Тенденции и условия развития культуры в Европе и Украине

Капитализм имел четкое культурное измерение в виде активизации

масс, распространения образования за пределы элит. Середина ХІХ в.

получила название "весны народов", проявлением которой были рево-

люции 1848 г. Вместе с тем они отразили разочарование в новом строе. В

культуре на смену просветительству и классицизму пришел романтизм с

его отказом от нормативизма и акцентом на уникальности художника.

В середине и второй половине столетия разрыв с традицией,

становление масс-культуры были засвидетельствованы появлением

нового направления – реализма. Разнообразие групповых интересов, как

вследствие промышленного переворота, привело к культурному кризису в

конце века, который вылился в теорию "искусства ради искусства", такие

направления как эклектизм (сочетание разнородного), символизм

(изображение сверхчувственной действительности), импрессионизм,

постимпрессионизм (акцент на уникальности момента, чувствах) и др.

Хотя приспособиться к изменениям пытался и рационализм, следствием

чего стало появление стиля модерн. Среди его особенностей в

архитектуре, живописи, литературе – акцент на целостности образа,

использование декоративных элементов, металла, стекла и т.п.

Эти тенденции были свойственны и Украине. Капитализм вызвал

появление разночинной интеллигенции, которая стала предвестником на-

ционального возрождения. Реформы австрийских императоров открыли

путь капитализму в Галичине раньше, чем в Приднепровье. Здесь появ-

ляются организации, ставившие целью развивать народную культуру.

Наиболее известным был кружок "Русская Тройка" и его альманах

"Русалка Днестровская" с подборкой народных песен, преданий.

В Надднепрянщине национальное движение сдерживалось феода-

лизмом. И все же оно пробивалось сквозь эти путы, чему способствовало

открытие первых университетов, других учебных заведений. Появляются

организации, в частности Кирило-Мефодиевское общество, которое за-

декларировало идеи славянского братства. Значительный толчок нацио-

нальное движение получило в ходе реформ 1850-1870-х гг. Возникают

организации, которые назывались "громадами" и ставили целью иссле-

дование края, сбор образцов народной культуры, просвещение масс, для

чего организовывались бесплатные воскресные школы. Идейный центр

движения был создан и в Петербурге, где издавался первый регулярный

украинский журнал "Основа". Самодержавие ответило на это указом

императора от 1876 г., который запретил печатание книг, постановку

спектаклей на украинском языке. Политизация царизмом вопросов

развития культуры привела к смене поколений деятелей культуры.

Снижается активность прежнего руководства "громад", на первый план

выдвигаются те (М. Драгоманов, Л. Украинка, Д. Антонович и др.), кто

был готов совмещать культурническую работу с политикой.

Итак, с точки зрения перспектив культурного развития Украины

сложилась интересная ситуация. Несмотря на антиукраинскую политику

Австро-Венгрии здесь существовали демократические порядки, которые

позволяли проводить культурническую работу. Издавались газеты,

возникло общество "Просвита". Но с точки зрения перспектив культуры

потенциал Западной Украины был недостаточен. Он существовал в

Надднепрянщине. Но здесь до 1905 г. не было цивилизованных условий

для развития культуры. Лишь революция 1905-07 гг. сняла ограничения.

Были открыты "Просвиты", библиотеки, типографии. Но после поражения

революции ее достижения были утрачены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: