президент без согласования с парламентом, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом обладает премьер-министр. Парламент имеет право контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Обособлено стоит еще одна разновидность республиканской формы правления - теократическая республика, где правит мусульманское духовенство. Так, по Конституции Ирана 1979 г. президентом может быть высшее духовное лицо.

Механизмом правления (помимо республиканской и монархической форм государства) является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования. Результаты голосования имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законодательной деятельности парламента.

Другая характеристика государства - форма территориально-политического устройства, т.е. те принципы и механизмы, на основе которых распределяется власть на территории государства, осуществляется взаимодействие между центральными и местными органами государственной власти. Принято различать унитарные (простые) государства, федеративные (союзные) и конфедеративные государства.

Унитарное государство - единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все органы действуют на основе единых правовых норм. Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Оно не представляет собой единого государства, которое может делиться только на административно- территориальные части, не обладающие суверенитетом. На их территории действуют государственные органы, подчиненные центральным органам государства. В унитарном государстве действует единая конституция и гражданство, единая система высших государственных органов, права и суда (как, например, в Италии, Франции, Великобритании и т.д.). Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять широкую самостоятельность (самоуправление) низовым (местным) органам управления, однако средние уровни ориентированы на решения центра. В децентрализованных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и располагают собственными парламентами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают вопросы, переданные им центром. Они зависят от центра прежде всего финансово.

Принцип федерализма (фр. fe’deralisme - от лат. feodus - союз, верность союзу) предполагает такую форму политической организации, которая включает несколько национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование. Вырастающая на этом принципе форма территориально-политического устройства – федерация – представляет собой объединение нескольких государств, являющихся ее равноправными членами. Наряду с общими для всех членов федерации высшими (федеральными) органами государственной власти и управления в каждом государстве, входящем в федерацию, имеются аналогичные органы. Соотношение функций и полномочий между высшими органами власти и управления федерации и высшими органами власти и управления каждого субъекта федерации определяется на основе договора. Примерами федеративного устройства государства являются Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Германия и некоторые другие. Принцип федерализма сказывается на структуре высших органов законодательной власти, обычно представляющих собой две равноправные палаты. Каждая из палат выражает соответственно интересы территорий (верхняя) и интересы населения определенных округов (нижняя палата).

Под федерацией понимается такое государственное устройство, при котором несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Территория федерации состоит из территорий входящих в нее государств. Полномочия между федерацией и входящими в нее субъектами разграничиваются единой конституцией. Кроме того, каждый субъект федерации имеет собственную конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Для федеративного государства характерно двойное гражданство. В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралии - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Германии -16, Швейцарии - 23, Бразилии - 26, Мексики - 31, Индии - 25, Аргентины - 20, Бельгии - 3, Нигерии - 21, Чехословакии - 2. В СССР было принято считать субъектами федерации 15 союзных республик.

Конфедерация - объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства, гражданства, судебной системы. Координируются, как правило, лишь некоторые действия, обычно внешнеполитические и военные.

Принцип конфедерализма объединяет самостоятельные государства, которые, строго говоря, не являются государствами. Это временные объединения, созданные для решения каких-либо актуальных проблем (финансовых, энергетических и т.д.). Центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства. Такие объединения обычно нежизнеспособны и либо распадаются, либо трансформируются в федерации. По крайней мере, на это указывает опыт США, которые с момента образования в 1776г. были конфедерацией 13 штатов, а затем трансформировались в федерацию (в 1789г.). Аналогичная ситуация имела место и в Швейцарии. Так, созданная Сенегалом и Гамбией в 1982 г. конфедерация Сенегамбия распалась в сентябре 1989 г. Конфедерации сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут нужным. Внутренняя организация конфедерации: финансовые ресурсы образуются из взносов государств-членов; вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов, хотя формально находятся под общим командованием; нормы закона становятся обязательными, если они приняты в качестве закона каждым государством-членом; в состав законодательного органа входят представители объединенных государств в равном количестве и обладающих одинаковым положением и полномочиями; бюрократический аппарат, общий для всех государств-членов, отсутствует; исполнительные органы имеют коллегиальный характер; международная политика проводится совместно, хотя не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.

Анализируя форму государственного устройства СНГ, можно условно ее квалифицировать как формирующуюся конфедерацию, прогнозировать развитие которой сегодня сложно. Вполне возможно, что она окажется недолговечной и вскоре распадется. Возможно, через конфедерацию некоторые государства объединятся на федеративной основе.

К числу высших органов государственной власти относят парламент, правительство, главу государства.

Термин “ парламент ” пришел к нам из французского языка и происходит от слова “ parlem ” - говорить. Впервые парламент был образован в 1215 г. в Англии, когда по требованию восставших феодалов король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей. В ней среди прочего содержалось и положение о выборном представительном органе. Парламент существует сегодня во множестве стран: в Великобритании, Франции, Италии. В США, странах латинской Америки парламент называется конгрессом, в Польше - сеймом, в Швеции - риксдагом, в Финляндии - стортингом, а в Болгарии - народным собранием, в суверенных республиках СССР назывался Верховным Советом.

В полномочия парламента входят такие важные дела, как принятие законопроектов, утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении, участие в формировании правительства и контроле за его деятельностью, определение внешнеполитического курса государства. Парламент обсуждает законопроекты, а также проблемы, возникающие в жизни государства. Принимает решения. Парламент - это тот форум, где ведутся дебаты, сопоставляются различные точки зрения, представители оппозиции имеют возможность еще до принятия решения представить свое мнение и начать дискуссию. Законопроект, представленный в парламент, обсуждается до мельчайших деталей. Следовательно, еще на предварительной стадии можно выявить целый ряд несовершенств, которые, не будь это сделано заранее, могут обернуться реальной проблемой для общества.

Парламент бывает однопалатным и двухпалатным. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней и верхней палаты. Депутаты нижней палаты, как правило, прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется по-разному - через назначение главой государства (например, в Канаде), через наследование (в Великобритании), через избрание (в Италии, Франции).

Для того чтобы работать эффективно, парламент должен быть немногочисленным. Съезды народных депутатов СССР, а затем и России, убеждают в том, что сообщества численностью более тысячи человек не способны квалифицированно и быстро принимать решения. На этот счет существуют определенные правила. Считается оптимальным, если один миллион человек представляют от9 до 17 депутатов. Так, в Индии число депутатов не превышает 547 человек, в Великобритании - 650. Разумеется, далеко не всегда в парламенте заседают все избранные депутаты. По различным причинам некоторые могут отсутствовать, и тогда возникает проблема кворума. Кворум - это заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Обычно кворум есть, если в парламенте присутствует не менее 2/3 депутатов. Однако и здесь возможны различные варианты. Так, кворум в индийскомпарламенте составляет 10 процентов его численности, а в нижней палате парламента Великобритании - 40 процентов.

Важен не только количественный, но и качественный состав парламента. Часто можно услышать мнение о том, что депутатами должны быть профессиональные юристы, политологи и т.д. Действительно, еще Платон считал идеальным государство, где управляют философы, т. е. люди мудрые. О мудрости современных депутатов судить непросто, но анализ их профессионального состава убеждает в том, что стремление передать принятие законов в руки исключительно профессионалов по-прежнему сохраняется. Так, в конгрессе США 100-го созываиз 247человек 170 - специалисты в области финансов и бизнеса, 50 - работники сферы образования, 25 - специалисты по сельскому хозяйству, 28 - бывшие журналисты, 16 - бывшие губернаторы штатов, 60 - бывшие работники аппарата конгресса, 5 - инженеров, 6 - бывших спортсменов, 2 - бывшие летчики, 1 - актер, 1 - бывший астронавт. Профессионализация парламента имеет и другую сторону. Она таит опасность замыкания парламента в самом себе, его отрыве от народа. Не будем забывать, что парламент - это представительный орган, в котором, как в капле воды должны отразиться интересы различных социальных групп. Это особенно важно в том обществе, где велика разница интересов. В этих условиях присутствие в парламенте только юристов и бизнесменов, видимо, нежелательно. В конечном счете проблема сочетания профессионалов и непрофессионалов в парламенте решается в каждой стране по-разному, в зависимости от конкретной политической обстановки.

Представительство в парламенте различных интересов приводит к тому, что депутаты объединяются в различные фракции. Фракция (от лат. fractio - разламывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих чаще всего к одной партии и проводящих в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на свое помещение в здании парламента, на гарантированное выступление в дебатах своего представителя, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента. Наличие фракций, с одной стороны, обостряет дискуссию, а с другой - придает ей определенную стройность.

Столкновение взглядов, позиций, фракций в парламенте требуют координации и руководства. Эту роль обычно исполняет председатель парламента. В англоязычных странах он именуется спикером от английского speaker - оратор. В последнее время этот термин используется и у нас. Председатель избирается как правило, на весь срок работы парламента. Он руководит заседаниями, направляет дебаты, строго следит за соблюдением процедуры, представляет парламент в его контактах с другими органами власти, следит за административным аппаратом парламента и за расходованием средств, отпущенных на его содержание.

Такое назначение и устройство парламента делает его своеобразным политическим институтом, деятельность которого на первый взгляд заключается в произнесении речей, поднятии рук или нажатии кнопок при голосовании. “Да они ничего не делают” - такую оценку часто можно услышать из уст неискушенных наблюдателей. Это далеко не так. Парламент принимает решения и делает это после долгих, порой ожесточенных дебатов. Один человек способен решить молниеносно, парламент может потратить на это несколько месяцев. Но в этом (парадокс) и заключается его преимущество. Преимущество, которое дается сопоставлением мнений, интересов и поиском оптимального варианта. Вот почему парламент, как политический институт, существует и действует около семи веков.

Правительством называют коллегиальный орган, который проводит в жизнь определенный политический курс. Правительством часто именуют также кабинет министров. В Швеции, Норвегии, Финляндии оно носит название государственного совета, а в Швейцарии - федерального совета и т. д. Правительство состоит из нескольких министров и возглавляется, как правило, премьер-министром (в некоторых странах - канцлер). Правительство является высшей исполнительной властью. Оно осуществляет общее руководство страной и управляет всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства. К числу его полномочий относится: разработка программы экономического и социального развития общества; подготовка проекта государственного бюджета, а после утверждения парламентом - обеспечения исполнения; руководство отдельными отраслями хозяйства, а также наукой, культурой, образованием, социальной сферой; ведение международных переговоров и заключение договоров.

Правительство может выполнять все эти задачи только во взаимодействии с парламентом. Будучи властью исполнительной, оно обращается с окончательным решением к власти законодательной. Речь, конечно, не идет о всяком решении по каждому конкретному поводу. Но важнейшие проблемы общества, облекаясь в форму законов, указов, постановлений, исходят все же от парламента. Правительство обычно общается с парламентом путем подачи законопроектов. Оно обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом вносить предложение о разработке тех или иных законов, а также дополнений и поправок к ним. Парламент обязан внимательно отнестись к подобного рода предложениям, обсудить их и вынести свое решение. В идеале и парламент, и правительство в равной мере должны участвовать в разработке законодательства. Однако на деле часто бывает так, что именно правительство задает тон в законотворчестве. Так, с 1945 по 1980 г. из законопроектов, представленных британским кабинетом министров в палату общин на рассмотрение, 97 процентов было одобрено. С 1967 по 1971 г. кабинет предложил 1772 поправки к различным законопроектам, из них 1770 были приняты. В это же время сами члены парламента предложили 4198 поправок, но приняты были лишь 210. Похожая ситуация складывается и в других странах Запада. Все это заставляет политиков и политологов тревожиться о том, как бы парламент не превратился во что-то вроде “резиновой печати”, которой автоматически штампуется всякий законопроект, исходящий от кабинета. Оптимальный баланс между двумя этими ветвями власти - проблема, которую каждая политическая система решает по-своему.

Для выполнения своих функций кабинет должен осуществлять последовательную политику, демонстрируя единую волю и единые действия. Разногласия внутри кабинета возможны, как и в любой группе людей, но они не должны проявляться в его деятельности. Такого единства легче достичь в том случае, когда кабинет формируют представители одной партии, а пост его главы занимает лидер этой партии. Ситуация меняется, когда ни одна из политических партий оказывается не в состоянии самостоятельно формировать кабинет. В этом случае создается коалиционное правительство, в котором две или более партии договариваются о распределении мест между собой. Так, допустим, партия А получает право назвать имя премьера, министра экономики, министра иностранных дел, министра сельского хозяйства. Партия Б, в свою очередь, предлагает своих представителей на пост министров обороны, министра промышленности и т. д. Партнерам по коалиции бывает сложно достичь согласия. Их союз подобен браку по расчету, который часто оказывается непрочным. Серьезные разногласия приводят к уходу одного из партнеров и распаду кабинета. Иногда процесс смены правительств может стать хроническим, что будет свидетельствовать о нестабильности всей, политической жизни. Германия страдала от подобных проблем с 1926 по 1933 г., после чего Гитлер пришел к власти и установил тоталитарный режим. Во Франции наблюдалась нестабильность кабинета вплоть до 1958 г. С 1945 по 1985 г. в Италии сменилось 44 различных правительства. Подобные примеры, конечно не означают, что нестабильным является любое коалиционное правительство. Скандинавские страны, Германия, Израиль и другие государства демонстрировали стабильное существование коалиционных правительств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: