1. Увеличение грузоподъемности и скорости судов Экономическая эффективность увеличения грузоподъемности. 1 грузоподъемности и скорости перевозочных средств является важнейшим направлением развития всех видов транспорта. Постоянное стремление судовладельцев и судостроителей увеличить размеры, а, следовательно, и грузоподъёмность транспортных судов объясняется тем, что с их ростом масса грузоподъёмность корпуса, оборудования, энергетической установки, а также мощное* главного двигателя при той же скорости растут медленнее, чем грузоподъёмность. При увеличении грузоподъемности судна в 2 раза масса корпуса вое растает в 1,7-1,8 раза. Масса оборудования (судовые помещения, спасательные устройства и др.) определяется численностью экипажа, которая очень н значительно увеличивается с ростом грузоподъемности.Сопротивление воды движению судна, а, следовательно, и потребная мощность главного двигателя изменяются пропорционально величине «смоченной поверхности (т.е. пропорционально квадрату одного из линейных размеров судна). Поэтому с увеличением размеров судна мощность главного двигателя при той же скорости растет медленнее, чем грузоподъёмность, которая изменяется пропорционально кубу одного из линейных размеров судна. В еще большей степени с увеличением грузоподъемность изменяются относительные значения массы корпуса, оборудования и энергетической установки, а также мощности главною двигателя, приходящая на тонну грузоподъемности судна.
|
|
С увеличением грузоподъемности судна возрастают ее строительная стоимость и эксплуатационные расходы на перевозку, однако, относительная стоимость постройки 1 т грузоподъемности и относительная величин всех составляющих эксплуатационных расходов, постройку 1 т груза, уменьшаются.
Пути повышения скорости судов. Высокие скорости транспортных w средства сокращают время достатку грузов и уменьшают потери от их омертвления при транспортировке.
Развитие морских транспортных судов характеризуется постоянным ростом их скоростей. Однако их скорости по сравнению со скоростями других видов транспорта (авиационного, железнодорожного, автомобильного) растут медленней. Это объясняется тем, что судно, двигаясь, вынуждено производить возмущения больших масс воды.