1. Цели и приоритеты внешней политики государства.
2. Политическая и экономическая интеграция со странами СНГ.
Политические документы для усвоения темы:
Государство для народа. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании // Беларусь сегодня. — 2006. — 3 марта.
Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. // Сов. Белоруссия. — 1997. — 26 мая.
Договор о создании Союзного государства (проект) // Сов. Белоруссия. — 1999. — 8 окт.
За сильную и процветающую Беларусь: Матер, второго Все- бел. нар. собр. 18 мая 2001 г. — Мн., 2001.
Независимая Беларусь — наш достойный и надежный дом: Послание Президента А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.
Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы // Беларусь сегодня. Спец. выпуск.— 2006. — 24 фев.
Уверенный оптимизм: Послание Президента А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.
|
|
Устав Содружества Независимых Государств. Принят главами государств Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г. // Международное публичное право. Сб. док. - М„ 1996. Т. 2.
Устав Союза Беларуси и России // Сов. Белоруссия. — 1997. - 26 мая.
Для подготовки к семинарам целесообразно использовать, кроме авторских лекций, учебную литературу, изданную в Беларуси массовыми тиражами, а также пособия, подготовленные преподавателями-политологами вузовских кафедр.
Рекомендуемая литература к семинарам
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. — 1992. — № 4.
Алмонд Г., ПауэллДж., Стром К.,Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учеб. пособие. — М., 2002.
Арендт X. Истоки тоталитаризма. — М., 1996.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. Т. 4. — М., 1983.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.
Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой философии. Т. 2. — М., 1970.
Бурдье П. Социология политики. — М., 1993.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные сочинения. — М., 1990.
Гельман В.Я. Трансформация в России: Политический ре
жим и демократическая оппозиция. — М., 1999.
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. — М., 1991.
Гудин Р. Политическая наука: новые направления / Р. Гу- дин, Х.-Д. Клингеманн. — М., 1999.
Даль Р. Демократия и ее критики. — М., 2003.
Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. — М., 2002.
Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. — М., 1993.
Дюверже М. Политические институты и конституционное право //Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997.
|
|
Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее//Современная сравнительная политология: хрестоматия. — М., 1997.
Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. — М., 2000.
Крамер Дж., ОлстедД. Маски авторитарности. — М., 2002.
Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995.
Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование / Пер. с англ. — М., 1997.
ЛоккДж. Два трактата о правлении //Соч.: В Зт. Т. 3. — М., 1988.
Макиавелли И. Государь. — М., 1990.
Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты. — М., 1999.
Мерриам Ч.-Э. Новые аспекты политики // Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997.
Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. - 1994. - № 10, 12.
Парето В. Компендиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997.
Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997.
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. — М., 1997.
Потер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992.
Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / пер с англ. — М., 2003.
Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1998.
Эндрайн Ч. Сравнительный анализ политических систем. — М., 2000.
Информация и проблемы для дискуссии
Раздел I. Теория и методология политической науки
1.1. «Определить понятие политического можно, лишь обнаружив и установив специфически политические категории. Ведь «политическое» имеет свои собственные критерии, начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и поведения, в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому» (М. Вебер).
Какие критерии и категории позволяют определить понятие политического?
1.2. «Справедливость имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» (Аристотель).
Прав ли был Аристотель, утверждая это?
I 3 «Если бы мы построили графическую модель истории развития политической науки в виде кривой, отражающей прогресс в изучении политики на протяжении столетий, то начать ее следовало бы с зарождения этой науки в Древней Греции. В эпоху расцвета Древнего Рима кривая приподнялась бы намного вверх, потом шла примерно на одном уровне весь период средневековья, существенно выросла во времена Ренессанса и сделала резкий скачок в XX в., когда политическая наука обрела подлинно профессиональный характер. Эта кривая отразила бы и качественное совершенствование представлений по двум основополагающим проблемам политической науки: о свойствах политических институтов и о критериях их оценки» (Г. Алмонд).
Каковы причины резкого скачка в развитии политической науки в XX в.?
1 4. Несмотря на то, что политическая наука зародилась и сделала первые шаги в античном Средиземноморье, затем развивалась в эпохи средневекового католицизма, Ренессанса, Реформации и, наконец, в XIX в., это были все же попытки отдельных ученых <...> Многие философы и теоретики прошлого, изучавшие политические проблемы, отдавали им лишь часть своего времени, основное внимание уделяя служению церкви или монашескому ордену, опирались при этом на материальную поддержку представителей знати, в том числе некоторых монархов, либо сами принадлежали к аристократии и имели состояние. В XIX в. по мере развития европейских университетов в них все больше сосредоточивалось изучение государства, административных структур, государственной политики (Г. Алмонд).
|
|
Почему политология как самостоятельная, профессиональная отрасль обществознания утвердилась только в 1-й половине XX в.?
1.5. Прокомментируйте следующие суждения:
а) «Политика неотделима от религиозных догматов и моральной ответственности. Ее цель — укрепление государства, общее благо, обеспечение условий для созидания человеком разумной жизни» (Фома Аквинский);
б) «Политика — это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер);
в) Политика есть «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее» (Н. Макиавелли).
г) Политика — это искусство, «которое правит всеми прочими». Сущность его — в умении разумно организовать управление делами государства и общества, «плести политическую ткань», объединять граждан во имя общего блага. Предназначение политики — в утверждении разумных начал бытия, справедливости и добродетели (Платон). Определение политики как искусства прочно закрепилось в политической науке. Каково его современное содержание?
1.6. «Совокупность <...> производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К. Маркс).
Устарел ли этот марксистский вывод?Аргументируйте свою позицию.
1.7. В. И. Ленин характеризовал политику как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства...». Разделяете ли вы такую трактовку политики?
|
|
1.8. Интересы (как материальные, так и духовные), а не идеи определяют действия людей. Тем не менее «представления о мире, созданные этими идеями, очень часто могут влиять на направление развития интересов» (М. Вебер).
В чем заключаются политические интересы социальных субъектов?
1.9. «Под властью понимается все то, что обеспечивает контроль одного человека над другим. Таким образом, она включает все виды социальных отношений, отвечающих этой цели, — от физического насилия до самых тонких пси- (хологических связей, позволяющих одному разуму контро- I лировать другой» (Г. Моргентау).
Назовите основные признаки и виды власти.
1.10. Марксизм трактует политику как борьбу антагонистических классов за власть, ее использование в целях реализации классовых интересов и ценностей.
Утратила ли свое значение в современном мире марксистская интерпретация политики?
1.11. В плюралистических концепциях демократии, обоснованных западноевропейскими мыслителями, политика рассматривается как соперничество социальных общностей и групп за обладание властью, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.
Плодотворен ли такой подход к объяснению политики? Приведите свои доказательства «за» или «против».
1.12. Власть, основанная на воле народа, государственных законах и компетентном правлении, — благодатное царство и воплощение справедливости; тирания же — беззаконие, произвол и насилие (Сократ).
Подтверждает ли это суждение исторический опыт человечества?
1.13. «Устанавливает <...> законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократические, тирания — тиранические, также и в остальных случаях. Установив законы, объясняют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости» (Платон).
Какие аргументы против этого мнения вы могли бы привести?
1.14. «Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию» (Ф. Хайек).
Какие формы демократического контроля власти применяются в Республике Беларусь?
1.15. «Мы действительно враги всякой власти, ибо знаем, что власть действует столь же разрушительно на тех, кто облечен ею, сколько и на тех, кто принужден ей покоряться. Под тлетворным влиянием ее одни становятся честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, эксплуататорами общества, <...> другие — рабами» (М. А. Бакунин).
Что бы вы противопоставили этому заключению?
1.16. «В действительности политика и экономика никогда не были отделены друг от друга. Практически нет такого политического движения, в котором не отражались бы экономические интересы, или такой экономической системы, в сохранении которой политический порядок не выступал бы важнейшим фактором» (Ч. Мерриам).
Какова взаимосвязь между политическими и экономическими интересами?
1.17. Всякая власть разрушается, если правителям не предписаны и ими не соблюдаются законы. Справедливое государство нуждается в совершенных законах и разумном законодателе. «Законодатель должен наблюдать, где осуществляется справедливость, а где нет; он должен установить почести тем, кто послушен законам, а на ослушников налагать положенную кару, и так до тех пор, пока не рассмотрит до конца все государственное устройство вплоть до того, каким образом должно в каждом отдельном случае погребать мертвых и какие уделять им почести» (Платон).
Прокомментируйте это суждение и отметьте его актуальность для выработки современных концепций государства и права.
1.18. «Цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять» (Сократ).
Что означает выражение «властвование — искусство»?
1.19. «Три основных метода в распоряжении властвующих групп: убеждение, материальная выгода и насилие. Насилие, видимо, наиболее эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он мало результативен в качестве основного подхода к сохранению власти на длительный срок, ибо он принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и все более широкому распространению этой жестокости. Самым эффективным (иначе — самым дешевым) методом, конечно, остается убеждение. Однако все три приема — убеждение, выгода и насилие — всегда используются при всех формах правления» (Ф. Нойманн).
Почему насилие как способ принуждения не может быть упразднено в политико-властных отношениях современных обществ?
1.20. «Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд).
Что в этом суждении вызывает сомнение?
1.21. «Каждая политическая система характеризуется свойством в той или иной степени справляться со стрессом своих существенных переменных. Это не означает, что результат поведения системы всегда именно таков; система может разрушиться именно по той причине, что оказалась неспособной принять адекватные и эффективные меры в отношении надвигающегося стресса. Но именно способность системы отвечать на стресс имеет решающее значение. Тип ответа системы позволяет оценить вероятность того, что она сумеет преодолеть ситуацию стресса» (Д. Истон).
Какие факторы (условия) определяют эффективное функционирование политической системы общества?
Как политической системе удается предупреждать и преодолевать стрессовые состояния?
1.22. В классовом обществе, где господствует частная собственность, возможно лишь формальное равенство граждан перед законом, а свобода личности «состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
А как считаете вы?
1.23. Полновластие народа, всеобщее избирательное право не соответствуют интересам капиталистического общества. Только собственники являются достойными выразителями общественного мнения и заслуживают представительства в парламенте. Те, кого бедность обрекает на постоянную зависимость и на труд изо дня в день, не в состоянии участво-
10 Политология вать в государственных делах. Те, кто обладает собственностью, сильнее государственной власти. Богатые неминуемо овладевают властью и в этом нет никакой угрозы для свободы и независимости всех граждан (Б. Констан). Не противоречит ли этот тезис концептуальным идеям либерализма: личная свобода, частная собственность,расцвет общества и государства?
1.24. Осмыслите приведенные ниже суждения и продумайте аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение мыслителей прошлого:
Французский пролетарий перед законом равен с самым богатым собственником, но беда в том, что от этого равенства пролетарию ничуть не легче. «Вечный работник собственника и капиталиста, пролетарий весь в его руках, весь его раб, ибо тот дает ему работу и произвольно назначает за нее плату» (В. Г. Белинский).
Назначение женщины — жизнь в семье. Женщины могут быть образованными, но для высших наук, как философия, и для активной общественной деятельности они не созданы. Государство подвергается опасности, когда женщины стоят во главе правительства (Г. Гегель).
1.25. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор <...> государствам не избавиться от зол» (Платон).
Если античный философ не прав, то почему?
1.26. Интересы государства — превыше всего. Заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению его делами. Хорошо управляемое государство «есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет» (Демокрит).
Не устарел ли этот вывод древнего философа? Аргументируйте ваш ответ.
1.27. «Закон, устанавливающий власть и форму правления, не имеет такого значения и влияния на благосостояние наций, как закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею» (К.-Л. Сен-Симон). Прокомментируйте этот вывод.
1.28. Справедливым является государство, реализующее принципы общего блага, равенства и коллективизма, в котором каждый добросовестно выполняет свое дело в соответствии с природными задатками, располагает возможностями для телесного и духовного расцвета, где управляют самые лучшие, мудрые и компетентные, добродетельные и бескорыстные граждане. В таком государстве не должно быть существенных имущественных различий между гражданами, ибо богатство ведет к роскоши и лени, а бедность — к низостям и злодеяниям (Платон).
Согласны ли вы с представлениями древнего философа о справедливом, идеальном государстве?
1.29. «Каким бы способом ни были разделены земли, не может быть сделано так, чтобы все имущество, вплоть до женщин и детей, стало общим, как хотел в своем первом проекте государства сделать Платон с целью изгнать из своего города слова «твое» и «мое», которые, по его мнению, являются причиной всех зол, происходящих в государствах, и гибелью последних. Но он не учел, что, если бы этот его проект был осуществлен, был бы утрачен единственный признак государства: если нет ничего частного, то нет и ничего общего» (Ж. Боден).
Выразите свое отношение к частной собственности.
1.30. Демократия — политический строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Из нее с неизбежностью вырастает тирания. Тиран добивается власти как ставленник народа. Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, бестолковое правление, насилие над инакомыслящими, всеми теми, кто разумен и богат, великодушен и мужественен. Тирания есть господство окруженных толпой негодяев (Платон).
Можно ли применить эту характеристику тирании, оценивая современные авторитарные режимы?
1.31. Выразите свое отношение к приведенным ниже суждениям.
а) Государство — высшая форма политического общения. Оно образуется вследствие природного влечения людей к общению, потому, что человек есть существо общественное, политическое. «Государственным благом является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе» (Аристотель);
б) Благополучие и могущество государства зависит от способности свободных граждан властвовать и подчиняться (Аристотель);
в) Законы — «душа» государства и их надлежит неукоснительно соблюдать и правителям, и подданным. Однако даже правильно установленные государством законы сами по себе бессильны и легко нарушаются там, где на страже их стоят люди своекорыстные, с порочными влечениями (Б. Спиноза);
г) «Политическая свобода без экономического равенства и вообще политическая свобода, т.е. свобода в государстве, есть ложь» (М. А. Бакунин);
д) Лишь сравнительно небольшая часть граждан стремится к свободе, дабы властвовать, все же остальные тянутся к свободе ради своей безопасности. Эту потребность последних могут удовлетворить только твердый государственный порядок и совершенные законы, обеспечивающие общественную безопасность и устойчивость власти правителей (Н. Макиавелли).
1.32. Никакой пользы не принесут законы, «если граждане не будут приучены к государственному строю, если они не будут в его духе воспитаны» (Аристотель).
Какое значение правового воспитания в суверенном белорусском государстве?
1.33. «Всем диктатурам, каким бы ни были в них пропорции «кнута и пряника», свойственна одна общая черта: они терпеть не могут и не терпят независимых организаций. Дело в том, что когда нет «коллективных» альтернатив, отношение отдельных лиц к существующему режиму мало сказывается на его стабильности. Авторитарным режимам угрожает не подрыв легитимности, а организация контргегемонии: коллективные проекты альтернативного будущего. Только наличие коллективных альтернатив дает отдельной личности возможность политического выбора. Поэтому авторитарные режимы испытывают ненависть к независимым организациям и стараются или подчинить их централизованному контролю, или же подавить с помощью силы. Поэтому они так боятся слов, даже если слова передают то, что всем известно; не содержание, а сам факт произнесения может нести в себе мобилизующий потенциал» (А. Пшеворский).
Подтверждает ли этот вывод политическая практика?
1.34. Плюрализм не сводится к большому количеству организаций (ассоциаций). В первую очередь они должны быть добровольными, во вторую — открытыми и с большим числом членов... Присутствие солидного количества различных групп свидетельствует не о наличии плюрализма, а лишь о развитости самовыражения и/или фрагментации. Общества с большим количеством групп являются плюралистическими только тогда, когда группы имеют ассоциативный характер, а не традиционный или институционализированный, более того, когда ясно, что ассоциации развивались естественно, а не были навязаны (Дж. Сартори).
Как бы вы объяснили характер общественных объединений Беларуси с учетом мнения ученого-политолога?
1.35. «Ни одно общество не потерпит абсолютную свободу (даже свободу слова) и ни одно общество не сведет ее до нуля. Разница между режимами состоит только в степени свободы» (Й. Шумпетер).
Какие ограничения свободы не противоречат демократии?
1.36. «Подлинным законом общества является либо обычай, либо религия. Проблема свободы в современном обществе порождена тем, что законом общества стали конституции, которые опираются исключительно на воззрения господствующих в мире диктаторских орудий правления, начиная от личности и кончая партией... Религия, включающая обычай, есть утверждение естественного закона. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, неправомерны» (М. Каддафи).
Возможна ли жизнедеятельность современных обществ без
законов, опирающаяся только на религию, традиции и обычаи?
Какие политические режимы законы и четко сформулированную идеологию государства могут «замещать» религией, традициями и обычаями?
1.37. «Сосредоточение всей власти — законодательной, исполнительной и судебной — в одних руках, независимо от того, предоставлена ли она одному лицу или многим, по наследству, назначению или избранию, можно по праву определить словом «тирания» (Дж. Мэдисон).
Могут ли в условиях демократии прийти к власти политические субъекты, разрушающие демократический режим общества?
1.38. «Республикой называют мирное господство большинства. После того как большинство осознало свое существование и свою силу, все власти получают свои полномочия от него. Нои само большинство не всемогуще. Над ним возвышаются моральные принципы, такие, как человечность, справедливость, разум и признанные обществом политические права людей» (А. де Токвиль).
Подумайте, в какой мере отвечает критериям современной демократии политическая система белорусского общества?
1.39. «Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрет сама собою» (В. И. Ленин). Если демократия — средство достижения свободы личности и
общества, то возможно ли ее «отмирание» в будущем?
Раздел II. Политические институты
2.1. «Совокупность политических институтов, действующих в данной стране в данный момент, составляет «политический режим»; в каком-то смысле политические режимы — это созвездия, звездами в которых являются политические институты» (М. Дюверже).
Чем отличается такое определение понятия «политический режим» от современных представлений?
2.2. Понимание социальной значимости политических институтов формировалось и корректировалось в течение тысячелетий. Анализ этого феномена не прекращается и сегодня.
Вместе с тем в науке утвердилось бесспорное мнение о предназначении политических институтов. Его в систематизированной форме выразил ученый Б. Ротстайн, классифицировав институты на четыре типа:
«Потребность в создании первого из них определяется необходимостью принятия решений о том, каким образом следует регулировать общие интересы (институты законодательной власти). Второй тип институтов необходим для претворения этих решений в жизнь (институты исполнительной власти). Третий нужен для урегулирования возникающих спорных проблем и интерпретации применения общих правил, разработанных органом законодательной власти, к каждому конкретному случаю (институты судебной власти). И, наконец, четвертый тип требуется для того, чтобы наказывать нарушителей общепринятых правил, вне зависимости от того, принадлежат ли они к членам данной группы людей или нет (институты принуждения)».
Без каких политических институтов невозможно развитие современного общества?
2.3. Мыслитель Т. Гоббс под институтами подразумевал административные учреждения (организации, структуры) государства, наделенные властными полномочиями, и юридические нормы, регулирующие поведение и отношения этих учреждений.
Почему нормативно-юридический подход Т. Гоббса в последующие годы был конкретизирован и обогащен социологическим подходом?
2.4. Австрийский экономист и политический философ Ф. Хай- ек отмечает в книге «Дорога к рабству», что демократическое властвование несовместимо с централизованным государственным управлением экономикой, которое ограничивает свободу личности и общества.
Насколько обоснованна такая точка зрения?Приведите свою аргументацию.
2.5. Составьте свое мнение о политических взглядах мыслителей. Продумайте аргументы «за» и «против».
а) Достижения цивилизации и государство с его порядками и атрибутами — очевидное зло <...> Высшее благо — первозданная природа, естественное существование (основатель даосизма Лао-цзы);
б) Государство — большая семья, а власть императора — это власть «сына неба», отца; взаимоотношения правителя, чиновников и подданных должны строиться на принципах добродетели, согласия и мира (Конфуций);
в) Идеальное государство — справедливое, регулируемое законами и правосудием аристократическое правление, власть мудрецов, самых образованных и достойных. Политика требует знаний и умения управлять людьми (Платон);
г) Государство является продуктом естественного развития и высшей формой человеческого общения. Государственная организация олицетворяет верховную власть; человек — часть государства и его интересы строго подчинены общественному благу. Политическое правление должно опираться на государственные законы и этические нормы (Аристотель);
д) Государство — неотъемлемая часть универсального порядка, создатель и правитель которого — Бог. Все правительства обязаны служить Богу и человеку, утверждать правду и справедливость. Достойна почитания государственная власть, уважающая религию и соблюдающая ее предписания, противодействующая дьявольской воле (А. Августин);
е) Государство — автономная по отношению к религии и морали система ценностей. Поскольку только оно выступает монополистом публично-властных прерогатив, религией и моралью можно пренебречь во имя укрепления государственности, поддержания в обществе должного порядка. Государь обязан быть твердым и решительным, концентрировать в своих руках государственную власть и быть опекуном народа. Его долг — обеспечивать повиновение подданных любыми средствами: насилием, угрозой наказания, убеждением, обманом, хитростью, смелостью, мудростью и гибкостью в политике (Н. Макиавелли).
2.6. Прежде чем слова «справедливое и несправедливое» могут иметь место, должна быть какая-нибудь принудительная власть, которая угрозой наказания, принуждала бы людей к выполнению общественного договора. «Природа справедливости <...> состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, но обязательная сила соглашений начинается лишь с установления гражданской власти, достаточно сильной, чтобы принудить людей к выполнению своих соглашений» (Т. Гоббс).
О каком «соглашении» рассуждает мыслитель? Какова актуальность его представлений о «сильной» государственной власти?
2.7. Единственная первопричина всех зол в обществе — частная собственность. Именно она нарушила естественный порядок, соответствующий разумным законам природы, породила в людях жадность — основной порок, видоизменением которого являются все остальные. Люди начали противопоставлять свое частное благо общему, тогда как первое есть простое следствие второго. Частный интерес, возведенный в абсолют, — «всеобщая чума», «изнурительная лихорадка», «губительная болезнь» всякого общества (Морелли). Разделяете ли вы это убеждение?Аргументируйте свой ответ.
2.8. Частная собственность — источник постоянной вражды в государстве и обществе, войн, обмана и мошенничества. Основная причина господства частной собственности — невежество, заблуждения и эгоизм собственников. Если невежество будет заменено подлинным знанием, если организовать воспитание человечества в духе нового, разумного сознания, то утвердится справедливый, гуманный строй (Р. Оуэн).
В чем суть заблуждений английского социалиста-утописта?
2.9. Бедность как социальное явление неискоренима. Основное средство «смягчения» последствий и тягот бедности — развитие и укрепление частной собственности, бережливость и филантропия. Бедные выигрывают от роста благосостояния и увеличения численности богатых граждан (Морелли). Согласны ли вы с этим мнением?
2.10. «Сохранение собственности есть моральный бог государств: она поддерживает здесь домашний мир и заставляет царствовать справедливость <...> Люди объединились для того, чтобы обеспечить себе свою собственность <...> Различные законы были всегда лишь различными способами обеспечить гражданам это право» (К. А. Гельвеций). Можно ли признать обоснованной такую трактовку взаимодействия частной собственности и государственной власти?
2.11. Процесс социально-экономического развития вызывал расчленение общества на классы. Противоречие интересов этих классов неизбежно приводило их к борьбе за политическое господство. «Всегда и везде политическая власть была рычагом, с помощью которого добившийся господства класс совершал общественный переворот, необходимый для его благосостояния и дальнейшего развития» (Г. В. Плеханов).
Устарел ли «классовый подход» к определению причин возникновения и социальной сущности политической власти?
2.12. Ж. Ж. Руссо отстаивал незыблемость частной собственности и такой политический порядок, при котором «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Возможен ли такой порядок в обществе с рыночной экономикой и свободной конкуренцией?
2.13. Размышляя над причинами бедствий трудящихся и средствами их устранения, французский социалист XVIII в. Ж. Мелье считал «первым злом» — социальное неравенство, а «вторым злом» — «богатых бездельников», живущих за счет чужого труда. Главный его вывод: все люди равны от природы, имеют право на свободу и на равную долю в земных благах. Положение, при котором одним достаются все блага и удовольствия, а другим — все тяготы, заботы, тревоги, горести и неприятности жизни, должно быть устранено посредством реорганизации жизни общества на справедливых началах.
Что привлекает вас в этихразмышлениях и с чем вы не согласны?
2.14. «Если бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя, внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан» (Платон). Приведите исторические факты, подтверждающие или опровергающие это суждение.
2.15. «В странах, где на выборах действует принцип большинства (на выборах общенационального уровня почти всегда применяемый в одномандатных округах), скорее всего утверждаются двухпартийные системы, появляются однопартийные правительства и существует доминирующее положение исполнительной власти по отношению к соответствующим законодательным органам. Таковы основные особенности вестминстерской, или мажоритарной, модели демократии, при которой власть сосредоточивается в руках партии большинства. Напротив, пропорциональное представительство скорее ассоциируется с многопартийными системами, коалиционными правительствами (часто вплоть до широких и всеобъемлющих коалиций) и с более уравненным соотношением исполнительной и законодательной властей. Этими особенностями характеризуется консенсусная модель демократии, которая — в противоположность однозначному и безраздельному правлению большинства — воплощает стремление к ограничению, разделению, разграничению и распределению власти различными способами» (А. Лейпхарт).
Какие факторы определяют тип избирательной системы в той или иной стране? Каков тип избирательной системы в Республике Беларусь?
2.16. «Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей...
На фронтоне этого здания красуется надпись: «Все для общественного блага». Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь рассчитано на служение своему я. По смыслу парламентской фикции, представитель отказывается в своем звании от личности и должен служить выражением воли и мысли своих избирателей; а в действительности избиратели — в самом акте избрания отказываются от всех своих прав в пользу избранного представителя» (К. П. Победоносцев).
Что в этом суждении заслуживает внимания, а что безосновательно?
2.17. «Поддержание должного равновесия между правительственной властью и правительственной ответственностью (responsiveness) — одна из наиболее важных и сложных задач демократии. Если нет какой-то формы контроля правительственных элит со стороны не элит, то политическую систему вряд ли можно назвать демократической...» (Г. Алмонд).
Какими последствиями может обернуться для политической системы отсутствие общественного контроля государственной власти?
2.18. «Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию особенно интимно. В прошлом различным союзам — начиная с рода — физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области <...> претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия» (М. Вебер).
Почему государственная власть не может полностью отказаться от легитимного насилия как средства принуждения граждан к желаемому поведению и реализации принципа справедливости?
2.19. Абсолютная, неограниченная власть государства — гарант мира и реализации естественных законов, суть которых в предотвращении «войны всех против всех», взаимном доверии, согласии и уважении. Государство учреждается людьми путем взаимной договоренности между собой. Оно есть суверен, обладающий верховной властью, использующий силу и средства всех индивидов для их мира и благополучия. Сильное государство — средство избавления от эгоизма, агрессивности, жадности, страха, зависти и других человеческих пороков. Возможны три формы государственного правления: монархия, демократия и аристократия. Самая жизнеспособная форма — монархия (Т. Гоббс).
Что в суждениях мыслителя вызывает сомнения?
2.20. До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии равенства, свободы действий и распоряжения своим имуществом. Но нередко эти принципы нарушались. Для обеспечения гражданских прав люди учредили государство как институт политической власти (Дж. Локк).
Поразмышляйте о реалистичности представлений мыслителя
0 происхождении и предназначении государства.
2.21. «Главное условие обеспечения политической свободы — > справедливые законы и демократическая организация госу- г дарственности: разделение государственной власти на законо-
1 дательную, исполнительную и судебную» (Ш. JI. Монтескье). Почему политический принцип «разделение властей» завоевал
общественное признание и получил закрепление в конституционных актах современных государств?
2.22. В своем сочинении «Политика» Аристотель выдвигает принцип поочередного участия всех свободных граждан (за иск.чючением рабов) в осуществлении государственной власти. При этом граждане в молодые годы только подчиняются, а при достижении определенного (зрелого) возраста — привлекаются к участию в управлении государством.
В чем преимущества и недостатки этого принципа?
2.23. «Государство, где власть принадлежит одному, преуспевает; там же, где власть принадлежит многим, всегда возникают смуты и беспорядки» (Фома Аквинский).
Если вы не согласны с этим выводом, то приведите свои аргументы.
2.24. Равноправие полов — желательно. Однако женщин не следует допускать на высшие государственные должности. Основные сферы их «правленческого» влияния — воспитание и обучение детей, надзор за брачно-семейными отношениями (Платон).
Мнение мыслителей не согласуется с современными представлениями. Какова роль женщин в политической жизни демократического общества?
2.25. Свобода человека сохраняется и обеспечивается только в таком государстве, где весь народ участвует в законодательстве, где каждый дает согласие на законы, регулирующие жизнь общества, и подчиняется этим законам. Народ также должен назначать своим декретом (постановлением) членов правительства, устанавливать форму правления и полномочия исполнительной власти. Депутаты парламента — только приказчики народа, и потому они не могут постановлять окончательно. Их решение может приобрести силу закона
лишь после утверждения его народным референдумом (Ж. Ж. Руссо).
Насколько современны представления мыслителя о народовластии?
Раздел III. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире
3.1. Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и политикой (М. Вебер).
Согласны ли вы с этим суждением?
3.2. «Мы предполагаем, политики думают и действуют с точки зрения интереса, определенного в терминах власти, и исторические примеры подтверждают это. Данное предположение позволяет нам предугадать и проследить действия политика. Мысля в терминах интереса, определенного как власть, мы рассуждаем так же, как и он, и как беспристрастные наблюдатели понимаем смысл его действий, может быть, лучше, чем он сам» (Г. Моргентау).
Почему политический интерес является непосредственной причиной политической деятельности, что является их объективной и субъективной основой?
3.3. «Если мы действительно хотим понять моральные и политические особенности действий политика, то надо судить не по его мотивам, а по самим действиям. Как часто политики хотели улучшить мир, но делали только хуже? И как часто, стремясь достичь одной цели, они достигали совершенно иной?» (Г. Моргентау).
Приведите исторические примеры, подтверждающие правоту этого суждения.
3.4. Во всех обществах, независимо от уровня их развития, существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ей преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым, поставляет ему «материальные средства подцер- жки, необходимые для жизнеспособности политического организма» (Г. Моска).
Нет ли противоречия между «элитарной теорией» Г. Моска и принципами плюралистической демократии, идеалами народовластия? Аргументируйте свой ответ.
3.5. «В любой человеческой группировке есть две категории людей: те, кто командует, и те, кто подчиняются; те, кто отдает приказы, и те, кто им повинуется; начальники и подчиненные, управляющие и управляемые. Это фундаментальное различие существует в семье, в самоуправляющей единице, в государстве, в ассоциациях, в религиозных братствах, в церквах и т.д.» (М. Дюверже). Соответствует ли такая трактовка властных отношений
современным достижениям политологии?
3.6. Сильная личность, обладающая властью, способна противостоять «фортуне», случайным обстоятельствам (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и принципиальность, свои знания, «личную доблесть», и изменить политику в соответствии с ситуацией, в интересах общества и государства (Н. Макиавелли).
Не является ли это утверждение заблуждением? Аргументируйте свой ответ.
3.7. «Древо свободы» должно время от времени «орошаться кровью патриотов и тиранов». Подобно тому, как в физическом мире необходимы грозы, так и в мире политическом необходимы восстания и революции (Т. Джефферсон).
Действительно ли революции неизбежны и обладают «очистительной» силой?
3.8. В историческом развитии Соединенных Штатов Америки произошла поразительная, уникальная метаморфоза (перемена). В 1920-е гг. граждане страны наслаждались самым высоким в мире жизненным уровнем, пользовались благами «эры процветания», казалось, бесконечной. И вдруг этот «рай» был разрушен. Рухнул в течение одного 1929 г.: беспрецедентный мировой экономический кризис обрушил свой самый жесткий удар, от которого пострадали не только бедняки, но и десятки миллионов средних и богатых американцев. Последующие три года довершили превращение благополучногодомавруины: в 1933 г. каждый третий рабочий был лишен источников существования (количество безработных превысило 16 млн. человек); были полностью разорены около 900 тыс. фермеров; корпорации свели итоги года с потерей в 3,5 млрд. долларов, многие миллионеры превратились в нищих; в 47 из тогдашних 48 штатов прекратили деловые операции или были закрыты банки. В том же 1933 г. президент Ф. Д. Рузвельт встал во главе поколения американцев. В результате его реформаторского курса общество было спасено. Президент не побоялся спасать и улучшать американский капитализм при помощи тех мер, которые традиционно ассоциировались с социалистическими общественными идеалами (антимонополистические меры, перераспределение национального дохода в пользу малообеспеченных слоев).
Какие уроки могли бы извлечь политические лидеры из идеологии и практики Нового курса?Аргументируйте свой ответ.
3.9. Китайский философ и политический деятель Конфуций сформулировал своеобразный моральный кодекс поведения человека в обществе и государстве: чего не желаешь себе, того не делай людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; сначала познай самого себя; уважай старших по возрасту и общественному положению; строго соблюдай существующие семейные и общественные отношения; почитай предков; проявляй заботу о младших.
Каково значение этих моральных требований для субъектов политического процесса?
3.10. «Полная свобода печати — единственный способ мирно договориться с правительством о социальных изменениях и улучшении жизненных условий. Правительство не должно иметь права ни запрещать, ни останавливать каких бы то ни было изданий» (Н. П. Огарев).
Если вы согласны с этим суждением, то приведите свои аргументы.
3.11. Распри и раздоры в обществе, массовое недовольство и восстания приводят к изменению формы государства. «Поэтому необходимо установить верховную власть таким образом, чтобы все, как правители, так и управляемые, действовали в соответствии с общим благом, хотят ли они этого или нет, т.е. чтобы все понуждались (добровольно ли или под давлением силы или необходимости) жить по предписанию разума» (Б. Спиноза).
Как реализовать этот идеал в демократическом обществе?
3.12. Индивид в толпе приходит в состояние загипнотизированного субъекта. В толпе в нем преобладает личность бессознательная, лишенная чувства ответственности, склонная к политическому экстремизму. Действие толпы заразительно, и индивид очень легко приносит в жертву свои интересы коллективным интересам, поддается низменным, варварским инстинктам. «Он уже перестает быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует... У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку» (Г. Лебон).
Поддаются ли управлению и прогнозированию психологические факторы политических процессов?Приведите примеры, опираясь на личные наблюдения.
3.13. «Демократизацию общества не следует понимать как нечто, свершившееся в течение года. Поскольку процесс становления демократии предполагает появление новых социальных групп и формирование новых, не ставших привычными моделей поведения, минимальный срок перехода — вероятно, поколение. В странах, не имевших более ранних образцов для подражания, переход к демократии, как правило, идет еще медленнее. Можно, к примеру, утверждать, что в Англии этот процесс начался еще до 1640 г. и не был завершен вплоть до 1918 г.» (Д. А. Растоу).
Какие условия необходимы для необратимой демократизации общественных отношений в Беларуси?
3.14. «В мире нет двух демократий, которые бы прошли через борьбу одних и тех же сил, ведущих спор по одному и тому же кругу вопросов и с теми же самыми институциональными последствиями. Поэтому представляется маловероятным, чтобы какая-либо будущая демократия в точности повторила путь одной из предшествующих <...> Чтобы прийти к демократии, требуется не копирование конституционных законов или парламентской практики некой уже существующей демократии, а способность честно взглянуть на свои специфические конфликты и умение изобрести или позаимствовать эффективные механизмы их разрешения» (Д. А. Растоу).
Достаточно ли для перехода к демократии желания политических институтов и национального единства?Аргументируйте свой ответ.
3.15. «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей» (Й. Шумпетер).
Соответствует ли это мнение представлениям об элитарной демократии?
3.16. «Демократию не следует определять <... > просто как такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках множества, потому что и в олигархиях, и вообще повсюду верховная власть принадлежит большинству (корпуса политически активных граждан) <...> Демократией следует считать такой строй, когда свободные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в руках» (Аристотель).
Согласуется ли это мнение с современными моделями демократии?
3.17. «Лучшим людям, людям долга и чести, противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к общественному благу, лишь бы приобрести популярность. Он не может и не должен быть скромен, — ибо при скромности его не заметят, не станут говорить о нем. Своим положением и той ролью, которую берет на себя, он вынуждается лицемерить и лгать людям, которые противны ему, он поневоле должен сходиться, брататься, любезничать, чтобы приобрести их расположение, должен раздавать обещания, зная, что потом не выполнит их, должен подлаживаться под самые пошлые наклонности и предрассудки массы, для того чтоб иметь большинство за себя. Какая честная натура решится принять на себя такую роль? Изобразите ее в романе: читателю противно станет; но тот
же читатель отдаст свой голос на выборах живому артисту в той же самой роли» (К. П. Победоносцев).
В чем не прав религиозный мыслитель, правовед и политический деятель пореформенной России?
3.18. Американский политолог А. Пшеворский, прогнозируя различные ситуации и политические конфликты в переходный период от авторитаризма к демократии, отмечает пять возможных исходов этого процесса:
► Ни один демократический институт не может утвердиться, и политические силы начинают бороться за новую диктатуру.
► Демократические институты находятся в зыбком состоянии, и все же политические силы соглашаются на демократию как на временное решение.
► Соперничающие политические силы борются за установление диктатуры.
► Противоборствующие политические силы соглашаются на нежизнеспособную институциональную структуру (модель развития) общества.
► Авторитарный режим распадается. Введенные демократические институты оказываются прочными.
Как бы вы охарактеризовали процесс перехода к демократии в Республике Беларусь?Аргументируйте свою позицию.
3.19. «В прежние времена ни один монарх, какой бы всемогущей и абсолютной ни была его власть, не взялся бы единолично, без помощи промежуточных органов власти управлять всеми частями большой империи <„.> Демократические народы <...> пришли к вещам очень странным. Так, они полагают, что граждане не способны сами вести мелкие дела в соответствии с простым здравым смыслом. Когда же речь идет об управлении целым государством, то этим гражданам они готовы доверить необъятную власть. Люди поочередно становятся то игрушками в руках правителя, то его повелителями, то больше, чем королями, то меньше, чем простыми смертными» (А. де Токвиль).
Каковы общественные механизмы ограничения верховной политической власти?Назовите их и прокомментируйте.
3.20. Верность правителя данному слову, прямодушие и неуклонная честность заслуживают похвалы. Но мы знаем по опыту, что великие дела удаются лишь тем, кто не сдерживает данное слово и прибегает к обману. Отсюда следует, что правитель должен усвоить то, что заключено в природе человека и зверя. Из всех зверей ему надобно уподобиться двум: льву и лисице. «Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Разумный правитель «не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними также. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить <....>
Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо» (Н. Макиавелли).
Действительно ли в сфере государственной власти мораль- но-этические и политические мотивации трудно совместимы и имеет перспективу лишь принцип «цель оправдывает средства»?
3.21. «Несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю, и который редко позволяют выполнить благоразумию <...> Чтобы не было возможностей злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга» (Ш. Л. Монтескье).
Подумайте, насколько эффективно реализуется принцип *разделения властей» в белорусском обществе? Самостоятельно выясните, какие санкции прописаны в конституциях европейских стран за нарушение этого принципа?
3.22. «Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения. Люди вовлечены в нее так же, как они социализированы в неполитические роли и социальные системы. Конфликты политических культур имеют много общего с другими культурными конфликтами; и процессы интеграции в политическую культуру становятся понятнее, если мы посмотрим на них в свете разъединяющих и объединяющих тенденций культурных изменений вообще» (Г. Алмонд).
Дайте определение категории «политическая культура» и укажите, какие индивидуальные ориентации (знания, чувства, оценки) относительно политической системы составляют ее содержание и проявляются в политическом поведении.
Г i
3.23. «Не люблю я этих господ, которые говорят о свободе, но «не вводят» ее в жизнь: «не устраняют законы, говорящие о неравенстве, не уничтожают социального порядка, при котором ®/ю народа — рабы и пролетарии».
Прокомментируйте высказывание русского писателя и революционного демократа Н. Г. Чернышевского о либерализме и его приверженцах.
3.24. Главная причина несправедливости социальных порядков — упадок нравов, односторонность развития способностей человека. Главное средство преодоления социальных пороков — эстетическое воспитание искусством. Только искусство как деятельность и красота, воздействует одновременно на разум и чувства, способно формировать цельного, гармоничного человека, утвердить на земле общество нравственно совершенных людей (И. Шиллер).
Объясните, в чем заключается идеализм и утопичность этих взглядов?
3.25. Английский философ-моралист Э. Шефтсбери искренне верил в возможность реализации идеала гуманного общества посредством морального совершенствования людей. «Будь добр, воспитан, человеколюбив, — учил философ, — и жизнь всего общества будет сплошной гармонией».
В чем суть заблуждений Э. Шефтсбери? Приведите свои доказательства.
3.26. «Приказанное [административно-командное — авт.] преподавание мешает развитию; только конкуренция мнений подвигает его, и потому никакое стеснение преподавания не может иметь места. Общество должно составлять капиталы для учреждения школ, гимназий, университетов и печься [заботиться — авт.] о воспитании и учении бесплатном, равно для мужского и женского пола; но отнюдь не стеснять свободы преподавания и преподающего. Сословные учебные заведения, следственно и семинарии, не могут иметь места; все учебные и воспитательные заведения должны быть равнодоступны всем сословиям. Допущение женщин к университетскому образованию необходимо. Учреждение странствующих учителей для сельского и рабочего народонаселения не менее важно, чем учреждение народных школ...».
В чем заключается актуальность суждений Н. П. Огарева о свободе преподавания в учебных заведениях России XIX в.?
3.27. «Дифференцированное рассмотрение культуры показывает, что нет народов огульно «культурных» и «некультурных». И что разнообразнейшие народы, которых «европейцы» именуют «дикарями» в своих навыках, обычаях и знаниях, обладают «культурой», по некоторым отраслям и с некоторых точек зрения стоящей «высоко» (П. Н. Савицкий).
Можно ли применить этот вывод к характеристике политической культуры различных стран и народов современного мира?
3.28. «В политике мы всегда живем как на вулкане и всегда должны быть готовы к неожиданным взрывам и катаклизмам. Во все критические моменты социальной жизни человека рациональные силы, до этого успешно противостоящие воспроизводству древних мифологических представлений, уже не могут чувствовать себя столь уверенно <...>. Миф всегда рядом с нами и лишь прячется во мраке, ожидая своего часа. Этот час наступает тогда, когда все другие силы, цементирующие социальную жизнь, по тем или иным причинам теряют свою мощь и больше не могут сдерживать демонические, мифологические стихии» (Э. Кассирер).
Почему политическая власть нередко поощряет распространение мифов?Приведите конкретные примеры.
3.29. «Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». Нашему XX в. — великой эпохе технической цивилизации — суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменил всю нашу социальную жизнь» (Э. Кассирер).
Какие причины побуждают некоторых современных политиков выступать в роли «творцов» мифов, своеобразных священников новой, совершенно иррациональной и загадочной религии?
3.30. «Современные политические мифы <...> не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния. Политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло» (Э.Кассирер).
Используются ли мифы в политической жизни современных обществ?Если да, то приведите свою аргументацию.
3.31. Прокомментируйте выводы немецкого политолога и социолога Р. Дарендорфа: а) «Социальные конфликты, т.е. систематически вырастающие из социальной структуры противоречия, принципиально нельзя «разрешить» в смысле окончательного устранения. Тот, кто пытается навсегда разрешить конфликты, скорее поддается опасному соблазну путем применения силы произвести впечатление, что ему удалось такое «разрешение», которое по природе вещей не может быть успешным. «Единство народа» и «бесклассовое общество» — это только два из многих проявлений подавления конфликтов под видом их разрешения».
б) «Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удастся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознать плодотворный, творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин».
в) Для конфликтующих сторон было бы полезно знать, что стороны рассматривают как достижение цели или поражение. Это необходимо для понимания динамики конфликта, его прогнозирования и разрешения.
Какие условия необходимы для цивилизованного урегулирования возникшего в обществе конфликта?
Раздел IV. Государственная политика и управление в Республике Беларусь
4.1. Аристотель в своем сочинении «Политика» отмечал: «Никакой пользы не принесут законы <...>, если граждане не будут приучены к государственному строю, если они не будут в его духе воспитаны».
Какова взаимосвязь между правовой и политической культурой личности и общества?
4.2. «В условиях трансформации экономических отношений исключительно важной остается роль государства в регулировании социально-экономических процессов. Государственное регулирование будет и впредь осуществляться на основе разработки и реализации макроэкономической политики, базирующейся на учете как долгосрочных интересов и целей страны, так и конкретной экономической ситуации. Главными направлениями усилий государства в этой сфере будут: структурная трансформация, реформирование отношений собственности, создание действенной конкуренции и повышение международной конкурентоспособности предприятий, обеспечение стабильности денежной сферы и цен, регулирование трудовых отношений при сохранении высокой степени занятости, обеспечение экономической безопасности страны» (А. Г. Лукашенко).
Не противоречит ли усиление регулятивной роль государства принципам рыночной экономики и демократизации общества?
4.3. «Процесс ценообразования должен регулироваться государством с использованием прежде всего экономических механизмов. При необходимости следует более эффективно задействовать и административные рычаги. В любом случае должна быть обеспечена надежная стабилизация цен на внутреннем рынке нашего государства, которая, однако, не должна ограничивать, свертывать стимулы к эффективности производства» (А. Г. Лукашенко).
Каковы «инструменты» влияния институтов государства на необоснованный рост цен в условиях рыночных отношений?
4.4. «Основная масса субъектов малого бизнеса функционирует в сфере торговли и услуг (до 50 процентов). Следовательно, в связи с этим основные усилия органов государственного управления должны быть направлены на поддержку и стимулирование предприятий, создаваемых в рамках малого и среднего предпринимательства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве» (А. Г. Лукашенко).
Каким образом государственные органы могут поддерживать
и стимулировать предпринимательство?
■■ ■
4.5. «Переход к постиндустриальному обществу — длительный процесс, связанный со становлением новых технологических укладов, которые будут развиваться в первых десятилетиях XXI века. Ядро их составляют электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботострое-
ние, информационные услуги, биологические и тонкие химические технологии, космическая техника. Республика Беларусь находится на начальном этапе такого перехода» (А. Г. Лукашенко).
Каковы приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий в Республике Беларусь?
Подготовьте краткий комментарий к семинарским занятиям, изучив «Основные положения программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006— 2010 годы» (см. Беларусь сегодня. — 2006. — 24 фев.).
4.6. «Стоящие перед страной проблемы должны решаться на основе не бездумной, лишенной научных подходов реформы, а (обязательно) путем совершенствования политических, социальных и экономических отношений...» (А. Г. Лукашенко).
Почему в условиях политической модернизации общества усиливается взаимодействие науки и политики?
4.7. «Наше общество — открытое общество. Необходимость его построения — ориентир практической деятельности государства, в котором развитие демократии — процесс, отвечающий потребностям практики общественной жизни» (А. Г. Лукашенко).
Какие конкретные формы демократии получили развитие в Беларуси в условиях политических преобразований?
Раздел V. Международные политические отношения
5.1. «Международная политика, подобно любой политике, есть борьба за власть <...> Государственные деятели и народы могут в конечном счете изыскивать свободу, безопасность, процветание или просто силу <...> Определять свои цели в виде религиозных, философских, эконо