Этапы психологического обеспечения

В целом, система психологического обеспечения СБД сотрудников ОСН в ходе контртеррористической операции представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа.

Первый этап – психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей бойцов.

Второй этап – психологическое сопровождение в «горячей точке» – включает мероприятия по психологическому сопровождению личного состава в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Третий этап – психологическая работа с бойцами спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации – предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также использованию положительных последствий экстремальных ситуаций для оптимизации подготовки личного состава ОСН.

На каждом из трех этапов психологического обеспечения деятельности сотрудников ОСН, принимающих участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, используются различные организационные, методические подходы, специфический алгоритм действий психологов.

Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности бойцов спецподразделений выполнять служебно-боевые задачи.

Задачи психологической подготовки

На этапе психологической подготовки сотрудников к командировке на Северный Кавказ в качестве основных задач выступают:

· психологическое обследование личного состава, направляемого в командировку;

· психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений;

· специальная психологическая подготовка сотрудников и групп, убывающих в командировку.

Из вышеперечисленных задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе:

· психологическая диагностика личного состава, направляемого в командировку;

· изучение социально-психологического климата и психодиагностика групповой сплоченности формируемых подразделений;

· обучение сотрудников методам и приемам психологической саморегуляции в повседневной и экстремальной деятельности.

Реализация направлений работы организуется начальником отдела специального назначения совместно со своими заместителями и осуществляется психологом.

Психологический отбор

Каким же образом психолог ОСН осуществляет выполнение такой работы на практике?

1 – психологический отбор. Предрасположенность в длительных экстремальных условиях к таким негативным проявлениям, как ослабление самодисциплины и снижение морально-нравственного контроля, возможно прогнозировать с помощью психодиагностических обследований уже на предварительном этапе, при беседе с отбираемым кандидатом на откомандирование в «горячую точку».

Специалисты психологической службы УИС Минюста России используют комплекс мероприятий при отборе бойцов ОСН. К числу этих мероприятий относятся:

· беседы с кандидатом (выясняются автобиографические нюансы, поведенческие проявления, добровольность участия в командировке, наличие взысканий, состояние взаимоотношений в семье и др.);

· психодиагностическое обследование (СМИЛ, Л.Н. Собчик), тест цветовых выборов (М. Люшер), «Шестнадцатифакторный опросник личности», Р. Кеттелл).

В целом, можно говорить о следующих основных психологических «противопоказаниях» к командированию для несения службы в зону контртеррористической операции: неадекватные установки и искаженная мотивация (например, преобладание материальных мотивов – командировка как возможность «подзаработать»), низкая стрессоустойчивость, слабый самоконтроль, агрессивность, низкий социометрический статус сотрудника спецподразделения и др.

Психологическая подготовка

2 – психологическая подготовка. Подготовка должна быть направлена: на повышение эффективности выполнения профессиональных задач; на обеспечение личной безопасности; на сохранение физического и психического здоровья сотрудников. В экстремальных условиях подготовки в силу большой динамичности происходящих событий на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психические состояния, которые позволяют оперативно разрешать калейдоскоп меняющихся ситуаций.

Формирование моральной и психологической готовности

Сотрудники психологической службы УИС Минюста России перед отправкой сотрудников ОСН в «горячую точку» проводят ряд специальных мероприятий по формированию у личного состава моральной и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. В их число входит:

· информационная подготовка (этнографические особенности региона предстоящего несения службы, предыстория конфликта, причины его возникновения, особенности оперативной обстановки и состояние дел на современном этапе, национальный характер и народные традиции, особенности межнационального общения конфликтующих сторон, нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность ОСН);

· выработка у каждого сотрудника убежденности в обоснованности целей и задач, стоящих перед отделом в период его пребывания в данном регионе (этот критерий включает в себя уверенность бойцов ОСН в гуманности и необходимости предпринимаемых правительством России мер по локализации и урегулированию конфликта, чувство правовой и социальной защищенности каждого сотрудника и членов его семьи);

· подготовка личного состава к несению службы в неординарных условиях (погодных, сложных бытовых, социальной изоляции или даже враждебного отношения к сотрудникам окружающего гражданского населения, физического и огневого противоборства);

· выработка у сотрудников ОСН умения в случае необходимости действовать автономно;

· отработка специальных умений и навыков (оказание первой доврачебной помощи пострадавшему; общение с представителями конфликтующих сторон, предполагающих знание оскорбительных, доброжелательных, привлекающих внимание, располагающих к беседе, означающих приветствие или извинение жестов и выражений, умение по внешним признакам определять готовность собеседника к агрессивным действиям или располагать к себе граждан в процессе общения, вызывать у них чувство уважения; умение противостоять «мягкому нажиму», т.е. устойчивость к просьбам гражданских лиц, высказываемых в форме приглашения в гости, подношения даров, «слезных» уговоров о помощи и т.п., и связанных, как правило, с нарушениями должностных инструкций, отклонением от установленного маршрута, игнорированием правил сохранения служебной информации и т.п.).

Формирование устойчивой мотивации

Практической реализации психологического обеспечения бойцов ОСН служит психологическая подготовка сотрудников спецподразделений. Основная идея: формирование устойчивой мотивации сотрудников к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции бойца-профессионала.

При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Эмоциональное возбуждение вызывает подмену главной цели на эмоционально окрашенную, что «размывает» главную цель и мешает выполнению поставленной задачи. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, необходимы навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи.

Сотрудник спецподразделения – воин и ему приходится проживать две жизни: по законам мирного и по законам военного времени. Не разделяя мира и войны, оказавшись в экстремальной боевой ситуации, человек, сам не осознавая того, проявляет свою личность, стереотипы поведения, систему ожиданий, сформировавшиеся в условиях мирного времени. Это небезопасно для него самого. Сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – не проявлять собственную личность, искусством, основанным на точных расчетах и прочных навыках. Для собственной безопасности воину необходима роль и навыки, подходящие для военного времени.

Экстремально-психологические навыки

Другую концепцию психологической подготовки отделов специального назначения правоохранительных органов предлагает В.Н. Смирнов. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка осуществляется в два этапа.

Предварительная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: усвоение экстремально-психологических знаний и умений, приобретение экстремально - психологических навыков, контроль над регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях.

Специфика тренинга

Непосредственная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: экстремально-психологический тренинг, который проводится в процессе комплексных учений и акцентирует внимание на профессиональном восприятии, регуляции боевых психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях и моделировании фактора «неизвестности».

Вызывает интерес социально-психологический тренинг (СПТ) в рамках психологической подготовки ОСН Минюста России, разработанный в межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области. В данном тренинге основными методами работы с группой являются игровые методы. Особенностью СПТ является то обстоятельство, что перечень игр и упражнений не является жесткой программой тренинга. Практический психолог имеет возможность подбирать для работы с каждой конкретной группой те упражнения, которые, по его мнению, могут помочь в наибольшей степени активизировать участников, раскрыть их с разных сторон, помочь им осознать собственные возможности. Необходимо отметить, что коллектив межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области является признанным авторитетом в разработке вопросов экстремальной подготовки сотрудников спецподразделений Минюста России.

Стрессогенные факторы

Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников в зоне конфликта, можно выделить следующие: использование спецподразделений УИС в большинстве случаев в качестве войскового спецназа в войсковых операциях (при этом не имея достаточного тяжелого и специального вооружения и техники) при слабом взаимодействии со смежными силовыми структурами, либо вообще без него; абсолютно реальная и почти постоянная угроза гибели, ранения, травмы, болезни – как в отношении себя, так и товарищей; нарушение биологического ритма сна и бодрствования (необходимость круглосуточного охранения); постоянные бытовые лишения; слабая информированность личного состава о фактическом положении дел и оперативной обстановке в регионе; недостаточное обеспечение (продовольствие, техника, оружие, боеприпасы); неадекватно низкая оплата тяжелой и опасной службы; нахождение во враждебном окружении с чужим языком, культурой, традициями; двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и представителями власти; постоянная идентификация окружающих: свой-чужой и как результат – постоянная настороженность, подозрительность, категоричность в суждениях, излишняя жесткость.

Боевые психотравмы и их предупреждение

Накопление этих и подобных факторов психического напряжения сотрудников при выполнении СБД в зоне вооруженного конфликта, как и непосредственное участие в бою может приводить к появлению боевой психотравмы (БПТ). В связи с этим необходимо:

· откомандированный в зону вооруженного конфликта личный состав расположить компактно, с соответствующим охранением. Дробление на более мелкие группы с разными местами дислокации свести к минимуму. Если же это невозможно, то как можно чаще эти группы должны посещать руководители, психолог;

· раннее активное выявление лиц с развивающимися дезадаптивными реакциями или личностными декомпенсациями;

· обязательная связь с «Большой землей», с родственниками, регулярное информирование личного состава о положении в регионе;

· командиру, заместителю по работе с личным составом, психологу проводить постоянную работу по налаживанию добрососедских связей с местным населением;

· всесторонним образом поддерживать авторитет командира;

· в период оперативного покоя (кстати, являющегося одним из наиболее сложных периодов), после непродолжительного отдыха, организовать разумную занятость личного состава, уделить внимание досугу, физическим тренировкам, общеинформационным занятиям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: