такля. Что касается вообще психологических особенностей обучения на выпускных курсах, тут мы отметили такие типичные для старшекурсников состояния, как усталость и тревожность.
Теперь о финале обучения.
По нашему мнению, оптимальный дипломный репертуар курса должен состоять из семи спектаклей:
— пьеса Островского;
— пьеса Чехова;
— пьеса Шекспира;
— современная пьеса или пьеса XX века;
— спектакль из наблюдений;
— речевой спектакль (например, «Пер Гюнт» — спектакль В. Н. Га-лендеева);
— пластический спектакль (например, «Антропология» — спектакль Ю. X. Василькова).
Естественно, мы пришли к выводу о необходимости пятилетнего обучения в драматическом классе.
Теория актерского тренинга также претерпела за годы нашей практики большие изменения. Тренинг обособлен в отдельный раздел обучения студентов с выделением специальных часов. Тут нас ждали большие открытия, в частности, выяснилось, что тренинги, проводимые педагогами, должны чередоваться с тренингами, проводимыми студентами.
|
|
В тренинге также оказался важным самоанализ студента. Так возникло задание «Дневник тренинга». Студенты подробно записывают все упражнения и делают обязательный анализ своих ощущений. Они также отвечают на вопрос, что они тренируют этим упражнением. У каждого возникает свой «Учебник тренинга и муштры» (к чему призывал Станиславский). Записанные упражнения систематизируются: мышечная свобода, дыхание, внимание (его объем, концентрация, переключение), энергия, ритм, связь тела и воображения. Отметим и другие важные нюансы, касающиеся тренинга: во-первых, тренировка воображения входит во все этапы обучения; во-вторых, активное небытовое воображение требует особого состояния сознания.
Постепенно мы разработали и некоторые общие педагогические вопросы и проблемы:
— важность признания педагогом своих педагогических ошибок; важность анализа просчетов;
— обратная связь как важнейший педагогический принцип, опасность остаться без отдачи, без диалога со студентом;
8 Заказ №1775