Расхождения представителей социологической и нормативистской парадигм в понимании соц норм и девиантного поведения

Расхождения по вопросам Нормативистская Социологическая
1. Происхождение норм Естественное происхождение. Нормы возникают из естественной природы человека. Норма- это конвенция, регламентированный конструкт, то есть нормально то, о чем договорились
2. Свобода воли и учение о личности девианта Признают наличие воли, но утверждают, что есть преступники, девиантные личности (эгоцентрики, лалала) Свобода воли – эпифеномен. Поведение личности полностью детерминировано социумом, так как личность – это продукт социума
3. Причина совершения девиации Рассматривают причинный комплекс, состоящий из причин, условий, обстоятельств, факторов Отказываются от обяснения девиантного поведения в терминах причинности
4. Концепция наказания Преимущественно опирается на карательное право, но не отвергают и профилактику Настаивают на введении рестетутивного (восстановительного) права – реабилитационной помощи

Понятие и признаки девиантного поведения

Термин девиация используется в разных значениях. Ею обозначает как отдельный акт поведения, так и само поведение, а также используют в качестве собирательного поведения для обозначения всех нарушений соц норм.

Представления о девиациях делятся в зависимости от парадигмы, которой придерживаются авторы. С точки зрения нормативистов, наиболее опасным для общества является преступление, наименее опасным - моральный проступок. В диапазоне от морального проступка до преступления и группируются все девиации. Представители социологической парадигмы отрицают существование преступления как mala in se (преступления самого по себе). Преступление для них - это то, что мы определили в качестве такого. Здесь исчезает признание базовых атрибутивных норм социума. Это ведет социологистов к полной релятивизации представлений о человеческих поступках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: