2 вопрос: «Порядок проведения и оформления результатов ревизии» -25 мин.
Порядок проведения и оформления результатов ревизии
Перед проверкой (ревизией) аптек частей (учреждений) проверяющий при необходимости получает:
- справки в довольствующем органе об отпущенном имуществе данной части, учреждению по всей номенклатуре или по отдельным наименованиям в зависимости от объекта и характера предстоящей проверки (ревизии);
- о выделенных денежных средствах на децентрализованные заготовки для последующей проверки оприходования закупленного имущества и рациональности произведенных заготовок и другие указания.
Проверка (ревизия) производится комиссией или одним лицом по усмотрению довольствующего органа, организующего проверку (ревизию), в зависимости от объема предстоящей работы.
Процесс проверки начинается с ознакомления с актами и материалами предыдущих проверок (ревизий) и проверки устранения отмеченных ранее недочетов. Затем изучаются материалы переучета (инвентаризации), какие приняты решения по обнаруженным при переучете излишкам и недочетам, законность начисления траты и расход, расфасовку и хранения медикаментов.
При проверке правильности ведения учета устанавливается:
· правильность переноса остатков из переучетных (инвентаризационных) ведомостей в книги учета имущества;
· правильность оприходования имущества по книгам учета;
· наличие всех приходных документов и соответствие их данным, полученным из довольствующего органа, и счетам, оплаченным финансовой частью;
· подлинность приходных и расходных документов, законность и рациональность произведенного расхода, правильность записей по книге учета имущества и по журналу учета расхода медицинского имущества аптеки и произведенных в них подсчетов;
· правильность списания с учета имущества, выданного по рецептам, требованиям, а также списания по акту и инспекторским свидетельствам.
При проверке документов и книг обращают внимания на подчистки, помарки и не оговоренные исправления, в частности на исправления и приписки в рецептах после их подписи, по какой причине они произошли. Проверяются ненарушенность пронумерованных листов в прошнурованных книгах.
Если проверка производится частично, намечается номенклатура не менее 20 наименований и по этой номенклатуре проверяются приходно-расходные операции. При такой проверке следует брать наиболее ценные, дефицитные и ходкие предметы.
Проверка правильности составления отчетов и обоснованности заявок состоит:
· в установлении правильности определения потребности в медицинском имуществе (о ней мы говорили на лекции № 10) и заполнения в отчет-заявке графы 5 «положено по табелям и нормам»;
· в установлении соответствия данных, показываемых в графах «приход» и «расход» и «наличие» в отчет-заявках, данным в книгах учета;
· в установлении соответствия данных графы «заявляется на планируемый год» фактической потребности. Которая должна определяться, исходя из потребности по нормам, из наличия, качественного состояния и фактического расхода за предшествующий год (период);
· в определении излишков имущества, накопившегося в части, учреждении;
· в своевременном представлении отчетных документов.
Проверка фактического наличия слагается из:
· снятия остатков имущества в аптеке (складе), подразделениях медицинского пункта, отделениях госпиталей и лазаретов, кабинетах поликлиник (частично или полностью по всей номенклатуре);
· сличения фактического наличия имущества с остатками по книгам учета;
· качество и комплектность имущества и порядок его хранения;
· проверки правильности отпуска, законности и рациональности расходования, использования, ремонта и списания имущества;
· определение используемого имущества в части, учреждении;
· состояния весо-измерительного хозяйства.
При проверке наличия (снятия натурных остатков) имущества выполняются следующие работы:
· проверяются весы и разновесы (их законность);
· взвешиваются (пересчитываются) проверяемые предметы в аптеке и отделениях;
· проверяют правильность веса тары; крепость спирта в аптеке и отделениях; идентичность медикаментов, если последние по внешнему виду и органолептически вызывают сомнения в их годности и идентичности;
· одновременно проверяют сроки годности медикаментов, антибиотиков, бактерийных препаратов и своевременность повторных проверочных анализов согласно дополнительному сроку годности;
· при установлении недостачи медикаментов производится расчет траты на их расход, расфасовку и хранение по установленным нормам. При недостачах, превышающих нормы траты, и других нарушениях проверяющие устанавливают причины их и к акту прилагают объяснения материально ответственных лиц.
Наряду с проверкой наличия имущества проверяются:
-качество изготовления лекарств и постановка контроля за их изготовлением (профилактический контроль, контроль ассистентов путем опроса, органолептический и физический опрос (контроль), экспресс-анализ);
-наличие и использование контрольно-аналитического стола;
-внешнее оформление готовых лекарств и порядок их отпуска из аптеки;
-порядок хранения готовых лекарственных форм в аптеке и отделениях;
-учет допускаемых ошибок при выписке лекарств из аптеки и принимаемые в связи с этим меры.
Проверяется, нет ли случаев использования для приготовления лекарств медикаментов, не соответствующих требованиям ГФ.
Проверяются качество и комплектность инвентарного имущества, особенно аппаратуры, резиновых изделий и хирургических инструментов, правильность эксплуатации, хранения и пользования ими в аптеке и отделениях (кабинетах).
А именно:
· учет инвентарного имущества в аптеках и отделениях, кабинетах;
· соблюдение правил хранения;
· соблюдение сроков переконсервации;
· наличие эксплуатационных паспортов;
· организацию и проведение проверки весоизмерительных приборов и т.д.
Особое внимание обращается на выполнение установленных правил хранения, расхода и учета ядовитых и наркотических средств и лекарств в аптеке, отделениях, кабинетах, лабораториях и амбулаториях;
· наличие книг учета, порядок их ведения и хранения в аптеке и отделениях, кабинетах;
· наличие сейфов или отдельных металлических шкафов, решеток на окнах и дверях в аптеке части или лечебного учреждения с оборудованием световой и звуковой сигнализации и вывода ее к дежурному по части;
· наличие в отделении отдельного металлического шкафа (отделения шкафа, шкатулки), надежно прикрепленного к стене, полу у старшей медсестры и оборудованного световой и звуковой сигнализацией, выведенной на пост дежурной медицинской сестры или дежурному по части;
· наличие предметов для изготовления лекарств в аптеке, содержащих ядовитые и наркотические средства: весы, наборы гирь и разновесов, ступки, цилиндры, воронки и т.д.
· наличие соответствующих этикеток с указанием даты заготовки (номера серии), анализа, сроков годности препарата и массы тары.
Проверяется обеспеченность части (учреждения) медицинским имуществом НЗ, порядок его учета, хранения, своевременность освежения и консервация медицинского имущества, медицинской и санитарной техники. Проверяются мероприятия экономической работы по медицинскому снабжению.