Культурное развитие в период Киевской Руси

Культурный взлет Киевской Руси часто объясняется контактами с

Византией, Хазарией, Европой. Но, чтобы зерна других цивилизаций

дали всходы, они должны были попасть в подготовленную почву. Таковой

стала "культурная почва" восточных славян.

Письменность, образование. Распространение письменности у

славян предшествовало христианству. После его введения на Руси

утверждается кириллическая система письма. Ею написаны Остромирово

Евангелие, Изборники, "Слово о законе и благодати", "Повесть

временных лет" и др. О распространении письменности среди разных

слоев населения свидетельствуют надписи на изделиях ремесленников.

Образование было сосредоточено в монастырях. Важным его

центром был Киево-Печерский монастырь. Заботились об образовании

князья Владимир, Ярослав Мудрый. В 1037 г. в Софийском соборе была

открыта школа, где обучали не только грамоте, но и иностранным

языкам, философии, медицине. Там было большое собрание книг,

переведенных с греческого языка.

Религия и церковь. До христианства славяне были язычниками.

Язычество было довольно совершенной системой знаний. Но оно не да-

вало рекомендаций, как жить в мире социального неравенства. Кроме то-

го, сохранение племенных культов препятствовало консолидации славян.

Религией, учившей моральным нормам, терпению и покорности,

дававшей богатым право на господство, а бедным – надежду, стало

христианство, официально введенное в 988 г. князем Владимиром. В

источниках упоминается о 70 крупных монастырях на Руси. Наибольшим

был Киево-Печерский. В XI в. в Киеве существовали Михайловский,

Выдубечский и другие монастыри. Они были очагами просвещения,

литературы, искусства. Духовенство выдвинуло из своей среды таких

деятелей, как летописец Нестор, художник Алипий, врач Агапит и др.

Литература и фольклор. Устное народное творчество передавалось

из поколения в поколение. Многочисленные песни, предания, легенды

сохраняли черты древних эпох и входили в литературные произведения.

Самобытным явлением были летописи. Между 1112 и 1119 гг.

Нестор создал "Повесть временных лет". Этот величественный труд про-

низан идеей крепкого государства и власти. Одно из древнейших произ-

ведений - "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, в ко-

тором поставлен вопрос о месте Руси среди других государств. Лите-

ратурные произведения сочиняли и высокообразованные князья. Таково

"Поучение детям" Владимира Мономаха, где он изложил взгляды, в част-

ности, на деятельность в интересах общества. В конце XI в. появляется

"Слово о полку Игоревом" – жемчужина древнерусской литературы.

В литературе Киевской Руси значительное место занимали

переводные произведения. Кроме богослужебных книг, с греческого

переводились исторические, философские, естественнонаучные труды.

Архитектура и живопись. Жилье славян было двух типов:

полуземлянки и наземные постройки из деревянных бревен и порой

украшенные резьбой. В последних жили зажиточные и средние слои, в

полуземлянках ютилась беднота. Князья строили роскошные дворцы, в

основном из камня и кирпича. Древнейшим был дворец княгини Ольги на

Старокиевской горе. Главным украшением городов и сел были церкви.

Большинство их строилось из дерева, в больших городах – из камня.

Монументальными сооружениями были укрепления городов. Даже

небольшие города представляли крепости с мощными земляными

валами, на которых стояли дубовые стены с башнями.

Украшением каменных церквей была живопись. Лучше всего она

сохранилась в киевском Софийском соборе. Высокохудожественные

фрески Софии, Успенского, Михайловского и других храмов являются

ценным источником изучения мировоззрения, быта славян. Основным

направлением искусства было иконописание. В Киеве, Чернигове, Галиче

и других городах существовали иконописные мастерские.

Музыка, театр. Получили распространение танцы, песни, скоморох-

шеские игры, гуслярские распевы. Скоморохи были профессиональными

музыкантами и актерами. Они выступали на княжеских дворах, городских

площадях. На одной из фресок Софии изображен оркестр из 7

исполнителей, играющих на флейте, трубе, лютни, гуслях, органе.

Декоративно-прикладное искусство достигло на Руси высокого

уровня. Массовой продукцией были недорогие изделия из серебра и

меди, стеклянные бусы и браслеты. Прославились изысканные

серебряные и золотые творения киевских, черниговских, галицких

мастеров. Древнерусские ювелиры в совершенстве владели способами

обработки драгоценных металлов: сканью, зернью, чернью,

инкрустацией, чеканкой, художественным литьем. Золотые изделия с

перегородчатыми элементами (диадемы, княжеские бармы, иконы,

крестики и др.) и серебряные чеканные браслеты с чернью киевского

производства относятся к изысканным образцам искусства.

Изделия прикладного искусства с детства окружали русича. Это

были деревянные резные миски, ведра, ложки, вырезанные из кости

пуговицы, расчески, ручки для ножей, керамическая посуда с

художественным орнаментом, недорогие украшения и др.

Сведения об одежде есть в древнерусских источниках. В "Слове о

полку Игоревом" упоминаются кожух, епанча, бархат и поволока, в других

памятниках – рубашка, почавицы, портянки, корзно, свита. Фрески

Софиевского собора сохранили изображение не только княжеской семьи,

характерным элементом которой был плащ (корзно), но и музыкантов,

охотников, одетых в узкие брюки и рубашки с поясом. Эти данные

свидетельствуют о социальной дифференциации восточных славян.

Костюм крестьянки состоял из длинной вышитой рубашки, поясной

одежды в виде одного-двух несшитых (или частично сшитых) полотнищ с

орнаментом, или клетчатой шерстяной ткани. На голове у девушки был

венец, замужней женщины – полотенцеобразный кусок ткани, он

накидывался на богато украшенный твердый, выполненный из дорогой

ткани головной убор, которым закрывались волосы. На ноги надевали

вязанные или кожаные лапти. Мужская крестьянская одежда состояла из

рубахи до колен, носилась навыпуск и подвязывалась кожаным или

вязаным поясом, а также нешироких штанов. На поясе крепились огниво,

гребень, небольшой нож. Головной убор составляла валеная шапка,

обувью служили плетеные или кожаные лапти. В прохладные времена

года надевали суконную свиту, зимой – меховой тулуп.

Костюм простого городского люда был близок к крестьянскому. Раз-

нообразнее были украшения: подвески, серьги, ожерелья, браслеты.

Одежда феодалов, богатых купцов имела большее количество элемен-

тов и выполнялась из дорогих тканей, простолюдина – из домотканого

полотна из конопли или льна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: