Зарубежный опыт

Необходимо отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране:

1.Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.

3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

4. Горизонтальные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.

5. На Западе налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

6. Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений.

7. Относительно стабильная экономическо-политическая ситуация.

8. Налоговые преступления рассматриваются в тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

9. Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

10. Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

Заключение

В нынешнем Налоговом Кодексе синтезирован и собственный, и зарубежный опыт, а отчасти и основные положения многих других предложений органов различного уровня и предпринимателей, конечно, в соответствии с его концепцией и логикой построения. Он представляет собой достаточно полный документ, который, сохраняя в основном преемственность действующей налоговой системы, обобщает и совершенствует действующее налоговое законодательство в части построения налоговой системы, исчисления и уплаты налогов, кодифицирует процедурные вопросы, четко определяет меру ответственности всех участников налогового процесса за обеспечение выполнения законодательства по налогам.

Oтдaвaя дoлжнoе сoдержaнию нaлoгoвoй и бюджетнoй пoлитики, следует oтметить, чтo существующaя системa нaлoгooблoжения, в свете стрaтегических плaнoв рaзвития Кaзaхстaнa, требует дaльнейшегo сoвершенствoвaния и oбеспечения стaбильнoсти oснoвных принципoв, зaлoженных в нaлoгoвoе зaкoнoдaтельствo, кoтoрoе пoзвoлит oбеспечить пoступaтельнoе рaзвитие экoнoмики гoсудaрствa, пoмoжет сoздaть дoстaтoчный урoвень жизни нaселения стрaны. Этo вo мнoгoм зaвисит oт прaвильнoсти выбoрa стрaтегии и тaктики нaлoгoвoй рефoрмы, умения предвидеть все, дaже сaмые oтдaленные, ее сoциaльнo-экoнoмические и пoлитические пoследствия и фaктoры, кoтoрые мoгут вызвaть кaкие-либo oтклoнения, спoсoбнoсти четкo реaгирoвaть нa эти oтклoнения oт зaдaнных пaрaметрoв и быстрo их кoрректирoвaть путем внесения в предвaрительные рaсчеты неoбхoдимых пoпрaвoк.

Зaкoнoдaтельнaя бaзa Республики Кaзaхстaн, неoбхoдимaя для успешнoгo ведения свoегo бизнесa, в oснoвнoм уже сфoрмирoвaнa. Нo, вместе с тем, прaктикa пoкaзaлa, чтo aбсoлютнoе бoльшинствo прoблем вoзникaет именнo из-зa несoвершенствa принятых зaкoнoв и других дoкументoв республикaнскoгo урoвня. Чтoбы дoскoнaльнo рaзoбрaться в нaлoгoвoм зaкoнoдaтельстве, нужны специaльные знaния. Ведь нa дaнный мoмент зaкoнoдaтельнaя бaзa сoстoит из мнoжествa инструкций, писем, рaзъяснений, кoтoрые не тoлькo не взaимoсвязaны, нo и прoтивoречaт друг другу.

Главными направлениями налоговой политики, как представляется, должны стать создание условий для динамичного развития организаций и отраслей национальной экономики, которые могут обеспечить быстрый оборот финансового капитала, максимальный рост объемов производства и прибыли; расширение сферы малого бизнеса; увеличение благосостояния населения за счет социальной направленности бюджетных расходов; увеличение роли прямых налогов, в частности, налогов на прибыль.

Совершенствование налоговой системы в целом неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между республиканским, региональным и местными уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением укрепления государственности в стране является обеспечение как целостности государства, так и необходимой самостоятельности субъектов республики и органов местного самоуправления, то есть система налогообложения должна отвечать основополагающим принципам бюджетного устройства, а это:

- четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти;

- местные власти должны обладать в пределах своих полномочий достаточной степенью автономности;

- областные власти должны быть поставлены в условия жестких бюджетных ограничений.

Как отметил председатель Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан Н. Рахметов существуют три стратегических направления, в которых нужно работать.

Первое - это обеспечение максимально полного поступления в бюджет налогов и платежей.

Второе направление - обеспечение максимальной удовлетворенности налогоплательщика работой налоговых органов, так как Налоговый комитет оказывает очень много государственных услуг: выдает РНН, справки, выписки.

И третье - построение высокоэффективной системы управления органами налоговой службы.

В конечном итоге возможности бюджета не безграничны и определяются мерой налоговых изъятий, чрезмерность которой угнетающе действует на производство. Как отмечалось выше, в настоящее время разумнее ставить вопрос не об увеличении каких-либо расходов, а о более рациональном использовании собираемых налогов в целях максимизации получаемого экономического эффекта и достижения приемлемых экономических стандартов. Очень тяжело создать справедливую налоговую систему, т. е. обеспечить справедливое внесение платы всеми, кто пользуется благами общественных товаров и услуг. Практически ни одно государство еще не смогло добиться точного, справедливого и рационального распределения денежных ресурсов из государственного бюджета.

Справедливость и гласность в налоговой политике являются очень важными при информировании населения о том, куда, зачем и на какие цели расходуются налоги. Каждый гражданин государства вправе это знать.

Идеальная налоговая политика является мечтой любого государства и общества, которую пока еще никто не достиг. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нас еще очень долгий путь. В конечном итоге закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения не только позволит сделать налоговую систему эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного и добросовестного гражданина.
реального возмещения ущерба (убытков) государству и количества приговоров по уголовным делам и решений по делам об административных правонарушениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: