При проектировании и технической эксплуатации причалов важное значение имеет учёт действующих сил, нагрузок и других воздействий на причальные сооружения. Силы и нагрузки, действующие на причальные сооружения, разделяются на следующие виды:
- эксплуатационные нагрузки;
- собственный вес конструкций и постоянных устройств, расположенных в пределах зоны, оказывающей воздействие на сооружение;
- давление грунта, испытываемое причальными стенками;
- давление волн и действие льда;
- нагрузки от судов при швартовке и стоянке у причалов.
К эксплуатационным нагрузкам относятся давление от портальных кранов, других перегрузочных машин и устройств, железнодорожного и безрельсового транспорта, а также от складируемых и перегружаемых грузов. Их иногда называют временными, поскольку при отсутствии грузов и перегрузочных машин на причале они перестают действовать.
Собственный вес конструкций определяется по объёмам отдельных элементов (массивов, свай, балок, плит верхнего строения и др.), перемноженным на их объёмные или удельные веса. Объёмный (удельный) вес основных материалов
|
|
Давление грунта на причальные стенки Боковое давление грунта возникает во всех случаях, когда сооружение в виде стенки поддерживает грунтовую засыпку с тыловой стороны. Для гравитационных причальных сооружений и больверков это давление является основной нагрузкой. Различают два вида грунтов - сыпучие и связные. В сыпучих грунтах (песок, гравий, щебень, каменная наброска) между зёрнами (кусками) возникают только силы трения. В связных же (глинистых) грунтах, кроме названных сил, образуются силы сцепления при взаимодействии между собой мельчайших частиц глинистых грунтов.
Волновое давление и действие льда
В защищенных акваториях образуется обычно незначительное волнение, не оказывающее ощутимого на причальные сооружения. Различают два вида давления льда: статическое и динамическое. Ледяное поле при понижении температуры, как известно из физики, расширяется. Вследствие этого портовые сооружения испытывают статическое давление льда.
Динамическое ледовое давление возникает при движении льда от действия течения, ветра при этом, могут быть весьма значительными, поэтому в некоторых случаях возводят ледорезы, разрушают ледяное поле взрывами.