Расхождения по вопросам | Нормативистская | Социологическая |
1. Происхождение норм | Естественное происхождение. Нормы возникают из естественной природы человека. | Норма- это конвенция, регламентированный конструкт, то есть нормально то, о чем договорились |
2. Свобода воли и учение о личности девианта | Признают наличие воли, но утверждают, что есть преступники, девиантные личности (эгоцентрики, лалала) | Свобода воли – эпифеномен. Поведение личности полностью детерминировано социумом, так как личность – это продукт социума |
3. Причина совершения девиации | Рассматривают причинный комплекс, состоящий из причин, условий, обстоятельств, факторов | Отказываются от обяснения девиантного поведения в терминах причинности |
4. Концепция наказания | Преимущественно опирается на карательное право, но не отвергают и профилактику | Настаивают на введении рестетутивного (восстановительного) права – реабилитационной помощи |
Понятие и признаки девиантного поведения
Термин девиация используется в разных значениях. Ею обозначает как отдельный акт поведения, так и само поведение, а также используют в качестве собирательного поведения для обозначения всех нарушений соц норм.
Представления о девиациях делятся в зависимости от парадигмы, которой придерживаются авторы. С точки зрения нормативистов, наиболее опасным для общества является преступление, наименее опасным - моральный проступок. В диапазоне от морального проступка до преступления и группируются все девиации. Представители социологической парадигмы отрицают существование преступления как mala in se (преступления самого по себе). Преступление для них - это то, что мы определили в качестве такого. Здесь исчезает признание базовых атрибутивных норм социума. Это ведет социологистов к полной релятивизации представлений о человеческих поступках.