Предмет и ситуация как важнейший объекты познания окружающей действительности. Авторская когнитивная модель значения и стратегия его усвоения в образовательном процессе

Познание как процесс отражения действительности

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием. Непосредственные функции научного познания - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, и это позволяет управлять поведением изучаемых объектов и создавать системы с заранее заданным поведением. Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект. Принципы познания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

В обобщенной форме познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта. Познающим субъектом является человек – разумное существо, освоившее многообразие познавательных средств, накопленных человечеством, и общество в целом. В субъект-объектном отношении человек как субъект выступает активной стороной процесса: именно он выбирает объект, определяет относительно него свою цель, направляет на объект свои познавательные способности и отображает, трансформирует и воссоздает его в своем сознании в виде чувственных или рациональных образов, понятий и суждений. Объектом познания является окружающая действительность (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. В свою очередь, объект требует адекватных средств отображения, которые являются определяющим условием истинности знания. Таким образом, знание – это продукт познания, результат активного взаимодействия системы: субъекта и объекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

54. Авторская когнитивная модель предметной ситуациии возможности ее использования в образовательном процессе

Сложности анализа процессов принятия управленческих решений в таких областях как экономика, социология, экология и т.п. обусловлены рядом особенностей, присущих этим областям, а именно:

● многоаспектностью происходящих в них процессов и их взаимосвязанностью;

● отсутствием достаточной количественной информации о динамике процессов;

● изменчивостью характера процессов во времени и т.д.

В силу указанных особенностей экономические, социальные и т.п. системы называются слабоструктурированными системами. Для анализа и управления такого рода системами в настоящее время широко применяется когнитивный подход, который позволяет увидеть и осознать логику развития событий при большом количестве взаимозависимых факторов. Теоретические основы когнитивного подхода были заложены В.И. Максимовым (Институт проблем управления РАН).

Для принятия правильных управленческих решений необходимо отвечать на ряд весьма нетривиальных вопросов: «Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние ситуации?», «Что будет с ситуацией через такое-то время, если ничего не предпринимать?» и т.д.

Успешно ответить на такие вопросы позволяют компьютерные средства познавательного (когнитивного) моделирования, основанные на когнитивном подходе. Специфика применения средств когнитивного моделирования заключается в их ориентированности на конкретные условия развития ситуации в той или иной стране, регионе, городе, поселке и т.д. Поэтому попытки применить в российских условиях известные зарубежные средства когнитивного моделирования пока не увенчались успехом.

Ключевым понятием в когнитивном моделировании является «когнитивная карта», представляющая собой взвешенный ориентированный граф, в котором вершины взаимнооднозначно соответствуют факторам, в терминах которых описывается предметная область, а дуги отображают непосредственные связи (взаимовлияния) между факторами. Взаимовлияния могут быть положительными, (увеличение / уменьшение одного фактора приводит к увеличению / уменьшению другого) и отрицательными (увеличение/уменьшение одного фактора приводит к уменьшению/увеличению другого). Для отображения степени влияния используют совокупность лингвистических переменных и соответствующую ей совокупность числовых значений из интервала [0, 1]: «очень слабое» - 0,1, «умеренное» - 0,3, «существенное» - 0,5, «сильное» - 0,7 и «очень сильное» - 0,9 (допустимы и промежуточные значения).

Для составления когнитивной модели предметной области необходимо:

1. выделить список значимых факторов;

2. построить матрицу взаимовлияний;

3. определить начальные тенденции изменения факторов.

Имея таким образом составленную модель и выделив во всем множестве факторов два подмножества: «управляющих» и «наблюдаемых» факторов, мы сможем решить следующие задачи:

● моделировать саморазвитие ситуации (т.е. отвечать на вопрос: «Что будет, если сохранятся текущие тенденции изменения факторов?»);

● моделировать управляемое развитие ситуации (т.е отвечать на вопрос: «Что будет, если приложить определенные управляющие воздействия?»);

● искать необходимые управления (т.е. отвечать на вопрос: «Какие управляющие воздействия приложить, чтобы получить желаемый результат?»).

Авторами проводится работа по развитию когнитивного подхода и его применению для анализа и управления слабоструктурированными системами, разработано комплексное программное средство для анализа когнитивных моделей, которое позволяет проводить анализ саморазвития ситуации, а также ее развития с приложением тех или иных управляющих воздействий. Планируется создание пополняемой библиотеки когнитивных моделей различных предметных областей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: