Л. Гризлюк

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., были определены cтратегические цели модернизации образования в современной России. Они тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.
Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.
На этапе среднего (полного) общего образования важно добиться улучшения социальной ориентации учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Это становится возможным не только при реализации в старших классах общеобразовательной школы профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, но и при кооперации старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования. Такой подход к проблеме обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего и профессионального образования, способствует их профессиональному самоопределению.
Ориентация современной педагогической науки на усиление и углубление личностно ориентированного образования и воспитания позволяет по-новому взглянуть на некоторые виды ученической деятельности, которые до недавнего времени находились на периферии изучения. Одним из них является журналистская деятельность учащихся.
Школьная журналистика становится все более заметным явлением педагогической действительности и активно развивается в последние годы, приобретая серьезную социальную значимость, вплоть до влияния на молодежную политику в округе, городе и районе, поэтому с социальной точки зрения это важный и актуальной аспект учебной деятельности.
Журналистская деятельность учащихся в современных образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа по-разному проявляется как содержательно, так и структурно. Она развивается не только через создание и тиражирование ученических изданий: газет, альманахов, журналов, имеются и электронные ученические СМИ; в городе Сургуте складывается система, в которую входят, в том числе, образовательные программы по направлению «Журналистика» Межшкольного учебного комбината №1, что является одним из важных компонентов профилизации литературного образования.

Однако педагогического осмысления данного процесса практически нет. В свете этого факта именно здесь видится приложение сил высшей школы как института, имеющего значительную теоретическую и практическую базу по данному вопросу. Кафедра литературы и журналистики Сургутского государственного педагогического университета через различные формы работы может способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников, повышению качества профильного обучения в образовательных учреждениях региона, качественному росту юнкоровского движения на территории Ханты-Мансийского округа, методической поддержке педагогов. Потребность в этом велика.
Прогрессивная тенденция в развитии детской журналистики, - появление изданий, авторами которых будут сами дети, - была предсказана Н.В. Чеховым, известным педагогом и библиографом детской литературы, впоследствии видным деятелем в области народного просвещения Советской России. Он писал в 1908 г., что время «Всходов» или «Читальни народной школы» прошло, но из этого не следует, что детским журналам предстоит конечная гибель. «Они по всей вероятности не только не погибнут, но, очень может быть, получат широкое развитие, только в совершенно иной форме. Вероятно, это будут журналы детей и юношей, т.е. такие, в организации и ведении которых самое живое участие будут принимать сами дети. Эти журналы получат, наконец, характер настоящих журналов: в них будут и злоба дня, и текущие события школьной жизни, ближе всего касающиеся читателей...».

Школьная журналистика как явление активно развивается с начала 90-х годов ХХ века. Причем, огромное влияние на ее развитие оказывают компьютерные технологии. Появились электронные версии газет, в результате чего проще осуществляется связь «газета-читатель». Интернет позволяет оперативно реагировать на ту или иную публикацию, и школьное издание становится особенно мобильным, эффективным средством общения, объединяющим подростков. Особенно стремительно школьная журналистика развивается в последнее время. В городе Сургуте существует свыше 30 юнкоровских информационных центров, выпускаются информационные продукты, такие, как: «Новое поколение» (МОУ МУК «Центр индивидуального развития», городской юнкоровский пресс-центр); «Зеркало» (Сургутский профессиональный колледж); «Лицейский курьер» (Лицей №3); «Мир гимназиста» (МОУ гимназия «Лаборатория Салахова); «Пять плюс» (гимназия им. Ф.К.Салманова) и т.д.

Противоречие между потребностью учащихся в творческом самовыражении, свободе самореализации, выборе будущей профессии и отсутствием методической базы, недостатком осмысления в теории и практике современного образования возможностей содержания журналистской деятельности школьников и ее организации в системе профилизации литературного образования определило такой способ взаимодействия высшей школы со старшей ступенью школы, как «Школа молодого журналиста». В результате этой работы возникают предпосылки и создаются условия для повышения теоретического и практического уровня школьных информационных центров, качества юнкоровских продуктов, а также для профессионального самоопределения учащихся.

Проект «Школа молодого журналиста» организован кафедрой литературы и журналистики Сургутского государственного педагогического университета при поддержке Центра развития образования г. Сургута и Департамента образования администрации Сургутского района.

Слушатели «Школы молодого журналиста» получают необходимый объем знаний по организации работы в сфере СМИ; приобретают представления о психологических, правовых и этических нормах профессии, жанрах периодической печати, о системе mass-media, современном дизайне печатных СМИ, а также вырабатывают первичные практические навыки журналистской деятельности, такие, например, как умение общаться с людьми, находить и собирать необходимую информацию, самостоятельно готовить интересные, актуальные журналистские публикации.

Мероприятия «Школы молодого журналиста» включают три блока: 1) лекционный (теоретический); 2) практический; 3) тренинговый.

Тематика занятий ориентирована на потребности аудитории и включает широкий спектр тем, начиная от психологических, правовых, этических основ профессиональной деятельности журналиста до дизайна изданий и работы редактора над журналистским произведением.

Участникам Школы выдается сертификат.

Программа проекта рассчитана на углубленное как практическое, так и теоретическое изучение журналистики. Темы учебной программы ШМЖ рассматриваются на лекциях журналистской специализации в вузах. Таким образом, слушатели Школы привыкают к журналистской терминологии, вырабатывают навык работы с материалами на заданную тему и в заданном жанре.

Уже на подготовительном этапе реализации проекта была получена высокая заинтересованность не только целевой аудитории - старшеклассников города Сургута и района, но и руководителей информационных центров образовательных учреждений. Подобная форма профориентационной работы не является революционной. Похожие проекты регулярно осуществляются во многих городах России, например, на базах редакций печатных и электронных изданий, или же как выездные мероприятия, оплачиваемые из бюджетов различных уровней. То, что эти мероприятия востребованы аудиторией, подтверждает зачастую возмездная форма участия. Как подтверждение можно вспомнить проект местной телекомпании «СургутИнформТВ», привлекающий школьников и студентов города к изучению основ тележурналистики. Однако существенное отличие проекта СурГПУ заключается именно в глубоком знании теоретических, психологических аспектов подготовки, хода мероприятия подобного уровня, мотивации аудитории, воспитательных моментов, в понимании педагогической и социальной важности процессов, вызвавших проект к жизни. Данный вид деятельности построен на основании идей педагогики сотрудничества (труды Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского и др.). Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением во внутренний мир друг друга, совместным анализом хода результатов этой деятельности. Отношения сотрудничества создают у учащихся положительные эмоции удовлетворения и успеха в учении, общении, творческой деятельности. Исключаются авторитарные методы и вместо них применяются активные методы обучения, методы стимулирования, требовательность, основанная на доверии. Применение активных форм и методов обучения и заданий творческого характера побуждает старшеклассников к самостоятельной работе в рамках участия в проекте. В процессе такого обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся (черты характера, темперамент, психические особенности, ценностная направленность и др.).

Данный проект, инициированный кафедрой литературы и журналистики филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета, призван оказать помощь подросткам в их профессиональном и личностном самоопределении, прояснении и выстраивании временной перспективы и формировании индивидуальной траектории образования.

К проблеме самоопределения в подростковом и юношеском возрасте обращались многие отечественные и зарубежные ученые (М.Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, Э. Эриксон).

Э. Эриксон считал, что одна из главных задач подросткового возраста – обретение идентичности, выявление своей социальной роли, что неразрывно связано с профессиональным выбором. В процессе анализа общих закономерностей и различных вариантов развития личности Э. Эриксон пришел к выводу о том, что многие проблемы подросткового возраста связаны с трудностями построения временной перспективы.

По мнению доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования И.В. Дубровиной, «временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим, формируется на протяжении всего детства, и, главным образом, стихийно».

Подростки сами начинают строить свою временную перспективу, планировать свое будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Проблематично для старшеклассников и совмещение ближней и дальней перспективы. Одна из задач «Школы молодого журналиста» – помочь подросткам в решении этого вопроса.

На выбор профиля обучения (как на первый этап профессионального и личностного самоопределения) оказывает влияние целый ряд факторов, а именно: интересы подростков, их способности, мнение родителей, солидарность с одноклассниками, ценностные ориентации, осознание временной перспективы. Успешность выбора профиля обучения зависит от того, насколько подросток сможет соотнести свои интересы, способности, увидеть свою жизнь во временной перспективе, понять и осознать истинные мотивы своего решения. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Для старшеклассников-выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических.

Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что, наряду с профильными навыками, психологическое самопознание необходимо старшеклассникам как условие формирования объективной самооценки.

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это способствует формированию объективной самооценки и профессионального самоопределения. Специализированный проект «Школа молодого журналиста» разработан как раз с учетом всех вышеперечисленных проблем и аспектов.

Таким образом, в рамках проекта «Школа молодого журналиста» были сформированы педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование профессионального самоопределения старшеклассника, такие как применение личностно-ориентированных педагогических технологий; увеличение роли самостоятельной работы учащихся за счет применения активных методов обучения и заданий творческого характера; внедрение в учебный процесс психологического тестирования и анкетирования.

Использованная литература:

1. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995.

2. Эриксон Э.,Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

3. Наименование детских и молодежных СМИ http://www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/smi.htm

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: