Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Основная часть:

· глава 1 теоретическая часть (включает параграфы);

· глава 2 практическая часть (включает параграфы).

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

1. Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и оформляется в соответствии с Приложением 1. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц выпускной квалификационной работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

2. Содержание (оглавление)является второй страницей выпускной квалификационной работы и оформляется в соответствии с Приложением 2.

Названия рубрик должны точно соответствовать заголовкам, приведенным в тексте работы.

3. Введение. Главная его цель – ввести в суть проблемы, при этом:

· обосновывается выбор темы (чем она важна, личное отношение к теме (проблеме));

· раскрывается актуальность (отношение современного общества к этой теме (проблеме), оценка современного состояния решаемой задачи (проблемы), новизна выполняемой работы);

· определяются объект и предмет исследования;

· выделяется цель и задачи работы;

· определяются методы исследования;

· выявляется практическая значимость работы;

Определение объекта, предмета исследования, цели и задач осуществляется совместными действиями руководителя и студента.

Сформулированная цель, задачи, предмет, объект исследования должны согласовываться с темой работы и соответствовать выводам.

Таким образом, введениевключает обоснование актуальности выбранной темы,определяется цель,объект,предмет, задачи, методология исследования, гипотеза, методы исследования, новизна исследования, практическая значимость исследования, структура исследования (объём введения составляет 2-4 страницы).

Актуальность выбранной тематики - степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. Освещение актуальности должно быть кратким. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное. Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

· необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

· недостаточной изученностью темы (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать недостаточно изученные аспекты);

· потребностью в новых данных;

· потребностью в новых методах;

· практическими потребностями (показать недостатки в рассматриваемой сфере или профессиональном процессе, подлежащие устранению).

Обосновать актуальность – значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Цели исследования – это то, что мы хотим получить в результате исследования, желаемый конечный результат исследования. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Цель и актуальность исследования взаимосвязаны.

Цель исследования формулируется через отглагольное существительное (например, выявление, определение, обобщение, внедрение) или через глагол (выявить, определить, обобщить, внедрить…). Наиболее типичны следующие цели:

· определить взаимосвязи, характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

· выявить взаимосвязи явлений;

· изучить динамику явлений;

· обосновать новый эффект, явление, методику …;

· обобщение …,

· выявить закономерности;

· классифицировать явление …;

· внедрить …;

· создание новой методики, технологии;

· адаптировать существующие методик, технологии к новым условиям;

Задачи исследования – это шаги к достижению цели, те исследовательские действия, которые необходимо выполнить в работе. Это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. По своей сущности задачи представляют собой детализированную цель исследования с ориентацией на гипотезу. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Обычно формулируются три-четыре задачи (не более пяти).

Каждая задача должна начинаться глаголом неопределённой формы. Задачи описываются через систему последовательных действий. Задачи не должны повторять формулировку цели. Каждая задача должна быть представлена в одном из параграфов теоретической или практической главы. Каждое слово темы отражается в задачах.

· Выявить…

· Провести…

· Разработать…

· Раскрыть сущность…

· Проанализировать причины…

· Сравнить…

· Рассмотреть…

· Определить характер взаимосвязи…

· Выявить позицию…

Объект исследования - процесс или явление, определяющее тему, цели исследования, место исследования. Люди не могут быть объектом исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании? Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Предмет исследования - более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется исследовательская работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме работы, это связи, действия, процедуры, происходящие с объектом, это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, часть, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий.

Предмет исследования отвечает на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование?

Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д. Именно на предмет исследования ориентируется ВКР, что непосредственно отражается в теме работы.

Предмет исследования тесно связан с целью исследования, например,

если цель - выявить условия…, то предмет – условия…;

цель – описать методику…, то предмет – методика…;

цель – описать технологию…, предмет – технология… и т.д.

Гипотеза – предположение о путях, способах, условиях решения поставленных задач и возможных результатах. Гипотеза чаще всего имеет структуру: "если… (что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…" (будет достигнут такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: "так как…" или "потому что…".

Например: "Наличие одного (наследственная предрасположенность) или нескольких факторов риска (гиподинамия, интенсивная интеллектуальная нагрузка избыточная масса тела, дефицит сна и отдыха и др.) приводит к изменению артериального давления и является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний в детском и юношеском возрасте". В ходе проведения исследования гипотеза может быть подтверждена, уточнена, опровержена. Это обязательно указывается в заключении.

Выбор методов и методик исследования.

Для начала разберемся с терминологией.

Метод - это довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.

Методика -это более узкое понятие.Например,в экспериментальномметоде исследования Вы можете использовать методику электроэнцефалографии.

При выполнении исследовательской работы особую трудность составляет проведение исследования. Выделяют эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим методам относят: выявление и обобщение фактов непосредственного объективного опыта, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение. К практическим – наблюдение, беседа, рейтинг, тестирование, самооценка, консилиум, создание диагностических ситуаций, изучение литературы, методы диагностики, объяснения, прогнозирования, преобразования, коррекция, статистическая обработка материала. Студенту необходимо выбрать те методы получения информации, исследования, которые обеспечат максимальный эффект.

Выбор методик исследования - одна из важных и трудных задач. Используемые методы и методики должны позволить Вам достичь цели исследования. Например, если Вы хотите изучить мнение населения об организации и качестве пульмонологической помощи в городских поликлиниках, то нужно будет провести анкетирование людей, проходивших обследование и лечение в городских поликлиниках. Анкету придется разрабатывать самостоятельно. Если интересующую Вас проблему изучали другие авторы, то Вы можете использовать разработанные ими анкеты, опросники и т.д. Например, медико-социальные аспекты стоматологической заболеваемости студенческой молодежи можно выяснить с помощью опросника С.Б. Улитовского (2003).

Основные методы:

· исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;

· метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;

· экспериментальные методы включают лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;

· социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);

· статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;

· логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.

Примеры формулировок: по специальности " Сестринское дело ":

Тема: Роль медицинской сестры в повышении качества медицинской помощи на дому.

Цель: выявить зависимость качества оказания медицинской помощи на дому от организации сестринского дела.

Задачи:

1. Изучить формы и особенности оказания медицинской помощи на дому;

2. Систематизировать опыт организации сестринского дела при оказании медицинской помощи на дому;

3. Установить показатели деятельности медицинской сестры, способствующие повышению качества медицинской помощи на дому;

Объект: медицинская помощь на дому.

Предмет: зависимость качества медицинской помощи на дому от организации сестринского дела.

Гипотеза: рациональная организация работы медицинской сестры, основанная на утвержденных стандартах и порядках оказания медицинской помощи способствует повышению качества медицинской помощи на дому.

Тема: Совершенствование профессиональной компетентности медицинского персонала среднего звена.

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить совокупность организационных условий для совершенствования профессиональной компетентности медицинских работников.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования;

2. Выявить организационные условия совершенствования профессиональной компетентности медицинских работников внутри учреждения;

3. Определить содержание, формы обучения;

4. Разработать программы обучения и методический материал для обучения.

Объект исследования: процесс совершенствования профессиональной компетентности медицинских работников.

Предмет исследования: Организационные условия привлечения собственных ресурсов лечебного учреждения для совершенствования профессиональной компетентности медицинских работников среднего звена.

Гипотеза повышение уровня профессионализма медицинских работников среднего звена является важнейшим условием успешного функционирования и развития любой организации.

Совокупность методов исследования:

1. Анализ литературы.

2. Анкетирование.

3. Изучение нормативных документов.

По специальности "Стоматология ортопедическая":

Тема: Применение современных полимерных материалов в ортодонтии.

Цель: установить распространенность и преимущества современных полимерных материалов в ортодонтии.

Задачи:

1. Представить современное развитие ортодонтии;

2. Дать характеристику материалов в ортодонтии;

3. Установить преимущественные признаки современных полимерных материалов в ортодонтии.

Объект: изготовление ортодонтических аппаратов.

Предмет: современные полимерные материалы в ортодонтии.

Гипотеза: наибольшим распространением и преимуществом в ортодонтии пользуются полимерные материалы…

4. Основная часть. Объем основной части - 25-30 страниц, из них теоретической части - до 10 страниц.

Дипломная работа содержит, как правило, две главы, каждая из которых делится на параграфы (как правило, не менее 2-х).

Глава должна показывать самостоятельный сюжет проблемы, параграф - отдельную часть. Должна сохраняться логика изложения между разделами и последовательность перехода от одной сюжетной линии к другой. Главы и разделы завершаются краткими выводами.

Первая глава – теоретическая (обзор литературы). Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение. В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, современное состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса (30-40). При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник. При поиске источников научной литературы по теме необходимо использовать все виды изданий, а так же поисковые системы "Интернет".

Вторая глава – практическая, подтверждение на практике гипотезы в соответствии с видами профессиональной деятельности. Дается описание исследования или практической работы, характеристика объекта исследования, предмета исследования. Представляются методики, расчеты, этапы выполнения практической работы, результаты исследований, анализ экспериментальных данных. Приводятся результаты исследований и наблюдений, описание эксперимента и применяемых методик, описание полученных результатов. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности. Приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности. В завершении каждого параграфа необходимо сформулировать вывод, мини итог.

Каждая новая глава работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к введению, заключению, списку литературы, приложениям. На параграфы это требование не распространяется. Они печатаются на том же листе, где закончился предыдущий текст, если предыдущий занимает до 2/3 страницы. Не допускается завершение страницы названием параграфа или одним его абзацем. Оформление заголовков по всему тексту работы должно быть выполнено в едином стиле. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равным двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками параграфов. Перенос слов в заголовке не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти печатным знакам или 1.25. Выделения внутри текста выполняют нежирным курсивом.

Все части работы должны иметь смысловые связки, которые обеспечивают целостность текста. Важнейшим средством выражения логических связей в квалификационной работе являются специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, во-первых, во-вторых, значит, итак и т. д.); противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого и др.); переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к...;обратимся к..., перейдем к..., остановимся на.., необходимо рассмотреть и др.); итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, следует сказать и др.). Как правило, в научных текстах не используется местоимение "я". Вместо этого автор может пользоваться местоимением "мы", а также формой изложения от третьего лица: "по нашему мнению", "автор полагает…", "нами проведен анализ…" или неопределенно-личной формой: "следует отметить…", "в данном исследовании является важным...".

Для подтверждения и обоснования собственных доводов в тексте исследования используют цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Не следует излишне злоупотреблять или пренебрегать цитатами, так как, и то и другое снижает уровень работы. Для связи основного текста дипломной работы с описанием источника, чаще всего, служит порядковый номер источника, указанного в списке литературы. Номер берется в квадратные скобки, например, [2]. Если ссылки на источники следуют подряд в силу смешения мыслей разных авторов в тексте, то источники могут указываться в одних скобках и отделяются друг от друга точкой с запятой [2; 16]. Это означает - 2 источник; 16 источник. Все литературные источники, указанные в списке должны найти отражение в тексте работы.

Таблицы в выпускной квалификационной работе (приложение 3).

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации.

Правила обозначения таблиц:

· каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание; название таблицы помещают над ней;

· таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

· слово "таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

· таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении;

· на все таблицы в тексте выпускной квалификационной работы должны быть ссылки;

· допускается уменьшение размера шрифта внутри таблиц на 1 размер. Если таблица необходима в тексте, но не размещается на одной странице, ее можно перенести на другую страницу, при этом в верхнем правом углу расположить надпись "Продолжение таблицы 1", ниже расположить таблицу с наименованием граф.

Иллюстрации в выпускной квалификационной работе (приложение 4)

К иллюстрациям относятся: фотоснимки, репродукции, рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в дипломной работе.

Правила оформления иллюстраций:

· иллюстрации обозначают словом "рисунок" и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

· слово "рисунок", порядковый номер иллюстрации, и ее название помещают под иллюстрацией; при необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные;

· иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице;

· на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

5. Заключение. Объем заключения и выводов примерно равен объему введения и составляет не более 2-4 страниц.

В заключение к дипломной работе студент должен подвести итоги изучения темы, обоснованно изложить свои взгляды по главным вопросам, рассмотренным в работе, сделать выводы.

Выводы формулируются на основании поставленных задач и кратко отражают наиболее важные результаты работы, формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, степень достижения поставленных цели и задач, подтверждения выдвинутой гипотезы, и предлагаются конкретные рекомендации по изученной теме. Выводы могут быть представлены в виде нумерованного списка, состоящего из 3 и более пунктов. Количество выводов в исследовательской работе должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале - представлять собой решение этих задач).

Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., его выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Заключение должно отражать значимость работы, подтверждать ее актуальность для современного здравоохранения и возможность применения на практике. Делается вывод о достижении цели исследования и подтверждении гипотезы.

Практическая значимость (ценность) работы – определяется наличием практических рекомендаций, возможностью внедрения полученных результатов в практику.

Например:

"Считаем, что в ходе нашей работы цели исследования были достигнуты:

· выявлены факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и их распространенность в возрастной популяции подростков и студенческой молодежи";

· проведена донозологическая диагностика сердечно-сосудистых заболеваний в указанной популяции подростков и студенческой молодежи и сформулированы предварительные диагнозы";

· списки студентов, имеющих нестабильное артериальное давление, переданы в медицинский кабинет колледжа и студенты взяты на диспансерный учет";

· оформлены и выпущены в виде буклета рекомендации по коррекции факторов риска с артериальной гипертонией".

Список литературы.

Список литературы помещается отдельно в конце работы после "Заключения" и представляет собой перечень всех литературных источников расположенных в алфавитном порядке, использованных при выполнении работы (рекомендуется не менее 30). Список литературы должен включать не менее 30% источников, изданных за последние 5–10 лет, не менее 30% источников периодических изданий (журнальные статьи и др.). Использование Интернет-ресурсов в объеме, не превышающем 10% от общего количества источников.

Список литературы должен быть оформлен единообразно с соблюдением государственного стандарта на библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1.-2003). Примеры библиографического описания представлены в Приложении 5. Список должен включать научную, инструктивно-методическую, нормативную, другую специальную литературу, а также фундаментальные исследования по теме выпускной работы. В качестве литературы используются учебники, учебные пособия, монографии, статьи научных периодических изданий, статьи сборников научных трудов, справочная литература, словари, справочники, энциклопедии, нормативные документы.

Советы для студента. "Работа с литературой". Изучить литературу необходимо для определения, в каком состоянии в современной науке находится выбранная проблема, что сделано другими авторами в этом направлении, а что еще не достаточно ясно. После получения экспериментальных данных и формулировки предварительных (рабочих) выводов, нужно сопоставить полученными данные с уже имеющимися в науке.

Начав работу с литературой, сразу формируйте картотеку изученных литературных источников. То есть каждый литературный источник занесите в блокнот (рабочую тетрадь) в которую впишите полное библиографическое указание источника, сразу же правильно (по ГОСТу) запишите все реквизиты источника, чтобы в дальнейшем не пришлось повторно брать книгу для уточнения, например, количества в ней страниц. При работе с литературой имеет смысл делать выписки с указанием страницы книги (журнала), на которой Вы нашли нужную информацию. Это необходимо для того, чтобы не иметь проблем в дальнейшем при написании литературного обзора - первой главы исследовательской работы.

Помните, что наиболее "ценными" для Вашей исследовательской работы являются литературные источники последних лет. Их можно найти, в основном, в научных журналах, соответствующих Вашему профилю. В библиотеке Вашего образовательного учреждения можно найти достаточно медицинских литературных источников. Найдя статью, относящуюся к теме вашего исследования, посмотрите список литературы в ее конце - так Вы узнаете, какие еще публикации имеются по этой теме.

7. Приложения (не более 4-6)могут включать материалы, дополняющие текст; промежуточные формулы и расчеты; таблицы вспомогательных данных; иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики; алгоритмы задач, разработанные памятки и т.д.

Правила представления приложений:

· приложение помещают в конце дипломной работы;

· каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

· приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией;

· номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова "Приложение";

· на все приложения в основной части выпускной квалификационной работы должны быть ссылки.

Выполнение презентаций для защиты выпускной квалификационной работы позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите, приобрести опыт выступления перед аудиторией, формирует коммуникативные компетенции студентов.

Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по содержанию материала.

Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы – 15.

Объем материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.

Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.

Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.

Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации, следующие слайды являются обязательными.

В содержание первого слайда выносится полное наименование образовательного учреждения, согласно уставу, тема выпускной квалификационной работы (курсовой работы), фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.

Образец:

Волжский филиал ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

Выпускная квалификационная работа по теме:

_____________________________________________________________________

Студента(тки):_________________________________________________________

по специальности:______________________________________________________

руководитель:_________________________________________________________

· Слайд – Объект исследования и предмет исследования.

· Слайд - Цель исследования и задачи исследования.

· Слайды, иллюстрирующие этапы и результаты практической части работы.

· Последний слайд – Спасибо за внимание.

В презентации материал целесообразнее представлять в виде таблиц, моделей, программ.

В практической части работы рекомендуется использовать фотографии, графики, диаграммы, таблицы, рекомендации, характеристики.

На слайде с результатами исследования рекомендуется представлять обобщенные результаты организационного этапа по проблеме исследования.

На слайде по результатам оценочного этапа практической части работы следует представить динамику результатов исследования по обозначенной проблеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: