Сущность художественного творчества

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Сущность худ. творчества изучается эстетикой(наука о сущности и законах искусства.). В античном мире: в служении некоему божеству, идеалу, воплотившему в себе единство «добра» и «красоты».В ср. века: в возбуждении и воспитании рел. Чувств. В 19-20 вв. - бурное развитие ест. и точных наук, развитие неск-ких теорий о сущности тв. д. Напр, Шиллер: унаследованное от животных естественное стремление к игре лежит в основе всякого художественного творчеств; Бенедетто Кроче: основа искусства – интуиция, язык чувств – сущность т. д.; творчество – синтез чувства и образа; Этьен Сурьо: умение упорядочить в закономенрных формах реальный хаос окр. мира – задача художника.

№81.Социальное бытиё (С.Б.).

С.Б. - есть своеобразная реальность. Ее основная черта - взаимодействие между индивидами и социальными группами и между самими группами. В этом своем качестве социология - самостоятельная, особая наука, право на существование, которой дано особым характером ее предмета - социального бытия. Социальные взаимодействия носят чрезвычайно сложный характер. В социальной жизни действуют многочисленные и многообразные факторы разного порядка, начиная от факторов чисто механических, биологических, психологических, собственно социальных и кончая факторами духовными. Всякая попытка вывести социальную жизнь из какого-либо одного фактора представляет собой предвзятость, приводящую к грубому насилию над социальными явлениями. Научная социология может основывать свои построения лишь на множестве факторов, причем учет их должен сопровождаться стремлением понять социальную жизнь, прежде всего из нее самой, из факторов собственно социальных, т.е. из социальных актов и их проводников. В социальном бытии для субъектов чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую, социальную деятельность. При планировании возможна такая регуляция действий одного субъекта планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно социальной. Носителем ее будет выступать уже не отдельный субъект, а та или иная социальная группа. Общество может сформироваться на основе уже того обстоятельства, что всякий индивид определенным образом относится к благу, объединяющему всех. При этом выражение "общее благо" следует понимать очень широко: может быть образовано общество разбойников и воров, которые собрались вместе для совместного обогащения. Наблюдение за изолированным человеческим индивидуумом как таковым, не учитывающее социального измерения его бытия, было бы абстрактным. Бытие человеческой личности – это бытие в мире, ее жизнь – это жизнь в обществе. И это не внешние отношения, которые навязаны существующему в себе и для себя; это бытие, включенное в более крупное целое, присуще конституции самой человеческой личности.

№83. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Термин носитель исторического процесса не достаточно раскрывается личность, т.к. носителем процесса является и животное, чел отличается от животных тем, что он изменяет себя в ходе развития и изменяет окружающий мир, т.е. животные несут в себе свою историю, а люди делают изменения, усовершенствования, следовательно чел – это субъект исторического процесса. Соц субъект – конкретно историческая социальная группа, к. в своих интересах делает историю с др. соц группами. Возникает?. Что является тем общим, что превращает людей в соц субъект. Этим является понятие человека, как родового существа (сосредоточения в нем всех сущностных человеческих свойств, качеств). Эти силы позволили человеку сотворить историю: сознательность, социальность, инструментальность, универсальность (может быть кем угодно и находиться на различных ступенях иерархической лестницы), свободное творческое революционно-критическая преобразуемость(что человек хочет, то он говорит и делает), эстетический конструктивизм(мода, эстетика). Схематично выработаны социальные стандарты человека: исторически 1-ый стандарт: индивид осредненный возникает в условиях первобытной коллективности, сейчас в тоталитарных обществах. В подобный стандарт хорошо укладываются посредственные индивиды, его легко заменить другим человеком. Благодаря взаимозаменяемости сохраняется первобытная коллективность. 2ой стандарт индивид обладающий, сформировался на базе частной собственности, оценивает что он имеет, чем обладает, обладание – общественные отношения, при к. появляется индивид обладающий. Большинство людей. 3ий стандарт индивид нестандартный всесторонний, неповторимый. Развитие собственных способностей.

№82. СОЦ Ф-ИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИХ ЦЕЛИ., МЕТОДЫ, ВОЗМОЖНОСТИ.

Соц. Ф-ия изучает общество, но не конкретное общество, а его сущность, что есть социальное бытие. Социология исследует общество с точки зрения взаимоотношений между людьми, те процессы и явления, к. возникают под воздействием взаимоотношений между конкретными людьми; занимается конкретным обществом, теми законами, к. возникают в об-ве и пок. Оно развивается. Теоретическая социология изучает явления, к. возникают мд конкретными людьми с точки зрения сущего, что есть смысл, значение этого явления. Практическая социология изучает предметы, явления с точки зрения должного, каковы они должны быть на самом деле: социальная аналитика иучает структуру явления, его основные формы статически, т.е. какими они являются в данный момент; соц механика занимается проблемами, к. обуславливают факторы поведения в данной ситуации «Почему»; социальная генетика основные тенденции развития социальной жизни, рассматривает определенные перспективы. Теор соц-ия формирует законы, а практ является прикладной наукой. Задачи Практ соц- и (Конт): знать, чтобы предвидеть, предвидеть чтобы мочь. Позволяет чел управлять соц силами, бороться с теми бедствиями, к. носят соц характер. Конт: «Изменить общество надо не извне, а внутри чел-ка». Соц. Ф-ия. I связан с именем Аристотеля, II с Гобсом, III Конт, Спенсер, Дюркгейм. I Аристотель: тождество чел и общества; знание об обществе давали ответ на то, что есть сущность чел. II Гобс разводит 2 понятия чел и общество, сущность общества отличается от сущности человека. 2 состояния в развитии чел.: 1. естественное, он обладает правами, как жизнь, реализация своих интересов, ни морали, ни гос, ни общества не существует. «Человек человеку волк»., тогда возникает конфликт. На определенном этапе люди осознают, что такое состояние приведет к самоуничтожению, осознают необходимость для объединения, люди решили, что защитить самих себя можно, если создать группу людей, но при этом они должны отдать права на свободу взамен гарантии собственной безопасности. 2-е общественное, в этот момент и возникает общество. Он возникает тогда, когда чел оценивает разумом сложившуюся ситуацию и предпринимает определенные меры. Этой концепцией подчеркнул разумную природу человека. Общество формируется в тот момент, когда чел осознает его необходимость. III этап – социальная философия общество отличается от человека и развивается по определенным законам. Спенсер: общесто отличается от чел и развивается по определенным законам. Впервые комплексный анализ общества, как целостной сложной системы, к. развивается по определенным законам - Маркс и Энгельс.

№84. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (С.Р.).

С.Р. –современное общество, формирование к. осуществилось при переходе от средневековья к новому времени. С.Р. включает в себя элементы и компоненты: история, общество, человек. Эти элементы связаны мд собой в определенной зависимости, каждый из элементов имеет свой методологический принцип. Принцип детерминизма основополагающий принцип в истории. Все явления, события, процессы происходят не случайно, а имеют определенную причину. Основной принцип общества – принцип тотальности общество, несмотря на противоречивость везде и всегда распространяет свое влияние. Основополагающий принцип человечества – принцип интенциональности человек, являясь разумным биологическим существом, отличается от животных духовностью. Человек живет, постоянно задумываясь о том, что есть он, что есть окружающий мир, зачем он существует, что есть добро и зло. Что определяет сущность С.Р.? 4 точки зрения: номиналистическая С.Р. это сумма ее свойств; реалистическая С.Р. несколько больше, чем сумма свойств этой реальности(Дюркгейм6 сущность С.Р. заключается в коллективных представлениях, они образуют специфические категории соц фактов: мода, язык, религия); психологическая С.Р. целое, к. состоит из психических фактов и представлений. Это совокупность мыслей, импульсов, стремлений. Образуются механизмы, благодаря котрым и существует С.Р.; фикционистская С.Р. воспринимается как фикция, иллюзия, к. существует в сознании и представлении людей. Возможно ли управлять реальностью? 1. можно в виде контроля над всеми и вся (тоталитарное гос – во), 2. невозможно, все катаклизмы возникают из-за того, что С.Р. управляется. либеральный подход, 3. по мягкому варианту – «дирижер – оркестр». Каждый музыкант ведет свою партию, но все они управляются дирижером. Демократия. Основные тенденции, к. воздействуют на С.Р. 1) сложность взаимоотношений мд людьми, 2) расширение и углубление свободного индивидуального действия, усиление индивидуального начала в общественном развитии,3) переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

№85. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ШПЕНГЛЕР И ТОЙНБИ).

Родоначальник Ш. В основу подхода положил 2 понятия: культура и цивилизация. Работа «закат Европы», отвергнута идея социального прогресса. Культура – сложившийся в веках исторический индивид, выступает как самостоятельный организм, к. имеет определенную ценность. Цивилизация – последний этап развития культуры. Культура имеет определенные стадии развития, пройдя жизненно важные циклы, омертвевает и превращается в цивилизацию. Цивилизация – нисходящая линия развития, культура – взлет. Новая культура развивается, умирает, возникает цивилизация, говорить об идее прогресса невозможно. Существовало 8 культур, они достигли пика развития: античность, зап. Европа, арабская, Египет, Вавилон, Индия, Китай, Маи, это завершенные культуры, полностью осуществили свои возможности. эти культуры существовали в разные времена, единого ист процесса нет. Культура проходит свои жизненные циклы: докультурное этнографическое состояние возникают зачатки новых культур, собственно культурный – формирование и развитие духовных ценностей, цивилизация – состояние культуры дряхлеет, творческий потенциал угасает, превращается в цивилизацию. Причины возникновения великих цивилизаций: космические тела и Бог. 1Впервые в мир зап Фии попытался изобразить исторический процесс, как теорию культурных циклов. 2Выступает против единого исторического процесса, культуры разобщены во времени и истории. 3Отрицает поступательность исторического процесса. Стремился показать параллельность одновременно становящийся характер исторического процесса. Дальнейшее развитие в Фии ТОЙНБИ «Постижение истории». Его не устраивала схематичность научного процесса. Исторический процесс – это цикличность развития отдельных цивилизаций. Основополагающее понятие – локальная цивилизация. Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Они подразделяются на первичные, зародились из примитивных обществ, вторичные порождены перв, третичные – первичными. Из перв минойской цивилизации рождается втор эллинская, из нее посредствам хр религии возникает современная западно-христианская и восточно-христианская цивилизации. Основные ступени развития: возникновение, рост, надлом – начало упадка, перв разложение, к. заканчивается гибелью. Надлом в цивилизации начинается не в материальной, а в духовной сфере, психологическая неспособность творческого меньшинства найти сил для преодоления противоречий, возникших в обществе. Отрицает объективные закономерности исторического процесса, основополагающая движущая сила – порыв, к. наполнен божественным предначертанием. Цель чел стремиться к святости. Человечество не может рассматриваться разрозненно, представляется как единое древо жизни. Всемирное историческое развитие – движение от локальной цивилизации к конечной всеобщности.

№86. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ (С.О.) И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.

С.О. – объединение людей, связанных мд собой определенными взаимоотношениями. Животные объединены в сообщества, но т.к. мд людьми имеются отношения, то мы можем установить связи взаимоотношения мд людьми, т.е. являемся членами С.О. 3 компонента С.О.: социальное созидание - чел всегда и везде является создателем С.О., эта черта присуща чел от Бога (религиозная) или по природе(нерелигиозная); соц принадлежность – создавая общность, чел обязательно к ней принадлежит, социальная идентификация указывает, что создавая и принадлежа к общности чел отождествляет себя с ней, если что-то не устраивает индивида или общность, они вместе существовать не могут. Типология С.О.: 1 гр. – общности, в к. индивиды связаны внешними признаками, например люди, живущие в одной местности; 2. группа общностей, в к. индивиды связаны определенной идентичностью поведения, сознания, жизнедеятельности; 3. общности, к базируются на социально-ориентированной жизнедеятельности людей. Они одинаково действуют, думают, одинаковые мотивы, установки. (полит партии). Виды С.О.: Класс – общность, к. складывается на базе экономических интересов, эк отношений, собственности. Народ – общность, объективной основой которой является совокупная созидательная деятельность людей. Нация – общность, к. имеет свое бытие одновременно в 2-х средах, нация сущностна и эмпирична. Национальность есть индивидуальное бытие, вне к. невозможно существование человека. Чел входит в человечество через национальную индивидуальность. Человечество включает индивидов, к. жили в далеком прошлом, к. живут сейчас, те люди, к. будут жить в будущем.

№89. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВА (ПРИНЦИП ТИПОЛОГИИ).

Значительный вклад в методологию членения исторического процесса внес Маркс. Его метод основан на анализе общества как целостного организма, развитие которого также закономерно, как и развитие природы. Исторический процесс у Маркса изображен как смена качественно определенных типов общества. Он выделил единый общественный тип и назвал его - общественно-экономическая формация. История по Марксу - это смена общественно-экономических формаций. Исследование истории с точки зрения общественно-экономической формации получило название формационный подход. Наряду с формационным подходом, который определяет исторические типы общества первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический/ существует ряд других подходов. Цивилизационным подход основан на интерпретации соотношения понятий "цивилизация" и "культура". Цивилизация- это конкретно - исторические ступени культурного развития, связанные с теми или иными крупными факторами жизни общества. Цивилизация складывается помимо воли, сознания людей как форма деятельности человека. Цивилизационный подход считается одним из современных методов изучения исторического процесса. Приверженцами цивилизационного подхода являются Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Стадийный подход основан на изучении общества с точки зрения развития стадий. Большой вклад в развитие стадийного подхода внесли Ростоу, Парсонс.

№87. ПОНЯТИЕ МАССЫ В КОНЦЕПЦИИ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА.

Общество – подвижное единство меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделена ничем. Масса – это средний человек, подразумевается совпадение целей, мыслей, образа жизни. Масса – всякий и каждый, кто ощущает себя таким же как все, но он не удручен, а доволен собственной неотличимостью для создания меньшинства надо чтобы каждый отпал от толпы. Внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. Масса снимает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой как все рискует стать отверженным. Обстоятельства и решения – главные слагающие жизни. Обстоятельства – возможности, они нам заданы и навязаны. Жить – вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. Сегодня в обществе преобладает масса, она решает. При всеобщем голосовании массы не решали, а присоединялись к решению того или другого меньшинства. Прямое правление масс – всемогуще и призрачно, масса – те, кто плывет по течению, лишены ориентиров, массовый человек не созидает. Головокружительный рост масс в 19 в. означает все новые и новые толпы, к. извергаются на поверхность истории, но они не успевают пропитаться культурой. Школы вдохнули в массу современные жизненные навыки, силу и спесь современного прогресса, но забыли о воспитании, о духе. Жизнь представлялась новому человеку (20 века), лишенной преград. Прежде для рядового человека жизнь была тяжелой участью – и материально, и житейски. В середине 19 века человек не видит никаких социальных барьеров. Не существует ни каст, ни привилегий. Средний чел усваивает как истину, что все люди узаконено равны. 3 начала сделали возможным этот новый мир: 1либеральная демократия, 2 экспериментальная наука, 3 промышленность. Видя мир великолепно устроенным, человек заурядный полагает его делом рук самой природы и не понимает, что дело это требует усилий людей незаурядных. Психологический рисунок массового человека это 2 черты: беспрепятственный рост жизненных запросов, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Избалованный ребенок. Больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего его истоки. Массовый человек ощущает себя совершенному него самые неукоснительные представления о том что творится в мире, он разучился слушать. У него нет устоев, на которые можно опереться, т.е. нет культуры. Массовый человек втянутый в обсуждение теряется, инстинктивно противится высшей инстанции и необходимости уважать то, что выходит за его пределы. Он лишен способности представить. Масса давит на государственную власть, топчет малейшие оппозиционные ростки. Масса при всей ее однородной скученности не желает уживаться ни с кем кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертельно. В 20 веке заурядность прежде подвластная решила властвовать. Массе свойственно врожденное ощущение легкости, обильной жизни, лишенной тяжких ограничений, чувство собственного превосходства и всесилия, она принимает себя такой какой она есть, и считает свой умственный и нравственный уровень более чем достаточный. Не поддаваться внешнему влиянию, не подвергать сомнению свои взгляды, не считаться ни с кем, свойственно постоянное желание господствовать, вмешиваться во все, навязывать свою убогую бесцеремонность. Существо, к. в наши дни проникло всюду и всюду выказало свою варварскую суть – баловень истории. Баловень – это наследник, к. держится исключительно наследства, а наследство – цивилизация. Т.о. избыточные блага сами собой уродуют жизнедеятельность и производят на свет такие ущербные натуры как баловень, т.е. самый вездесущий и законченный тип – современного массового человека.

№88. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ (Л) В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.

Л. многоплановое, многоуровневое образование. Понятие Л. связано с социализацией – формирование личности. Сущность Л. заключается в осознании человеком самого себя, как источника активности. Л. в своем развитии проходит несколько уровней. 1- чел недостаточно, у адекватно осознает свои истинные побуждения, т.е. он не очень точно знает что он желает, не учитывает качество и степень воздействия на окружающую среду. Получается в итоге неудовлетворительный результат, возникает проблема, отрицательное психологическое состояние. Если подросток может преодолеть трудности, то он переходит на более высокий уровень 2. – чел осознает свои цели и мотивы деятельности, сам формирует ситуацию и представляет что может быть в результате тех действий, к. он пытается совершить. Чел – хозяин собственной жизни и обстановки, в к. он находится. 3 – Л.- субъект собственной жизни, но этот человек пытается свою жизненную линию сопоставить с мировым масштабом, свои противоречия пытается решить, изменяя окружающий мир. (Вожди, лидеры, реформаторы). Л. может или влиять на общество и изменять его, или общество воздействует на чел, изменяет его, лишает уникальности и своеобразия. Массовое общество приводит к стандартизации личности, сильнейшее воздействие общества на человека не дает ему стать центром собственной творческой активности, требует от чел подчинения. Процесс чрезмерной социализации «омассование человека», из уникального состояния превращается в деградированную личность, разрушение человеческой самостоятельности.

№91. ТЕОРИЯ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА У РОСТОУ.

Основоположник стадийного подхода Р. критерием разделения общества на определенные стадии выступает уровень развития механики. Стадии всего экономического процесса – стадии экономического роста. I исторический период огромен, целые тысячелетия, II подготовки сдвига– мануфактурный период 2 века, III сдвига – эпоха промышленной революции 50 лет, IV индустриальное общ-во, Vпостиндустриальное – сейчас. негативные моменты: непропорциональность развития стадий, не смог показать каким образом переход от одной к другой стадии.

№90. ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ К СОЦИАЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ.

По Марксу основная движущая сила ист развития потребность. Потребность – нужда в чем-то, к. обусловлена противоречием мд наличным и необходимым состоянием человека. Всегда имеет свой предмет, т.е. то, что потребляемо, желаемо. Самая главная потребность – потребность в продолжении человеческого рода. Она двойственна, т.к. она включает потребность в продолжении собственной и чужой жизни. 1 – естественное стремление к рождению детей, 2 – чел не может существовать один, ему нужно социальное окружение. Потребноти всегда имеют свой предмет: Элементы 1. потребное будущее, то к чему чел стремиться 2. непосредственно внешний предмет потребности, конкретность желания, 3. собтвенно потребность состояние желания. Отребности могут быть материальными: биологические и социальные; духовные простые складываются на уровне оющетвенного сознания, сложные на уровне теоретического и художественного сознания. Наиболее сложные духовные потребности в научном и худ творчестве, т.е. если чел испытывает потребности в научн и худ тв-ве он обладает высокой духовностью. Реализовать свои потребности через труд по М.

№92. РОЛЬ ТЕХНИКИ В СОВР ЦИВИЛИЗАЦИИ.

+ роль: увеличение уровня жизни, используется философами, Ростоу стадийный подход исторического развития. – роль: глобальные проблемы.

№93. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

Глобальные проблемы: проблема экологии, сохранения мира, освоения космоса и Мирового океана, продовольственная проблема, проблема народонаселения, проблема преодоления отсталости, проблема сырья, распространение болезней и, прежде всего СПИДа. Особенности глобальных проблем: Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира; Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; Нуждаются в неотложных и эффективных решениях; Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов. Глобальные проблемы явились результатом: С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Экологическая проблема. Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами, кислотные дожди, озоновые дыры, нехватка кислорода, использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку, экологически вредных предприятий, использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья, развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства влечет возрастающую нагрузку на природу, происходит даже изменение климата. Увеличивается количество СО2, глобальное потепление, в результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. вызовет необратимые процессы: таяние льдов, поднятие уровня мирового океана на один метр, затопление многих прибрежных районов. Проблема войны и мира: резко возросшей мощи оружия, накопление ядерного оружия. На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что тротиловый эквивалент превосходит 10 т. ТЕРРОРИЗМ Неравномерно растет население. Его прирост в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Болезни: СПИД, сердечно сосудистые, туберкулез.

№94. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Глобальность, демократизация,. Прогресс, нечто новое отрицающее старое, вовлечение более широких масс в управление общества, соц реальность84; интенсификация.

№95. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

С-ф-ая антропология представляет собой сложный процесс постижения человеком самого себя, но с точки зрения того, что он является членом обществ. Область знаний, к. изучает феномены внутренней жизни человека, возникает под воздействием социальной жизни,. не претендует на изучение чел тотально, обращает внимание на особенности человека. Категории: индивидуальность его свобода, творчество игра, риск, свободный выбор ответственность, смысл жизни. Изучает человека, к. можно определить, как чел творящий, но этот чел не только сотворил мир, но и несет ответственность за то что им создано в соц реальности. Принципы: 1 антропологической ориентации общества. Общество так или иначе воплощает в себе интересы и ценности человека, общество служит человеку. 2. волнообразность обществ жизни – общество, созданное для решения человеческих проблем отчуждается, но на каком то этапе возвращается к человеку. 3. возрастающих масштабов воздействия общества – давление на чел то увеличивается, то уменьшается 4. сохранения нерастворенности чел в обществе – общество постоянно пытается растворить в себе человека, но он пытается сохранить себя как субъект.

№96. ИДЕЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОГРЕССА (О.П.).

Идея прогресса нечто новое, идея новизны. Понятие прогресс шире понятия новизны. О.П. это не только новизна, но и воспроизведение, наследование, простое освоение жизнестойких элементов, т.е. некая повторяемость.; устранение явно устаревшего; создание принципиально нового. Ряд философов признавали О.П.: Гегель, Маркс, Прогресс – восхождение от низшего к высшему. Ряд философов считали прогресс абсурдом: Шпенглер, Тойнби. Считали, что развитие идет циклично, все повторяется, прогресс невозможен.

№97.98 КАТЕГОРИЯ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В МАРКСИЗМЕ.

Общество, как и природа развивается по объективным законам, Внимание акцентируется на экономике, т.к. основной силой исторического развития является потребность, но любая потребность сопряжена с трудовой деятельностью. Анализ общества начинается с экономической сферы. На каждом отрезке экономического развития имеется определенный способ производства, состоит из производственный сил и производственных отношений. Производственная сила: чел, орудия труда, результат и предмет труда. Производственные отношения возникают у людей по поводу производства. Производственные силы имеют больший темп, чем производственные отношения. Когда производственные силы соответствуют производственным отношениям, то гармония, но если увеличение производственных сил не сопровождается увеличением производственных отношений возникает противоречие – диссонанс, разрешение: реформы или революция. Изменение производственных отношений ведет к изменению способа производства. По Марксу развитие исторического процесса – формационный подход. 1ая стадия - первобытнообщинная, соответствует первобытнообщинному сп пр-ва, заменена рабовладельческим, первобытнообщинный строй превращается в рабовладельческий, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена одной формации другой, развитие идет от более низких стадий к высоким.

№99. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

Проследим как изменяется образ человека в философии: у Сократа чел – нравственное существо, главное у чел – это душа, она понимается как разум, как мыслящая активность, именно она позволяет человеку жить по законам морали, надо заботиться о душе, познай самого себя; у Аристотеля – чел общественное животное, главное его свойство общение, положение человека определяется его собственностью, по природе или раб, или господин, в средневековье господствующей формой общественного сознания была религия, совершенствование человека предусматривает его обращение к богу, вера превосходит разум, высшая моральная ценность – любовь к Богу, высшее благо – познание Бога (Августин, Фома Аквинский); в центре внимания философии Возрождения оказывается человек, главным предметом философского исследования является человеческое бытие, антропоцентристское мышление, формировании идеала человека, включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции, возросла ценность отдельного своеобразие и уникальность человека сформировала такое понятие личности, которое включало в себя не только способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим разграничением, но и нести ответственность за свои поступки; иррационализм Ницше – в центре его фии - воля к власти – это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Сверхчеловек – это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущейся к злу как единственной созидательной силе; современная философия Фрейдом, Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. В бессознательное входят: "Я"- это область сознательного; " сверх - Я " - это совокупность, перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно " - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. Культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поде борьбы, с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований общества и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/; у экзистенцианалистов гл проблема – отчуждение чел от общества, смысл фии заключается в том, чтобы помочь чел, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить собственное я. Хайдигер смысл бытия понимал, как чел существование, Камю – абсурдность человека, она находит выражение в бунте, в к. чел пытается найти выход из сложившегося положения., Сартр – человек делает сам себя, обретает свою сущность, уже существуя.

100Аристотель. О том, что наиболее достойно познания. Из работы "Метафизика" Гл. 1,2.

К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки на три большие группы: теоритические (умозрительные), практические (производительные) и творческие (созидательные). К первым Стагирит отнес философию, математику и физику; ко вторым — этику и политику, а к третьим — искусство, ремесла и прикладные науки.

Философия — наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания — “первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное”. По Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. “Созерцательная жизнь” — это жизнь, чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т. е. представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно лишь богам. Для античных мыслителей познанием является отношение человека к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с первоначалом. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей и явлений их общего принципа, главенствующего начала.

Аристотель — сын своего века и народа. Он прирожденный интеллектуалист. Для него разум составляет основу познавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому как “мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается”. Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому умозрительные науки выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например, политической.

Античная наука ориентирована не на овладение силами природы, т. е. не на использование знаний в практических целях, а на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественных отношений, на воспитание граждан и регулирование их взаимоотношений и поведения, на достижение этического идеала. Во вторую очередь наука исследует этические и политические проблемы, и лишь в третью очередь она занимается проблемами искусства, ремесла и прикладных наук. Слово “практика” используется у Аристотеля в широком смысле, а не узко, как деятельность по получению материальных выгод.

101)БердяевН. А. "Проблема человека. К построению христианской антропологии"

Проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи. Бердяев предполагает рассматривать проблему человека как философ, а не как теолог. Современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины.Проблема человека стала особенно неотложной и мучительной для нас потому, что мы чувствуем и сознаем, в опыте жизни и опыте мысли, недостаточность и неполноту антропологии патристической и схоластической, а также антропологии гуманистической, идущей от эпохи Ренессанса.С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге. Когда мы стоим перед загадкой человека, то вот что прежде всего мы должны сказать: человек представляет собой разрыв в природном мире, и он необъясним из природного мира. Человек может быть познаваем как объект, как один из объектов в мире объектов. Тогда он исследуется антропологическими науками - биологией, социологией, психологией. При таком подходе к человеку возможно исследовать лишь те или иные стороны человека, но человек целостный в его глубине и в его внутреннем существовании неуловим. Есть другой подход к человеку. Человек сознает себя также субъектом и прежде всего субъектом. Тайна о человеке раскрывается в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. В объективизации, в выброшенности человека в объективный мир тайна о человеке закрывается, он узнает о себе лишь то, что отчуждено от внутреннего человеческого существования. Человек не принадлежит целиком объективному миру, он имеет свой собственный мир, свой внемирный мир, свою несоизмеримую с объективной природой судьбу. Человек как целостное существо не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещен. Человек как субъект есть акт, есть усилие. В субъекте раскрывается идущая изнутри творческая активность человека. Одинаково ошибочна антропология оптимистическая и антропология пессимистическая. Человек низок и высок, ничтожен и велик. Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе. Загадка человека ставит не только проблему антропологической философии, но и проблему антропологизма или антропоцентризма всякой философии. Философия антропоцентрична, но сам человек не антропоцентричен. Это есть основная истина экзистенциальной философии в моем понимании. Я определяю экзистенциальную философию как противоположную философии объективированной (см. мою книгу "Я и мир объектов".). В экзистенциальном субъекте раскрывается тайна бытия. Лишь в человеческом существовании и через человеческое существование возможно познание бытия. Познание бытия невозможно через объект, через общие понятия, отнесенные к объектам. Это сознание есть величайшее завоевание философии.

№63. Идеал человека и общественный идеал.

Идеал — представление о высшей норме совершенства, ду ховное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь.

общественный идеал:

1. Образ совершенного общества, в котором находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве.

2. Представление о высшем совершенстве какого-либо явления или мира в целом.

3. Представление о наиболее совершенном общественном строе.

4. Представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим и политическиим интересам каких-либо (определенных) социальных групп, являющееся конечной целью их стремлений и деятельности.

5. Соответствующее экономическим и политическим интересам какой-либо социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью ее стремлений и деятельности.

6. Такое устроение общества, которое обеспечивает совершенство в отношениях между людьми.

№ 67. Основные политико-правовые теории 16 – 20 столетий.

Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина

(1766-1826) формировались под влиянием Великой французской революции. Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях его развития - путь постепенного эволюционного развития без всяких революций в рамках тех условий, которые свойственны данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина политическую форму государства. Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное существование республики в зависимое состояние от правового состояния общества. Он считал, что поскольку традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот процесс не должен привести к упразднению сословий.

Он будет способствовать их счастливому сближению, которое впоследствии необходимо закреплять законодательно.

№71. Общественный идеал и справедливость.

Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурсе. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Является одной из основных категорий этики.

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке

1. Образ совершенного общества, в котором находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. 2. Представление о высшем совершенстве какого-либо явления или мира в целом. 3. Представление о наиболее совершенном общественном строе. 4. Представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим и политическиим интересам каких-либо (определенных) социальных групп, являющееся конечной целью их стремлений и деятельности. 5. Соответствующее экономическим и политическим интересам какой-либо социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью ее стремлений и деятельности. 6. Такое устроение общества, которое обеспечивает совершенство в отношениях между людьми.

Пояснения: Идеал общественный отражает тот элемент действительности, в котором зреет будущее. Поэтому Идеалы общественные всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений. Идеал общественный связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей. Примеры представлений об идеальном государстве: Идеал единого национального государства, Идеал исламского государства, Идеал коммунистического (определенным образом структурированного и трансформированного) общества. С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных Идеала - демократии и сильной власти.

102)Дюркгейм Э. "О разделении общественного труда".

Роль разделения труда огромна, оно увеличивает как производительную силу, так и улучшает профессиональные навыки рабочего. Благодаря этому общество развивается в материальном и интеллектуальном плане. А как раз таки это является источником цивилизации. Но с другой стороны разделение труда имеет и другой результат. По мнению Дюркгейма, цивилизация играет как негативную роль в обществе, так и положительную. Наравне с тем, что развивается наука, искусство и промышленность, так же развивается и преступность и самоубийства. Именно это и есть отрицательная ее черта. Так же Дюркгейм называет цивилизацию безнравственной. У элементов, из которых состоит цивилизация, отсутствует моральный характер. Дюркгейм говорит о том что «наука, искусство и промышленность находятся вне нравственности». Мы любим тех кто похож на нас кто мыслит и чувствует как мы. Но часто бывает и наоборот нас притягивает и те люди, которые на нас совсем не похожи. Эти факты противоположны. Эти противоположные теории, подтверждают то что в природе может и та и другая дружба. Другими словами если человек не похож на нас, то он нас влечет, мы хотим найти в нем те качества, которых нет у нас. Но мы, так же пытаемся дополнить и их каким-то своими качествами. Это и является другой стороной разделения труда, таким образом, экономические услуги, которые оказывает человек, ничто по сравнению с производимыми моральными действиями: истинная функция заключается в создании между личностями чувства солидарности.

«Непрерывное распределение общественных работ составляет главным образом общественную солидарность и причиной возрастающей сложности и объема социального организма» Если бы эта гипотеза была доказана, то разделение труда играло бы роль куда более важную чем та которую ему обыкновенно приписывают. Разделение труда служило бы не только для того чтобы давать обществу желаемые и зачастую не нужные блага, но и регулировало бы их существование.

Социальная солидарность происходит из разделения труда. Так как общественная солидарность является моральным явлением, и она не поддается наблюдению и измерению, то нужно «заменить внутренний факт внешним и изучить первый при помощи второго».

«Такой видимый символ – это право».Чем, более солидарны люди, тем больше они начинают общаться, тем теснее завязываются отношения между ними. Однако число этих отношений «прямо пропорционально определяющих их юридических правил».[8] В праве можно найти все существующие разновидности социальной солидарности. В исключительных обстоятельствах может возникнуть противоположность. Так как право может представлять нам лишь часть общественной жизни и не показывать нам всех возникающих проблем. Право воспроизводит основные формы социальной солидарности, поэтому необходимо выделить виды права и исследовать виды социальной солидарности в соответствии с видами права. И возможно среди этих видов будет «вид права, символизирующий социальную солидарность, причиной которой является разделение труда».

Дюркгейм выделяет два вида общественной солидарности:

1.Механическую солидарность- эта солидарность характеризуется сходством признаков у людей.

2.Солидарность вызванную разделением труда или органическую солидарность – эта солидарность характеризуется тем, что люди начинают все больше и больше отличаться друг от друга, начинают взаимодополнять друг друга.

№77.Проблема смысла и назначения истории.

Проблема "направленности" истории трудностей в пони- мании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество. Проблема "смысла истории" несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории. В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному". В библейской традиции эта точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего наказания. Интересно, что в обыденно-практическом сознании подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, имеет весьма широкое хождение. На причинах подобных взглядов мы подробнее остановимся при рассмотрении темы "Культура как социальное явление". В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея "пульсации" истории как вечного огня, то угасающего, то раз- горающегося с новой силой, фактически стала исторически пер- вой из так называемых "теорий круговорота". Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д.Вико, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, П.А.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби. Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс). Многие философы начинают философию истории с Аврелия Августина. Нам кажется правильнее философию истории начать с Гегеля, но заслуги Аврелия Августина в западноевропейской христианской философии велики. Он стремился показать единс- тво всемирно-исторического процесса, определив в качестве начала истории явление Христа. Таким образом, история человечества - это "сотворенное" бытие, концом которого является Страшный суд. На протяжении многих веков, включая и век ХХ, у Августина было немало последователей. Отделить человеческую историю от истории божественной, земную от небесной, попытался итальянский мыслитель Д.Вико. Он связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий. Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи: божественную, героическую, человеческую, которые со- ответствуют детству, юности и зрелости человечества. (Д.Вико считал, что такие этапы в своем развитии проходят культура, язык и все, что связано с жизнедеятельностью человека и человечества). Пройдя положенный круг, страны и народы начинают круг новый - те же три названные выше эпохи. При этом Д.Вико не отрицал роли Божественного провидения, которое обуздывает человеческие страсти. XVIII век уже упоминался нами как время, когда благодаря Вольтеру появилось понятие "философия истории". Подчеркнем, что в это время к смыслу и назначению истории начал складываться подход, характерный для эпохи Просвещения. Смысл истории при этом связывался с прогрессом человеческого разума, а история человечества, таким образом, становилась движением по ступеням этого прогресса. Так, французский фи- лософ Кондоре обосновал точку зрения, гласящую, что прогресс общества состоит в движении к истине и счастью. Определенный вклад в развитие этой идеи внесли великие немецкие философы И.Г.Гердер и И.Кант. Фундаментальное обоснование 1принципа историцизма 0, появившегося еще у Гердера. принадлежит Гегелю. Историцизм Гегеля включает в себя два основополагающих принципа: 1) признание субстанциальности истории, наличие в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью, 2) утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности; конечной целью всемирной истории выступает сознание духом его свободы. Принцип историцизма был воспринят марксистской философией, однако его понимание претерпело значительные изменения, которые коснулись прежде всего переориентации на материалистическое понимание истории и общества. В марксизме термин "историцизм" также был изменен и получил название "историзма". Историзм основывался на подходе к действительности как изменяющейся во времени, развивающийся. Очень четко этот принцип был сформулирован В.И.Лениным: "...Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.39. С.67.).

103)Ильин И.А. "О назначении врача".

Независимо от того, одет ли врач в белый халат или как-то иначе, его служение требует самодисциплины, постоянного внимания и гиперответственности - как на войне.

Деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода; а в обхождении с больными — это есть необобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение, и в диагнозе мы призваны не к отвлеченной «конструкции» болезни, а к созерцанию ее своеобразия. Врачебная присяга, которую приносили все русские врачи и которою мы все обязаны русскому Православию, произносилась у нас с полною и благоговейною серьезностью (даже и неверующими людьми): врач обязывался к самоотверженному служению, он обещал быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым; он обязывался безотказно являться на зов, по совести помогать каждому страдающему.

Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». Тогда все вырождается и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни и лекарства.Но на самом деле пациент совсем не есть отвлеченное понятие, состоящее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее; он совсем индивидуален по своему телесно-душевному составу и совсем своеобразен по своей болезни. Именно таким должен врач увидеть его, постигнуть и лечить. Именно к этому зовет нас наша врачебная совесть. Именно таким мы должны полюбить его, как страдающего и зовущего брата.

А мне необходим с его стороны откровенный рассказ и в описании болезни, и в анамнезе, мне нужна его откровенность; я ищу его доверия — и не только в том, что я «знаю», «понимаю», «помогу», но особенно в том, что я чую его болезнь и его душу. А это и есть его любовь ко мне, которую я должен заслужить и приобрести.

Каждое лечение есть совершенно индивидуальный процесс. На свете нет одинаковых людей; идеи равенства есть пустая и вредная выдумка. Ни один врач никогда не имел дела с двумя одинаковыми пациентами или тем более с двумя одинаковыми болезнями. Каждый пациент единственен в своем роде и неповторим. Мало того: на самом деле нет таких «болезней», о которых говорят учебники и обыватели: есть только больные люди и каждый из них болеет по-своему.

104)Кант И. "Что такое философия и зачем она?".

Философия – это система философских знаний или рациональных знаний из понятий; это наука о последних целях человеческого разума – ее ценность; это то, что одно только и имеет внутреннюю ценность и впервые придает ценность всем другим знаниям. Виртуоз ума (Сократ – филодокс) стремится только к спекулятивному знанию, не обращая внимания на то, насколько содействует это знание последним целям человеческого разума: он дает правила применения разума для возможных произвольных целей. К философии относят две вещи: 1 – достаточный запас рациональных знаний 2 – систематическая связь этих знаний или содержание их в идее целого. Философия является единственной наукой, которая имеет систематическую связь в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое единство. Это наука о высшем максимуме применения нашего разума. Сферу философии во всемирно-гражданском значении не подвести под следующие вопросы: что я могу знать – метафизика; что я должен делать – мораль; на что я смею надеяться – религия; что такое человек – антропология. Философ должен определить: 1 – источники человеческого знания 2 – объем возможного и полезного применения всякого знания 3 – границы разума. Философу требуется: 1 – культура таланта и умения, чтобы применять их ко всевозможным целям 2 – навык в применении того или другого средства к каким либо целям. Философию нельзя изучать уже по той причине, что таковой еще не существует. Все знания философии всегда лишь субъективно-исторические. Истинный философ как самостоятельный мыслитель должен применять свой разум свободно и оригинально. Наука имеет внутреннюю истинную ценность лишь как орган мудрости. Философия есть единственная наука, которая способна дать нам внутреннее удовлетворение, ибо она как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают порядок и связь. В лучшем случае можно научиться только философствованию. Система всякого философского познания есть философия. Философия – это наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума и философ есть не виртуоз разума, а законодатель человеческого разума. Конечная цель есть не что иное, как все предназначения человека, и философия, исследующая эту цель, называется моралью. Философия имеет два предмета – природу и свободу à содержит естественные законы. Философия природы имеет дело со всем, что есть, а нравственная, только с тем, что должно быть. Вся философия – это или знания, основанные на чистом разуме, или знание разума, основанные на эмперичиских принципах. Философия чистого разума есть или пропедевтика, исследующая способность разума в отношении всего чистого знания, и называется критикой, или же эта философия – это система чистого разума (наука), т.е. все философское знание, основанное на чистом разуме в систематической связи, и называется метафизикой. Метафизика делится на метафизику спекулятивного и практического применения чистого разума и бывает или метафизикой природы, или метафизикой нравов (собственно чистая мораль). Метафизика мыслящей природы называется психологией. Вся система метафизики состоит из 4х главных частей: 1 – онтология 2 – рациональная физиология 3 – рациональная космология 4 – рациональная теология. Благодаря априорным принципам можно познать природу вещей и прийти к рациональной физиологии: мы берем из опыта только то, что необходимо, чтобы дать нам объект отчасти внешнего, отчасти внутреннего чувства. Следовательно, метафизика природы и нравов, и в особенности предварительная (пропедевтическая) критика разума, отваживающегося летать на собственных крыльях, составляют, собственно, все то, что можно назвать философией в подлинном смысле.

105)Маркс К. О сущности "исторического материализма". По работе "К критике политической экономии".

Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

-Предельная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание

-Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая»

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», — Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства». Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен

107)Сартр Ж.-П. "Экзистенциализм – это гуманизм".

Выступает в защиту экзистенциализма: обвиняют в том, что он якобы призывает погрузиться в отчаяние, показывает только темное, гнусное; забыли о солидарности людей, смотрят на человека как на изолированное существо. Христиане обвиняют в том, что разрушая заповеди, они не оставляют ничего. Существуют две разновидности экзистенциалистов: христианские и экзистенциалисты-атеисты. И тех и других объединяет то, что нужно исходить из субъективности, существование предшествует сущности. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким он сделает себя сам. Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей. Человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности.. Экзистенциалисты обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Достоевский: «если бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. И потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Ни за собой, ни перед собой – в светлом царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Экзистенциалист не считает, что человек может получить на Земле помощь в виде какого-то знака, данного ему как ориентир – по его мнению, человек сам расшифровывает знамения, причем так, как ему вздумается....Если ценности неопределенны и если все они слишком широки для того конкретного случая, который мы рассматриваем, нам остается доверится инстинктам. Рассчитывать стоит только на то, что находится в нашей воле. Полагаться на возможность стоит лишь настолько, насколько наше действие допускает всю совокупность возможностей. Человек есть не что иное, как проект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. Таким образом, экзистенциализм нельзя рассматривать ни как философию квиетизма, ибо экзистенциализм определяет человека по его делам, ни как пессимистическое описание человека: на деле нет более оптимистического учения, поскольку судьба человека полагается в нем самом....Это мораль действия и решимости. Наша теория – единственная теория, придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект.

106)Ортега-и-Гассет Х. "Введение в анатомию массового человека". По работе "Восстание масс". Гл.1 – 9.

Толпа – это понятие количественное и визуальное – множество. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. В сообществах, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность. Для создания меньшинства, какого угодно, сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или менее личным, отпал от толпы. Его сов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: