Психологические механизмы в политических технологиях (Екатерина Жукова, СО-12-1)

Психологические механизмы: убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание.

1. Убеждение

Убеждение – это передача сообщения и его анализ, включающий в себя систему логических доказательств.

Убеждение - процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.

Убеждение основано на том; чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека. Большую роль; при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теоретических знаний с достоверными фактами.

Убеждение предполагает, что человек должен не только понять, но и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и погружается в соответствующее размышление. Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмам воздействия, убеждение чаще достигает своей цели, то есть с большей вероятностью способно повлиять на поведение и это изменение более прочно и устойчиво.

Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:

· силы воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего;

· психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);

· от интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.

По лекции: убеждение обращено к рациональной сфере (логика), необходимо использовать факты, ссылки на авторитетные лица. Убеждение действует, когда приводимые аргументы значимы и совпадают с ранее усвоенными знаниями. Убеждение требует логического мышления от получателя сообщения (им обладают не все). Получатель должен доверять источнику или стремится запомнить сказанное. Предлагаемое мнение оценки может неосознанно отторгаться.

2. Внушение* - см. статью с примерами внушения в политической сфере в конце билета

По лекции:

Внушение (главный способ влияния) – система слов и зрительных образов, стимулирующих некритическое восприятие и усвоение информации.

Характеризуется:

· Использование псевдоаргументов;

· Образ большинства («все бегут – я бегу»); Пример: публикации в СМИ с результатами якобы проведенных опросов ОМ и рейтингов, использование больших чисел – тысячи, миллионы. «Спираль молчания» Ноэль-Нойман: кричащее меньшинство делает публичное заявление или через СМИ о том, что оно большинство; молчаливое большинство присоединяется к кричащему меньшинству.

· Использование авторитета;

· Использование опровержения (т.е: навязчивое, постоянно повторяющееся опровержение чего-либо неизбежно провоцирует у человека интерес к опровергаемой информации).

3. Эмоциональное заражение

Заражение представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы.

Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Феномен заражения изучался уже давно и именно на примере стихийных больших групп как масса и толпа. Основательно изучал массы Гюстав Лебон (1841-1931) – французский ученый социальный психолог.

В массе у индивидов появляются новые качества, которыми они до этого не обладали. Причины этого Лебон видит в трех различных моментах.

1. Индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющим ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздать.

2. Заражаемость. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство.

3. Внушаемость.

Отличительные признаки индивида в массе.

· Исчезновение сознательной личности

· Преобладание бессознательной личности

· Ориентация мыслей и чувств в одном направлении.

· Тенденции к безотлагательному осуществлению появившихся идей.

Типичные черты поведения в массе.

· Обезличивание

· Резкое преобладание чувств над интеллектом

· Утрата интеллекта

· Утрата личной ответственности.

Заражение является феноменом массы, которое настолько сильно, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тот же самый эффект.

Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика (кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха).

4. Подражание

Подражание – система приемов, стимулирующих некритическое воспроизводство предлагаемых образцов поведения.

Наиболее эффективно заражение и подражание срабатывают, когда общество находится в состоянии тревожного ожидания позитивных или негативных событий. Это состояние может искусственно поддерживаться СМИ. Страх и тревожное ожидание во время избирательной кампании (замерзнем, останемся без денег, воды, продуктов) позволяет кандидату или партии выступить в роли спасителя.

Различают несколько видов подражания:

· логическое и внелогическое;

· внутреннее и внешнее;

· подражание-мода и подражание-обычай.

Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

· подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

· низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Установлены три способа подражания:

· когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

· когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

· когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

Мода выполняет следующие функции:

· коммуникативную (общения);

· интерактивную (согласования, взаимодействия);

· компенсаторную (психологической защиты индивида).

* - «В годы СССР прямое внушение очень эффективно воздействовало на избирателей. Но по прошествию четверти века оно работает чрезвычайно слабо, так как люди научились противостоять явному манипулированию. Поэтому основное внимание сейчас уделяется именно косвенному внушению. Оно, практически, полностью заменило грубую пропаганду советских времён.

Существует несколько способов косвенного внушения. Те, кто ими владеют, проходят специальное обучение и в полной мере осваивают как классический, так и эриксоновский гипноз. В пример здесь можно привести специальное внушение, которое широко распространено у психотерапевтов.

Человеку говорят фразу, выделяя голосовой тональностью последние слова: «Вы сидите в удобном кресле, слушаете, что я Вам говорю, и усваиваете сказанное безоговорочно и надолго». Суть этого метода состоит в том, что пациент сразу же соглашается с первой половиной фразы, так как он на самом деле сидит в удобном кресле и слушает. Что же касается второй половины фразы, то она подсознательно принимается к исполнению.

Аналогичным образом воздействуют на избирателей и кандидаты на выборах. Людям говорят такие слова: «До выборов осталась пара недель, но многие ещё не определились с кандидатом, за которого отдадут голос. А дело здесь в том, что большая часть обещаний абсолютно пустая. Глубоко убеждён, что слушая мою программу, Вы наконец-то начинаете понимать, что я приложу максимум сил, чтобы сделать Вашу жизнь лучше».

Другой метод косвенного воздействия называется «пресуппозицией». Здесь выступающий вначале говорит о том, что произойдёт. Причём это будущее преподносится так, как будто оно должно обязательно произойти: «Когда же Вы отдадите голоса за меня, то я претворю в жизнь постановление о помощи малоимущим, а Вы будете глубоко удовлетворены, что приняли на выборах правильное решение».

Ещё один метод можно охарактеризовать как двойную связку. Его часто практикуют при общении с детьми. Ребёнку задают вопрос: «Ты какую кашу будешь есть – гречневую или манную?» Если построить вопрос иначе и просто спросить малыша, будет ли он кушать кашу, то можно получить отрицательный ответ. При двойной же связке у ребёнка уже нет выбора, так как кашу кушать придётся в любом случае.

Точно так же и кандидат, выступая перед избирателями, говорит: «Многие из Вас, пообщавшись со мной, сразу поняли, что предлагаемая программа защищает интересы простых людей. Но кому-то ещё нужно время, чтобы всё досконально обдумать и отдать свой голос за предлагаемый мною вариант повышения благосостояния».

Нужно сказать, что умелые ораторы нередко используют слова, которые имеют довольно неопределённый и расплывчатый смысл. К примеру, людям часто говорят о демократии, свободе, равенстве, братстве. Однако ни в одном справочнике нельзя найти их точного, ясного и однозначного определения. Каждый понимает эти слова по-своему. Но в этих незатейливых терминах скрывается огромная сила. Она создаёт синтез самых различных надежд и устремлений, направленных на реализацию чего-то фантомного и неопределённого.

В современной психотерапии бытует мнение, что подобные словесные формулы эффективны как раз за счёт своей расплывчатости. В целом они настраивают людей позитивно. При этом каждый вкладывает в них свой смысл и своё понимание окружающего мира.

По своей сути методы внушения в политической агитации направлены на то, чтобы сделать избирателей послушными марионетками. Осуществляется это всё обходными путями с помощью косвенного воздействия на психику. А следовательно, нужно понимать такие вещи и относиться предвзято к любому общественному деятелю, сулящему уверенным голосом всевозможные блага...

Безусловно, в политической агитации внушение используется, как правило, для достижения своих, зачастую не самых благих, целей. Но не стоит думать, что внушение это всегда нечто нехорошее. Внушение - это лишь инструмент. Да, с его помощью можно манипулировать общественным мнением, но внушение может использоваться и во благо. Например, при помощи внушения можно улучшить здоровье, добиться успеха в бизнесе, привлечь к себе мощные финансовые потоки и пр.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: