Новый этап национального возрождения

После свержения самодержавия создались благоприятные условия

для развития национальной культуры. В 1917-1918 гг. были открыты бо-

лее 200 украинских гимназий, несколько десятков средних школ, украин-

ские реальные и коммерческие школы, напечатано несколько миллионов

учебников. В Киеве и Каменце-Подольском были открыты украинские

госуниверситеты. Были учреждены Государственный украинский архив,

Национальная галерея искусств, Украинский исторический музей,

национальная библиотека, украинский театр драмы и оперы, Украинская

государственная капелла, Государственный симфонический оркестр.

Была открыта украинская Академия наук. Заметным явлением стало

создание автокефальной православной церкви.

После гражданской войны негативное отношение к советской влас-

ти повлекло массовую эмиграцию деятелей культуры. Компартия поста-

вила задачу подготовки кадров рабоче-крестьянской интеллигенции. В

области культуры власть проводила политику украинизации. В середине

1920-х гг. 78% школ стали украиноязычными. Политика коренизации

проводилась и в районах, населенных национальными меньшинствами.

Значительные успехи были достигнуты в ликвидации неграмот-

ности. Росло финансирование образования. Было введено обязательное

начальное образование. Развивались среднее специальное

(профессиональные училища и техникумы) и высшее образование. В

1938 г. в Украине было почти 130 вузов с 124 тыс. студентов.

Осуществлялась языковая реформа. В 1929 г. народный

комиссариат просвещения утвердил новое правописание, которое

базировалось на "традиции и природе украинского языка", истории. Но с

укреплением власти Сталина эти результаты были перечеркнуты. Без

обсуждения в сжатые сроки (за 5 месяцев) было создано новое

правописание, которое унифицировало украинский и русский языки.

В начале XX в. в сфере художественного творчества возникает

множество течений, которые принято обозначать термином «модернизм».

Объединяет их разрыв с традицией. Внимание направлялась на человека

и его личные проблемы. Главной ценностью признается внутренний мир

художника.

Среди модернистских течений в литературе были футуристы,

неоромантики, пропагандировавшие урбанизацию культуры и

экспериментаторство. Союз крестьянских писателей "Плуг" ставил целью

направлять творчество на изменение психики и сознания крестьянства в

духе пролетарской революции. Появилось такое направление как

пролеткультовство (союз "Гарт"), теоретики которого отрицали

классическое наследие, пропагандировали создание "лабораторным

путем" "чисто пролетарской культуры".

Альтернативными подчиненным власти организациям были

ВАПЛІТЕ (Свободная Академия Пролетарской Литературы), а позднее

объединение "Пролетфронт". Они были созданы по инициативе М.

Хвылевого, выступавшего против примитивизации творчества,

настаивавшего на европейской ориентации культуры и выдвинувшего

лозунг "Прочь от Москвы".

Л. Курбас, возглавлявший театр "Березиль", выводил его на

европейский путь поисков средств выразительности. Его постановки

получили золотую медаль на выставке в Париже в 1925 г.

Успехов достиг кинематограф. Действовали Одесская и Киевская

кинофабрики. В 1930 г. был снят первый звуковой документальный

фильм – "Симфония Донбасса". Одним из основателей киноискусства

стал А. Довженко. Его стилистика в фильмах "Звенигора", "Арсенал",

"Земля" положила начало направлению, определяемому как "украинский

поэтический кинематограф".

Развитие живописи происходило в борьбе течений. Наряду с теми,

кто стоял на позициях реализма, творили сторонники футуризма,

формализма. Центром авангарда стал Киевский художественный

институт, где работал К. Малевич, основоположник супрематизма, в

котором изображение состояло из сочетания простейших геометрических

фигур. В 1920-х гг. в Харькове и Одессе была организована сеть

государственных художественных музеев.

В скульптуре акцент делался на пропагандистских возможностях.

Почти в каждом городе были памятники Ленину. Также устанавливались

памятники Т. Шевченко. Автором многих из них был М. Манизер.

Активной была музыкальная жизнь. Республиканская капелла и

капелла "Думка" много сделали для пропаганды украинской музыки.

Начал деятельность музыкально-театральный институт в Киеве, оперные

труппы появились в Киеве и Харькове. Высокого уровня достигла

исполнительная культура (М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, О.

Петрусенко, Б. Гмыря).

В архитектуре оставили след такие направления: рационализм –

стремление найти рациональное в образном аспекте архитектуры,

максимально освоить достижения науки и техники; конструктивизм –

попытка создать жизненное пространство с помощью новой техники,

эстетических качеств таких материалов, как металл, стекло. В 1936-1939

гг. по проекту преподавателя Киевского инженерно-строительного

института В. Заболотного было возведено здание Верховного Совета

УССР с куполом из стекла и металла.

Итак, художественный процесс начала ХХ в. характеризовался

столкновением, с одной стороны, стремлений к национальному само-

определению, с другой – к модернизации. Но если первые базировались

на идеологии народничества, которая сохранила значение, то парадигма

модернизма окончательно не утвердилась, актуализуясь в периоды

либерализации и отступая под натиском идеологии "особого пути".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: