Все проверки должны проводиться в присутствии материально ответственных лиц

Таков, в общем, порядок проведения контрольно- ревизионной работы по вопросам организации обеспечения войск медицинским имуществом и техникой.

Результаты проверок (ревизий) оформляется актом, который должен основываться на документально подтвержденных данных (предложения и выводы, не подтвержденные документами, в акт не записываются).

Так как ревизии (проверки) имеют цель не только обнаружить недостатки, но и в ходе ревизии (проверки) устранить их, то в акте должна быть отражена вся работа, проделанная проверяющим.

Акт должен содержать анализ организации обеспечения войск медицинским имуществом и техникой, выводы и предложения, в нем указываются, в частности:

· время начала и окончания проверки, наименование части или учреждения;

· кто производил проверку (ревизию) и в присутствии какого должностного лица; основание для проведения проверки;

· период, охватываемый проверкой; кто несет ответственность за состояние аптеки (склада) за проверяемый период ее деятельности;

· знание личным составом аптеки (склада) основных положений по учету, хранению и отпуску имущества;

· размещение и оборудование аптеки (склада), наличие средств механизации и их использование, условия для работы и хранения имущества, порядок и санитарное состояние аптеки;

· состояние учета и книг учета;

· результаты и периодичность внутренних проверок;

· состояние отчетности, обоснованность и своевременность представления заявок, правильность показываемых в них данных;

· степень удовлетворения заявок довольствующим органом;

· размеры запасов имущества; осведомленность начальников отделений об ассортименте и количествах запасов в аптеке; наличие сверхнормативных и неиспользуемых запасов, мероприятия по их реализации;

· децентрализованные заготовки, взыскание местных ресурсов, рациональность производимых заготовок;

· экономия имущества и учет ее результатов;

· организация эксплуатации и ремонта медицинского имущества и подразделениях;

· обоснованность дополнительных, внеочередных заявок на отпуск медицинского имущества;

· факты использования имущества по прямому назначению (подтверждается ли расход по рецептам с записями в истории болезни или в медицинской книге учета больных в амбулатории);

· правильность изготовления и отпуска лекарств (внешнее оформление, состояние контроля за изготовлением лекарств и т.д.);

· правильность хранения лекарств в аптеке, подразделениях медицинского пункта или медицинских отделениях госпиталей;

· результаты проверки наличия и качества имущества (если имущество проверялось по всей номенклатуре, а не частично, то результаты проверки прилагаются к акту отдельной ведомостью);

· комплектность хранимого в аптеке (складе) имущества;

· факты недостачи, излишков, порчи, хищений материальных средств;

· какие из обнаруженных проверкой недостатков устранены в присутствии проверяющего, какие недостатки остались не устраненными, предложения и сроки, необходимые для их устранения;

· краткие выводы с указанием лиц, непосредственно виновных в допущении обнаруженных недочетов;

· предложения проверяющего в целях улучшения постановки аптечного или складского дела.

При проверке медицинских складов обращают внимание на:

· состояние хранения и сбережения медицинского имущества;

· обеспеченность склада хранилищами для всех видов имущества; какое имущество и в каком количестве хранится под открытым небом, укрыто ли оно;

· состояние хранилищ и обеспеченность соответствующим оборудованием (шкафами, стеллажами, освещением, отоплением, вентиляцией и т.д.); наличие систематического контроля за температурой и влажностью воздуха в отапливаемых хранилищах, где по условиям хранения требуется наблюдение;

· правильность хранения отдельных видов медицинского имущества (аппараты, резиновых изделий, сжатых газов, бактерийных препаратов и т.д.);

· правильность хранения особо ядовитых веществ, ядовитых веществ списка «А» и сильнодействующих лекарственных средств списка «Б»;

· своевременность освежения медикаментов с истекшими сроками годности и не соответствующими требованиями ГФ;

· оснащенность контрольно-аналитической лаборатории склада и использование ее для контроля за качеством медикаментов и других химико-фармацевтических препаратов, хранящихся в отделах хранения, и анализа лекарств, взятых из аптек регионального командования (флота);

· наличие в складе негодного или ненужного имущества, намечаемые или осуществляемые мероприятия по освобождению от этого имущества;

· оснащенность склада средствами механизации производственных процессов и погрузочно-разгрузочных работ и эффективность их использования;

· мероприятия по экономному расходованию средств и материалов;

· оснащенность мастерской по ремонту медицинского имущества, планирование и организация ремонта; состояние и наличие ремонтного фонда; наличие ремонтных материалов и запасных частей.

В военно-медицинских складах производится также анализ экономической работы склада.

Наряду с хранением проверяется состояние учета медицинского имущества:

· соответствие учета требованиям Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в ВС;

· правильность и законность списания имущества в расход; наличие расходных документов (нарядов, отчет заявок, инспекторских свидетельств):

· состояние претензионной работы, расследования по выявленным ранее недостаткам и излишком имущества; меры, принятые по возмещению ущерба складом, отправителями грузов, транспортом и должностными лицами;

· анализ претензий, предъявляемых складу в прошлом и текущем годах получателями имущества, и анализ претензий, предъявляемых складом грузоотправителям.

По охране склада проверяются:

· система ограждения;

· надежность охраны в дневное и ночное время, качество несения службы, связь постов с караульным помещением, сигнализация, состояние караульного помещения;

· соблюдение порядка допуска к хранилищам; работа контрольно- пропускного пункта;

· охрана управления склада и секретной части;

· мероприятия по противоатомной, противохимической и бактериологической защите;

· обеспеченность инвентарем, транспортом и т.д.

При проверке противопожарной охраны необходимо установить:

· проведение учебных пожарных тревог, качество занятий с добровольной пожарной командой, а также с рабочими и служащими склада по изучению правил пожарной безопасности;

· обеспеченность пожарным инвентарем и его состояние; обеспеченность водой;

· состояние сигнализации;

· состояние дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам и водоемам на территории склада;

· наличие пожарных расчетов, а также знание обязанностей по тушению пожара лицами, назначенными в состав пожарного расчета;

· состояние связи с городскими пожарными частями и частями гарнизона, наличие дублирующей связи;

· состояние печного хозяйства;

· состояние электропроводки;

· правильность хранения легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ (эфира, бензина, крепких минеральных кислот и т.п.);

· соблюдение пожарной безопасности в рабочих комнатах, хранилищах, гараже и общежитиях;

· время (быстрота) сбора по учебной пожарной тревоге, время подачи воды, натренированность личного состава.

Проверка противопожарной охраны проводится по возможности совместно с представителями пожарной инспекции гарнизона.

Проверяется соблюдение техники безопасности при проведении внутри складских погрузочно-разгрузочных работ личным составом склада.

Результат проверки (ревизии) проверяющий докладывает командиру части (начальнику учреждения).

3 вопрос: «Инвентаризация медицинского имущества. Нормы естественной убыли при приеме, отпуске, расфасовке, хранении и транспортировке расходного медицинского имущества» -25 мин.

Для установления фактического наличия имущества, определения его качественного состояния и комплектности, выявления излишков или недостач, а также для проверки правильности использования, хранения и учета во всех частях, учреждениях и складах ежегодно проводится инвентаризация (переучет) всего медицинского имущества.

Для проведения инвентаризации материальных средств назначается командиром части, начальником учреждения, а в складах медицинского имущества – распоряжением органа, в ведении которого склад состоит, внутренняя проверочная комиссия.

Состав комиссии подбирается заместителем командира воинской части (соединения) по тылу, согласовывается с начальником штаба, заместителями командира, начальниками родов войск и служб и отдается приказом командира части (соединения), начальником учреждения за месяц до начала календарного года или в сроки, указанные директивой довольствующего.

Председателем внутренней проверочной комиссии назначается офицер по должности не ниже командира роты, а членами комиссии - офицеры, сержанты (старшины) контрактной службы, а также рабочие и служащие воинской части (соединения), лечебного учреждения или склада, знающие организацию и ведение войскового хозяйства и не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными лицами.

Перед началом работы внутренней проверочной комиссии проводятся следующие мероприятия:

· разрабатывается план инвентаризации с указанием в нем: объектов, подлежащих инвентаризации; время начала и окончания работы, вопросов, подлежащих проверке; времени представления акта инвентаризации на утверждение командиру воинской части (соединения), начальнику лечебного учреждения или склада;

· проводится инструктаж членов внутренней проверочной комиссии командиром воинской части (соединения), начальником лечебного учреждения или склада или назначенным им должностным лицом о целях и задачах предстоящей инвентаризации материальных средств и о порядке работы комиссии;

· изучаются членами комиссии приказы, директивы, уставы, положения, наставления, руководства и инструкции по вопросам организации и ведения войскового хозяйства, учета и отчетности;

· члены комиссии знакомятся с перепиской службы по вопросам хозяйственной деятельности, с заключением вышестоящего органа по представленным воинской частью (соединением), лечебным учреждением или складом отчетам, предусмотренными табелями, а также с актами и материалами предыдущей инвентаризации (проверки, документальной ревизии).

План проведения инвентаризации разрабатывается и подписывается председателем внутренней проверочной комиссии, согласовывается с начальником службы и утверждается командиром части (соединения), начальником лечебного учреждения или склада.

За организацию и правильное проведение инвентаризации несут ответственность начальники медицинской службы частей (соединений), начальники медицинских учреждений и медицинских складов.

В подготовительный период к инвентаризации проводятся следующие мероприятия:

- заканчивается и оформляется прием всего имущества, поступившего к началу инвентаризации;

- заканчивается годовое снабжение и досылка имущества в счет плана текущего года; принимаются меры по полной отгрузке имущества частям и учреждениям; в лечебных учреждениях подготавливается имущество для выдачи в отделения (кабинеты);

- заканчивается обработка всех документов, относящихся к приходу или расходу имущества, а также проводка по книгам (карточкам) всех приходно-расходных операций;

- сверяются итоги основного учета имущества в складе или в части с итогами по учету отделов и подразделений;

- все имущество предварительно подвергается просмотру и располагается в порядке, облегчающем снятие натуральных остатков (производится систематизация в хранении имущества); продолжительность подготовительного периода в складе медицинского имущества – 15-20 дней; в аптеке – 5-10 дней.

Инвентаризация имущества производится по месту его хранения при непременном участии заинтересованных лиц (начальника отдела хранения склада, начальника аптеки, старшей медицинской сестры отделения госпиталя и т.д.).

Количественные данные при инвентаризации определяются путем подсчета, взвешивания или измерения (определение объема). Исключение допускается для медикаментов, бактерийных и других препаратов и предметов, хранящихся стандартной упаковке (фабрично-заводской или складской), если последняя не нарушена и отчетливо видна заводская маркировка, которые проверяются по данным, указанным в маркировке, с проверкой на выборку 10-15% мест.

При нарушении маркировки или стандартной упаковки производится полное перевешивание или пересчет материальных средств.

Одновременно с инвентаризацией внутренняя проверочная комиссия обращает внимание на даты изготовления и анализ, условия хранения. Проверяют сроки годности бактерийных и других препаратов, для которых они установлены; проверяют организацию клеймения весо-измерительных приборов, соблюдение сроков консервации хирургических инструментов, медицинской и санитарной техники.

Качественное состояние инвентарного имущества определяется по категориям (1-5). Отнесение предметом инвентарного имущества к 3-й и 4-й, а в складах и ко 2-й категориям производится по мере изменения качественного состояния по актам комиссии. Акт должен содержать характеристику дефектов, послуживших основанием для отнесения имущества к той или иной категории, и данные о причинах, вызвавших эти дефекты. Особо оговариваются случаи порчи имущества, пришедшие по вине должностных лиц, указываются конкретные виновники и размер причиненного ущерба.

Результаты инвентаризации по каждому складу, хранилищу, подразделению, аптеке и т.п. записываются в ведомости наличия и качественного состояния материальных средств (инвентаризационные ведомости), в которых указываются:

-наименование материальных средств;

-единица измерения;

-количество и качество (категорийность) материальных средств, числящихся по данным учета;

-фактическое наличие и качество (категорийность) материальных средств;

-выявление недостачи или излишков.

В качестве инвентаризационной ведомости могут быть использованы бланки отчет заявок (ф. 14/мед.), которые составляется в одном экземпляре и хранится в делах части (учреждения) или складе.

Ведомости наличия и качественного состояния материальных средств подписываются председателем и членами комиссии, производившими проверку, и материально-ответственными лицами, а также командирами проверяемых подразделений.

Материально – ответственные лица и командиры подразделения при этом из каждой ведомости заполняют расписку, в который указывают, что все материальные средства, поименованные в ведомости, проверены комиссией и внесены в ведомость в их присутствии и находятся на их ответственном хранении. Эту расписку материально – ответственные лица скрепляются своей подписью и проставляют на ней дату оформления ведомости.

При инвентаризации внутренняя проверочная комиссия, кроме того, выявляет наличие на складах, в хранилищах, аптеках, подразделениях и т.п. излишних и ненужных части (учреждению) или складу материальных средств и докладывает командиру воинской части, начальнику медицинского учреждения или склада свои предложения по их дальнейшему использованию.

Имущество, оказавшееся при инвентаризации в излишке, берется на учет, а недостачи на основании приказа по части записываются в книгу учета недостач и после этого списываются в расход по книгам учета имущества.

Для установления причин образования недостач или излишков распоряжением командира части, начальника медицинского учреждения или склада производится расследование или дознание и в зависимости от обстоятельства принимаются надлежащие меры.

В случае, когда медицинского имущества испорчено по небрежности, обнаружена его недостача или хищение, приказом командира части, начальника медицинского учреждения или склада назначается расследование или дознание для установления причин этого и выявления виновных.

На безвозвратно утраченное медицинское имущество выдаются инспекторские свидетельства. Порядок выдачи определен Инструкцией об организации списания военного имущества (приказ МО РК № 400 от 26.10.05г.).

Для покрытия естественной убыли медикаментов, перевязочных средств, аптечных предметов и другого имущества при хранении, расходовании, расфасовке, рецептурных работах в складах и аптеках установлены нормы естественной убыли. Порядок начисления естественной убыли определен Инструкцией по применению норм естественной убыли на медикаменты, перевязочные средства, аптечные предметы и другое имущество утвержденной приказомПредседателя Комитета фармации, фармацевтической и медицинской промышленности Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 4 ноября 2002 года N 160.

Естественная убыль, не превышающая установленных предельных норм, списывается в расход в аптеках и складах на основании утверждаемых инвентаризационных актов. На списание недостач, превышающих норм, должно быть получено установленным порядком инспекторское свидетельство.

Инвентарное имущество, пришедшее в негодность в результате нормальной эксплуатации, по истечении установленных сроков эксплуатации списывается в соответствии с порядком, установленным Инструкцией об организации списания военного имущества (приказ МО РК № 400 от 26.10.05г.).

Кроме инвентаризационной ведомости комиссия составляет акт, в котором отмечает состояние учета, условия и качество хранения имущества, своевременность освежения, законность приходно – расходных операции, а также выводы и предложения.

Наряду с недостатками и нарушениями, выявленными в процессе инвентаризации, в акте отмечаются и положительные стороны – достижения в обеспечении сохранности материальных средств, режима экономии и другие вопросы.

Акт подписывается представителем и членами внутренней проверочной комиссии, а также в порядке ознакомления - начальниками медицинской службы части (соединения) и вместе с ведомостями наличия и качественного состояния материальных средств представляется на утверждение командиру части (соединения), медицинского учреждения, а для медицинских складов – начальнику довольствующего органа, в ведении которого они находятся.

По окончании инвентаризации издается приказ о ее результатах, и намечаются мероприятия по улучшению условий хранения, использования и сбережения медицинского имущества.

Особенности контроля за обеспечением медицинским

имуществом в военное время

Общее руководство и контроль за обеспечением соединения медицинской техникой и имуществом возлагается на начальника медицинской службы.

Контроль должен быть постоянным и целеустремленным, осуществляется путем личного выезда начальника медицинской службы и других должностных лиц в подчиненные части и подразделения, переговоров по техническим средствам связи, изучения представленных донесении и отчетов и т.д.

Выезд должностных лиц организуется по указанию командира соединения и осуществляется по единому плану, в котором указываются: проверяемые части (подразделения), вопросы, подлежащие проверке, сроки проверки, исполнители, время и порядок их докладов о результатах проверки.

Контроль путем переговоров по техническим средствам связи и изучение представленных материалов отчетности (донесении) осуществляется начальником медицинской службы в порядке повседневной служебной деятельности.

В действующей армии инвентаризация медицинского имущества проводится один раз в полгода в межбоевой период или приурочивается ко времени нахождения частей, соединений на переформировании. Срок проведения инвентаризации определяется приказом командира соединения или объединения.

Техника и имущество, утраченное вследствие боевых потерь, списываются в расход по инспекторскому свидетельству, которое выдается в зависимости от общей стоимости списываемых средств командиром соединения или вышестоящим командованием. Одновременно проводятся учетные операции по списанию имущества, израсходованного в ходе боевых действий.

4 вопрос: «Контроль за получением, хранением, расходованием и списанием ядовитых и наркотических лекарственных средств» -10 мин.

Начальники медицинской службы объединений, соединений, воинских частей, начальники медицинских учреждений и частей несут ответственность за обеспечение сохранности и целесообразное использование ядовитых лекарственных средств. Они осуществляют контроль за их наличием.

Сроки и объем проверок определяются лицом, назначившим ее. Контроль за состоянием хранения и использования ядовитых лекарственных средств организуется порядком, определенным приказом МО РК № 1 от 05.01.05г. «Инструкция о войсковом хозяйстве ВС РК», приказом МО РК № 333 от 08.10.03г. «Об утверждении форм и введение в действия форм бухгалтерской документации по учету вооружения, военной техники, имущества ВС РК», приказом МО РК № 150 от 19.04.04г. «Правила по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Республики Казахстан» (на мирное время), приказом МО РК № 131 от 22.04.09г. «Правила по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Республики Казахстан» (на военное время).

По сроку проведения проверки могут быть плановые и внеплановые, а по объему – полные и неполные (выборочные).

Полная проверка ядовитых лекарственных средств производится один раз в год во время инвентаризации медицинского имущества. В материалах инвентаризации отдельным разделом отражается состояние учета, хранения, порядок расходования ядовитых лекарственных средств и проводимые мероприятия по обеспечению их сохранности.

Полная проверка наркотических лекарственных средств, кроме того, производится по состоянию на 1 января и 1 июля ежегодно, не зависимо от срока проведения инвентаризации медицинского имущества.

Комиссия для проведения полной проверки наркотических лекарственных средств назначается командиром части в составе наиболее подготовленных медицинских специалистов.

Заместители ПКНШ-ПЗ МО РК (командиры соединении) ежегодно организуют полные проверки учета хранения и расходования ядовитых лекарственных средств не менее в 5-10 процентов от общего числа подчиненных частей, а также выполнение мероприятий по обеспечению их сохранности, особенно наркотиков.

Неполные (выборочные) проверки проводятся различными должностными лицами медицинской службы в сроки:

+начальник медицинской службы части, соединения, начальник медицинского учреждения в подчиненных частях и подразделениях – один раз три месяца;

+начальник отделения медицинского снабжения мосн в частях соединения и подразделения медицинского учреждения, аптеки отдела (отделения) медицинского склада в подчиненном подразделении - один раз в месяц;

+начальник аптеки в подразделениях медицинского учреждения – один раз в месяц.

Для постоянного контроля над обоснованностью назначений, законностью расходования и порядком хранения наркотических лекарственных средств в медицинских частях и учреждениях назначается комиссия в составе врачей и провизоров (фармацевтов). Комиссия мосн проводит свою работу, как у себя в подразделениях отряда, так и в частях соединения.

Комиссия свою работу организует в соответствии с годовым планом, учрежденным командиром части, соединения. По итогам работы в конце года командиру части, соединения представляет письменный доклад. Выводы из доклада отражаются в материалах инвентаризации.

Во время проверок обращается внимание не только на строгое выполнение правил обращения с ядовитыми лекарствами, но и на организацию мероприятий, направленных на предупреждение их хищений, рациональное назначение и эффективное использование в практической деятельности.

Наиболее тщательной проверке подвергается наркотические лекарственные средства в ампулах и аптечке индивидуальной. Все аптечки индивидуальные и ампулы с наркотиками, содержащиеся вне заводской упаковки или когда имеется сомнение в ее целостности, подлежат пересчету и поштучной проверке. При этом обращается внимание на характер запайки и размер ампул, целостность – тюбиков и цвет их содержимого.

Результаты проверок оформляются:

· при полной проверке – актом с приложением ведомости наличия и качественного состояния проверенных лекарственных средств;

· при выборочной проверке – записями в книге учета ядовитых лекарственных средств или специальном журнале с указанием результатов по фактически проверенным наименованиям.

Контроль над устранением выявленных недостатков организуется начальником медицинской службы (начальником подразделения) которому подчиняется медицинская служба проверяемой части (подразделения), объединения.

Обо всех случаях хищения или утрат особо ядовитых и наркотических лекарственных средств начальник медицинской службы частей (медицинского учреждения) докладывает письменно вышестоящему начальнику медицинской службы ГУВМО МО РК.

Итоги работы по обеспечению сохранности и рационального использования ядовитых лекарственных средств анализируются, обобщаются и ежегодно объявляются в директиве начальника медицинской службы регионального командования, флота.

5 вопрос: «Мероприятия по экономному и рациональному использованию медицинского имущества в части (учреждении)» -10 мин.

В воинской части (учреждении) экономическая работа планируется и проводится непосредственно в подразделениях медицинского пункта (лечебного учреждения). Главным ее содержанием являются экономия и бережливость, рациональное истребование и использование медицинского имущества и денежных средств.

Для достижения конкретных результатов в экономной работе очень важно, чтобы она проводилась систематически и целесообразно, чтобы к ней было постоянно приковано неослабное внимание всего медицинского состава. При этом следует не забывать, что работа по экономному и рациональному расходованию медицинского имущества не должна осуществляться в ущерб раненому и больному.

Основными направлениями в экономической работе медицинской службы воинской части являются:

1) бережное отношение к материальным ресурсам медицинской службы, технически грамотная эксплуатация медицинской техники, снижение установленных норм естественной убыли, недопущение утрат, хищений и порчи имущества;

2) систематический контроль за соблюдением условий хранения препаратов с ограниченными сроками годности и требующих особого режима хранения, а также за использованием их в установленные сроки годности (хранения);

3) организация восстановления использованных перевязочных средств для их повторного применения;

4) повторное использование аптечной тары и укупорочных материалов;

5) сбор и сдача серебросодержащих отходов (от рентгенпленок, фиксажных растворов и т. д.) на медицинские склады для отправки предприятиям по их переработке.

Наибольший экономический эффект в экономической работе по медицинскому снабжению достигается за счет следующих источников:

-повторное использование перевязочного материала, посуды и укупорочных средств;

-продление сроков эксплуатации медицинских инструментов, аппаратуры и оборудования;

-сокращение потерь медикаментов и другого расходного имущества по сравнению с установленными нормами естественной убыли;

-сбор и сдача в государственный фонд отходов серебра и других драгоценных металлов;

-заготовка силами части (учреждения) под руководством аптеки дикорастущих лекарственных растений;

-выявление и реализация ненужного и излишествующего медицинского имущества;

-своевременный возврат оборотной тары;

-использование деталей и отдельных узлов списано аппаратуры для ремонта или учебных целей;

-рациональное назначение раненым и больным лекарственных средств, правильное хранение и использование их в подразделениях.

Сбор и стирка использованного перевязочного материала в медицинских пунктах воинских частей и в лечебных учреждениях производятся непосредственно в подразделениях.

В лечебном учреждении, имеющем механизированную прачечную, сбор использованного перевязочного материала производится в подразделениях, а стирка – в механизированной прачечной. После стирки бинты гладят и скатывают непосредственно в подразделениях, стерилизуют в паровых стерилизаторах в течении одного часа. Восстановленный материал используется в перевязочной.

Инфицированный и сильно загрязненный перевязочный материал повторному использованию не подлежит и, как правило, уничтожается.

Учет выстиранного перевязочного материала рекомендуется вести в книге учета ежедневного расхода медицинского имущества (форма 15, Приказ МО РК № 333 от 08.10.2003г.) по массе (в кг). При проведении итогов экономии масса марли пересчитывается в погонные метры.

Экономия перевязочного материала достигается также путем рационального наложения повязок, правильной (без разрезания бинтов) смены повязок и широкого применения контурных повязок и т.п.

Категорически запрещается использовать перевязочный материал не по назначению.

Продление сроков эксплуатации инструментов, приборов, аппаратов и другой медицинской техники и длительное сохранение их функциональных свойств достигаются точным соблюдением правил хранения, эксплуатации и стерилизации, а также проведением своевременного технического обслуживания и ремонта. Организация этой работы и учет ее результатов осуществляются инженерно- техническим персоналом.

Снижение норм естественной убыли на расходное медицинское имущество осуществляется путем правильной организации труда в аптеке, внедрения средств малой и комплексной механизации при выполнении основных технологических операций, строгого соблюдения условий хранения медикаментов и другого расходного медицинского имущества.

Сбор отходов серебра из фиксажных растворов, промывных вод, утилизируемых кинофотоматериалов, рентгеновских пленок, фонокардиограмм и фотобумаги, в том числе изъятых из архивов по истечении сроков их хранения, организуется непосредственно начальниками рентгенологического отделения и кабинета функциональной диагностики. Начальник аптеки обеспечивает выполнение этих работ необходимым оснащением.

Нормы сбора серебра из отходов кинофотоматериалов устанавливаются в зависимости от количества отпускаемых медицинскому учреждению кинофотоматериалов.

В зубопротезных кабинетах и зуботехнических лабораториях (при протезировании золотом) организуется сбор и сдача в государственный фонд золотосодержащих отходов в соответствии с требованиями инспекции пробирного надзора Министерства финансов РК.

Порядок премирования личного состава за сбор и сдачу отходов драгоценных металлов определяется приказом Министра обороны РК.

Многократное использование посуды и пробок в аптеке обеспечивается своевременным и полным возвратом их подразделениями. Повторное использование посуды, особенно для инъекционных растворов, сокращает затраты труда на ее обработку и мытье, а также уменьшает расход посуды в целом, что дает прямой экономический эффект. Возвращаемая из подразделений посуда учитывается в отдельной книге.

Выявление ненужного или излишествующего в воинской части или лечебном учреждении медицинского имущества осуществляется систематически. Ненужное или излишествующее медицинское имущество перераспределяется органом управления медицинской службы или по его указанию реализуется в народное хозяйство.

Выслужившие установленные сроки эксплуатации и списанные по акту приборы, аппараты, медицинская и санитарная техника частично или полностью могут быть использованы как учебные макеты, а отдельные их узлы и детали – как запасные части для ремонта используемых в воинской части (лечебном учреждении) аналогичных предметов оснащения.

Важным источником экономии медицинского имущества является рациональное назначение лекарственных средств. Выбор того или иного лекарственного средства должен оправдываться действительной потребностью в нем для лечения раненных и больных. Врачи медицинских пунктов и учреждений должны максимально использовать лекарственные средства, имеющиеся в достаточном количестве в аптеке, исключая назначение импортных, дефицитных и дорогостоящих лекарственных средств, если имеются их табельные аналоги.

Заготовка дикорастущих лекарственных растений производится с целью замены отдельных лекарственных средств при их отсутствии, а также изготовления больших количеств витаминных настоев.

Рекомендуется проводить заготовку следующих основных фармакологических групп лекарственного растительного сырья:

- потогонное (липовый цвет, малина, ромашка аптечная);

- содержащее органические кислоты (клюква);

- мочегонное (листья толокнянки, ягоды можжевельника);

- успокаивающее (корневище с корнями валерианы);

- вяжущее (кора дуба, шишки ольхи, ягоды черники, листья шалфея);

- слабительное (кора крушины, корень конского щавеля) и др.

При организации сбора дикорастущих лекарственных растений и витаминного сырья начальник аптеки руководствуется методическими рекомендациями старшего фармацевта регионального командования (флота).

В военное время организуются сбор и возврат на передовые этапы медицинской эвакуации носилок, костылей, шин, жгутов, косынок и другого медицинского имущества.

Мероприятия по экономному и рациональному использованию медицинского имущества в воинской части и соединении организует начальник медицинской службы, в лечебном учреждений – начальник учреждения и начальники подразделений.

Начальник аптеки медицинского пункта воинской части (медицинского учреждения) разрабатывает мероприятия по экономному и рациональному использованию медицинского имущества, которые включаются отдельным разделом в годовой план экономической работы воинской части, медицинского учреждения. По указанию начальника медицинской службы воинской части (начальника учреждения) начальник аптеки контролирует выполнение плана экономической работы по медицинскому имуществу в подразделениях.

Учет результатов работы по экономному и рациональному использованию медицинского имущества ведется в аптеке за каждое подразделение в журнале учета результатов экономической работы (форма приведена в приложении 6 Инструкций о войсковом хозяйстве ВС РК - приказ МО РК № 1 от 05.01.05г.).

Сведения о результатах экономической работы медицинская служба войсковой части (соединении) и медицинское учреждение представляет в соответствии с Инструкцией о войсковом хозяйстве ВС РК (форма приведена в приложении 8) два раза в год вышестоящему медицинскому начальнику (органу управления медицинской службы) отдельным приложением к основному отчету.

Основным показателем экономии медицинского имущества в госпитале служит сумма экономии в тенге на одну койку, в поликлинике – на 1000 посещений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: