Капитализм имел четкое культурное измерение в виде активизации
масс, распространения образования за пределы элит. Середина ХІХ в.
получила название "весны народов", проявлением которой были рево-
люции 1848 г. Вместе с тем они отразили разочарование в новом строе. В
культуре на смену просветительству и классицизму пришел романтизм с
его отказом от нормативизма и акцентом на уникальности художника.
В середине и второй половине столетия разрыв с традицией,
становление масс-культуры были засвидетельствованы появлением
нового направления – реализма. Разнообразие групповых интересов, как
вследствие промышленного переворота, привело к культурному кризису в
конце века, который вылился в теорию "искусства ради искусства", такие
направления как эклектизм (сочетание разнородного), символизм
(изображение сверхчувственной действительности), импрессионизм,
постимпрессионизм (акцент на уникальности момента, чувствах) и др.
Хотя приспособиться к изменениям пытался и рационализм, следствием
|
|
чего стало появление стиля модерн. Среди его особенностей в
архитектуре, живописи, литературе – акцент на целостности образа,
использование декоративных элементов, металла, стекла и т.п.
Эти тенденции были свойственны и Украине. Капитализм вызвал
появление разночинной интеллигенции, которая стала предвестником на-
ционального возрождения. Реформы австрийских императоров открыли
путь капитализму в Галичине раньше, чем в Приднепровье. Здесь появ-
ляются организации, ставившие целью развивать народную культуру.
Наиболее известным был кружок "Русская Тройка" и его альманах
"Русалка Днестровская" с подборкой народных песен, преданий.
В Надднепрянщине национальное движение сдерживалось феода-
лизмом. И все же оно пробивалось сквозь эти путы, чему способствовало
открытие первых университетов, других учебных заведений. Появляются
организации, в частности Кирило-Мефодиевское общество, которое за-
декларировало идеи славянского братства. Значительный толчок нацио-
нальное движение получило в ходе реформ 1850-1870-х гг. Возникают
организации, которые назывались "громадами" и ставили целью иссле-
дование края, сбор образцов народной культуры, просвещение масс, для
чего организовывались бесплатные воскресные школы. Идейный центр
движения был создан и в Петербурге, где издавался первый регулярный
украинский журнал "Основа". Самодержавие ответило на это указом
императора от 1876 г., который запретил печатание книг, постановку
спектаклей на украинском языке. Политизация царизмом вопросов
|
|
развития культуры привела к смене поколений деятелей культуры.
Снижается активность прежнего руководства "громад", на первый план
выдвигаются те (М. Драгоманов, Л. Украинка, Д. Антонович и др.), кто
был готов совмещать культурническую работу с политикой.
Итак, с точки зрения перспектив культурного развития Украины
сложилась интересная ситуация. Несмотря на антиукраинскую политику
Австро-Венгрии здесь существовали демократические порядки, которые
позволяли проводить культурническую работу. Издавались газеты,
возникло общество "Просвита". Но с точки зрения перспектив культуры
потенциал Западной Украины был недостаточен. Он существовал в
Надднепрянщине. Но здесь до 1905 г. не было цивилизованных условий
для развития культуры. Лишь революция 1905-07 гг. сняла ограничения.
Были открыты "Просвиты", библиотеки, типографии. Но после поражения
революции ее достижения были утрачены.