Теория естественных прав: социальные и экономические взгляды Джона Лильберна

В отличие от политической теории, социально-экономические взгляды у Лильберна проработаны не столько подробно и развернуто. Многие исследователи даже пишут о том, что говорить о программе социально-экономических преобразованиях в памфлетах Лильберна не приходится вовсе, так как идеи в данной сфере представляются им более чем скромными[51]. Барг М.А. вовсе пишет о том, что именно плохо проработанная социальная программа левеллеров и Лильберна впоследствии привела к их политической слабости и постепенному угасанию движения[52].

На кого же ориентировался в социальном отношении в своем учении Джон Лильберн? Позиционировал он себя в первую очередь как защитник бедных, однако, как видно в его памфлетах, ставку он делал больше на мелкобуржуазную прослойку, на ремесленников, мелких торговцев, на городские низы[53], то есть на так называемых men of middle quality and condition – людей среднего состояния и положения[54], а так же на солдатские массы. Джон Лильберн заявлял, что симпатизирует "наиболее трудолюбивым и усердным людям Англии" (the labourious and industrious people of England), представителям ремесленных и торговых кругов страны[55]. Хотя, безусловно, Лильберн предусматривал с своих работах ряд мер по облегчению состояния крестьянских низов (в частности, он выступал за отмену тягостных десятин в пользу церкви[56],усматривая в десятине основную опору папизма в стране[57]). Однако основного своего союзника – класс копигольдеров – Лильберн проглядел, что повлекло за собой непопулярность его идей среди огромного слоя плебса[58]. Принципиальным расхождением взглядов Лильберна и копигольдеров стал вопрос о собственности, о котором речь пойдет ниже. Для начала же необходимо обратиться к "скелету" социально-экономических (и даже в определенной степени политических) идей Джона Лильберна – к его теории естественных прав.

Квинтесенцией социальной мысли Лильберна стал памфлет "Манифест…"[59], где автор пишет: "Ни один человек не рождается исключительно для самого себя, но связан законами природы (касающимися всех)"[60], а эти законы природы подразумевают и природные, прирожденные, естественные права. При этом Лильберн ни в одном своем памфлете не дает перечисления всех тех прав, которые он считает прирожденными. Поэтому составить общее представление о теории естественных прав Лильберна можно составить лишь изучив целый пласт его работ. Естественные права, по Лильберну, проявляются фактически по всех сферах жизни человека: будь то политика, экономика или религия.

Важным прирожденным правом англичан, по мнению Лильберна, является право торговать, ведь "каждый должен служить друг другу тем даром, который получил от Бога"[61]. В связи с этим, Джон Лильберн резко осуждает и критикует торговые монополии и открыто выступает за установление свободы торговли, особенно это касается торговли шерстью. Ссылаясь на древние статуты, Лильберн говорит о том, что шерсть, как основной товар королевства, должна быть предоставлена всем свободным людям Англии[62]. Несправедливым нарушением свобод английского народа Лильберн видит и различные патенты на мыло, соль, кожу и прочее[63]. Подобная экономическая политика государства приводит к упадку торговли и ремесла, к ухудшению положения "бедного и среднего населения".

Другой "несносной" монополией, нарушающей естественное право народа, Лильберн называет монополию на печать и цензуру. Свобода слова и печати является не только неотчуждаемой привилегией англичан, но и действенным способом борьбы с тиранией[64].

Все привилегии свободнорожденного народа должны были защищаться исключительно правовым регулированием: в соблюдении буквы права Лильберн видел самую надежную защиту человека от посягательств на его свободы. Так, следующим естественным правом гражданина было право на справедливый суд, а таковым Лильберн считал лишь суд присяжных. Поэтому установление высшей судебной палаты охвостьем Долгого парламента Лильберн называет нарушением прав и свобод английского народа, так как вследствие этого суд 12 присяжных, оплот безопасности, обесценивается[65]. Также человек от природы имеет право на свободу во всех ее проявлениях, поэтому бесправное заключение человека в тюрьму является ничем иным, как преступление против гражданских свобод и прав[66], равно как и принуждение к несению военной службы, которая должна быть добровольной. Право подавать петиции в Парламент предводитель левеллеров тоже считал прирожденным неотчуждаемым правом: исходя из идеи народного суверенитета, в подаче петиций Лильберн усматривал законное волеизъявление граждан. Право избирать рассматривалось как прирожденное право свободнорожденных граждан (подробнее вопрос об избирательном праве рассматривался выше, в § I). Идея прирожденного права человека на участие человека в государственном управлении была одной из наиболее прогрессивных идей из всего комплекса общественных взглядом Джона Лильберна. "Хотя сами левеллеры не поднялись до лозунга всеобщего избирательного права, естественно-правовая теория Лильберна фактически давала обоснование этому требованию"[67].

Что касается религиозного вопроса, то и по этой проблеме Лильберн придерживался довольно демократических взглядом. Существование Богом Лильберном признавалось, несмотря на многочисленные обвинения в атеизме: "мы заявляем, что верим в существующего вечного бога, создателя и промыслителя всего на свете, воля и намерение которого, начертанные прежде всего в наших сердцах"[68]. В своих памфлетах он часто цитирует Библию и широко пользуется "языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета"[69]. В целом, Лильберн проповедует свободу вероисповедания, ведь не столь важна обрядовая составляющая веры, а Бог проявляется в первую очередь не в священных книгах, а в сердце человека.

Наконец, говоря о социально-политических взглядах Джона Лильберна необходимо обратиться к вопросу собственности, который впоследствии стал основным противоречием политических левеллеров и диггеров. Противники Лильберна и его учеников обвиняли их в стремлении к уничтожению частной собственности и к "выравниванию" людей в их состоянии. Но так ли это? Напротив. Сам Лильберн противился названию "левеллеры", считая, что оно искажает истинную сущностей его идей. В "Манифесте" Джон Лильберн пишет: "у нас никогда не было в мыслях уравнять состояние людей и наивысшим нашим стремлением является такое положение республики, когда каждый в наивозможной обеспеченностью пользуется своей собственностью"[70]. Более того: "различия по рангу и достоинствам мы потому считаем нужными, что они возбуждают добродетель, а также необходимы для поддержания властей и правительства"[71]. Лильберн действительно проповедовал принцип равенства людей от рождения, но "уравнение" левеллеров носило юридический характер и не касалось собственности и социального положения – оно подразумевало лишь равенство всех перед буквой закона[72]. Фактически, проигнорировав проблему собственности и отмены копигольда, Лильберн и его последователи "проглядели самый кардинальный социальный вопрос демократической революции" и в результате не только лишились огромной базы в деревне, но и приблизились по своим социальным воззрениям к ненавистным индепендентам[73]. Установление всеобщего равенства для Лильберна было невозможным: она считал, что уравнение не может быть принудительным, ведь, фактически, собственность – это еще одно прирожденное право свободного человека. Кроме того, полного равенства невозможно достичь насильственными или законодательными методами, ведь даже "коммунизм первых христиан был добровольный, не принудительный. Они приносили и полагали к ногам апостолов дары для распределения, движимые чувством милосердия и небесного великодушия,<…>, а не в силу какого-нибудь постановления"[74]. Так, Лильберн был явным противником эгалитаризма, подобные уравнительные идеи казались ему излишне радикальными, поэтому идеологию свободнорожденного Джона отличает "половинчатость социальных реформ" и довольно умеренные общественные взгляды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: