Национальное и международное право

67. Правовая система и ее структура. Правовая система – это совокупность взаимосвяз, взаимодействующих юр средств, обеспечивающих правовое регулирование обществ отнош и выражающих уровень и качественное состояние правовой организации того или иного общства. Понятие «нац правовая система» явл одним из наиболее широких по содержанию и включает в себя совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране. В каждой стране действует свое право, своя нац система. Но эти различные нац системы права можно объединить в ряд групп, каждая из кот включает в себя несколько «родственных» нац систем права. Нац правовые системы, имеющ относит сходные признаки и свойства, объединяются в группы кот получили название «правовая семья». Для отнесения правовых систем к той или иной нац системе используют различные критерии: сходство источников права, основных отраслей и правовых институтов, характерные особенности правовой культуры, традиций, юр терминологии. В современной научн юр литературе выделяются такие наиболее крупные правовые семьи: 1) романо-германская правовая; 2) семья общего права; 3) семья социалистических систем права; 4) религиозные системы (мусульманское право).

68. Понятие, виды, принципы правотворчества в РБ. Правотворчество – это деят гос органов по изданию, изменению и отмене НПА. Правотворчество хар-ется тем, что: - оно представляет собой деят активную, творческую, государственную; основная продукция его – юр нормы; это важнейшее средство управления обществом; уровень и культура правотворчества – это показатель цивилизованн и демократии общества. В иды правотворчество: правотворчество народа (референдум), гос органов и должностных лиц, создание судебного прецедента, санкционирование гос органами обычаев. Принципы: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой.

69. Закон: понятие и виды. Закон – НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений и обладает высшей юр силой. Признаки: принимается только высшим органом законодат власти или референдумом, регулирует наиболее важные обществ отнош, обладает высшей юр силой. Виды: в зависимости от юр силы: конституц (констит, законы вносящие в нее изменения, и законы принятие кот предусмотрено констит) и обычные (должны соответствовать констит, регулируют наиболее важные обществ отнош).

70. Понятие и стадии законотворческого процесса. стадии: принятие решения о подготовке проекта, подготовка проекта, обсуждение и принятие нормативного акта, опубликование акта и введение его в действие. Законодат инициатива – это осущ определенными субъектами предоставленного им права внесения в законодат орган проектов законов. Правоз законодат инициативы принадлежит: През, депутатам Палаты представит, Сов Республ, Правительству и гражданам в кол не менее 50 тыс. Подготовленный проект вносят на обсуждение законодат органа. Слушание начинается с доклада инициатора. По итогам рассмотрения законопроект может быть одобрен и принят, отклонен с указанием мотивов и причин, отложен на определенный срок либо возвращен на доработку с указанием замечаний и предложений. Закон принимается путем голосования. Опубликование – это помещение текста НПА в печатном издании.

71. Правовая защита конституции.

72. Нормотворческая техника. Это упорядоченная юр система подготовки НПА. Основными требованиями нормотворческой техники явл: логическое построение проекта акта; краткость и точность изложения норм проекта акта; полнота правового регулирования проектом акта соответствующей сферы общественных отношений; ясность, простота и доступность языка изложения проекта акта, исключающего различное толкование его норм; оформление проекта акта в соответствии с установленными правилами делопроизводства.

73. Систематизация законодательства. Систематизация НПА – упорядочение, усовершенствование НПА, приведение его в определенную систему. Она необходима для устранения устаревших и неэффективных норм прав, разрешения юр конфликтов. При помощи систематизации устраняется множественность, раздробленность НА, они упорядочиваются и располагаются по определенным признакам. Виды систематизации: Инкорпорация – это объединение НА в сборник без изменения их содержания, но каждый из актов сохраняет свое значение; принцип инкорпорации –хронологический, тематический и др. Консолидация - это объединение НА в единый акт без изменения их содержания, но каждый из актов теряет свое значение. Кодификация - это объединение НА в единый, логически цельный акт с изменением их содержания (отменяются устаревшие юр нормы, разрабатывают новые, устраняют пробелы. Формы кодификации (кодексы, уставы, положения, правила). Работа по систематизации НПА возлагается на юр службы и осущ при помощи различных способов.

74. Действие НПА во времени, в пространстве, по кругу лиц. Предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отнош, регулируемые правом. Однако обществ отнош, возникающие между людьми многообразны, и не все могут регулироваться правом (некоторые регулируются нормами морали). Поэтому правом регулируются наиболее важные общественные отнош. Время действия НПА начинается с момента вступления его в силу (опубликования) и сохраняется до момента утраты юр силы (прекращение действия). Действие НПА в пространстве означает определение территории, на кот его нормы подлежат обязательному выполнению. Пространственное действие актов связано с понятием территории гос (т.е. в состав террит входит суша, недра, вода, воздушное пространство, посольства и консульства). Действие НПА по кругу лиц означает их применение к определенны категориям субъектов права.

75. Юридические коллизии. Выделяют объективные и субъективные причины юр коллизий. К объективным относ: динамизм общественных отнош, их противоречивость и изменчивость; разнообразие общественных отнош, предполагающее их регулирование с применением различных методов; отставание «консервативных» норм права от быстроменяющихся жизненных обстоятельств, в рез чего одни нормы «устаревают», а др нормы права, появляясь, не отменяют прежних и действуют как бы наравне с ними. Субъектив причинами: низкое качество законов, пробелы в праве, слабая координация, нормотворческой деят. Невысокий уровень правовой культуры, и т.д. Юр коллизии указывают на недостатки, возникшие в правовой системе. свидетельствуют о нормальном процессе развития и функционирования гос-правовых институтов. выражают справедливые притязания на новый правовой порядок или охрану конституц строя. Для того чтобы предотвратить коллизионные ситуации, необходимо широкое участие наряду с гос органами ОО и движений, ПП, предпринимательских структур, религиозных организаций в проведении переговоров, поиске взаимоприемлемых решений, в разъяснении населению причин коллизионной ситуации.

76. Понятие и формы реализации права. Реализация правовых норм - это осущ содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права. Основные формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение. Соблюдение – это такая форма реализ норм права, кот выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов, т.е. в воздержании от совершения действий, которые явл вредными для общества и которые запрещены. Исполнение – при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Использование – выражается в осущ участниками регулируемых правом общественных отнош своих прав, закрепленных в законодат

77. Понятие, признаки и основания применения права. Соблюдение, исполнение и использование не всегда позволяют реализовать норму права. Иногда правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворение в жизнь юр норм в полном объеме. Например: для реализации права на образование необходимо зачисление гражданина в учебное заведение, для реализации права на пенсионное обеспеч – реш о назначении пенсии. Правоприменение представляет собой гос властную деят. Правоприм явл деят в отношении конкретных жизненных случаев. Применение права – это властная организующая деят компетентных гос органов осуществляемая в установленных законом формах, по реализации правовых норм в конкретных случаях путем принятия индивидуально-правовых реш.

78. Типы правоприменительной деятельности.

79. Принципы правоприменения.

80. Модели правоприменения: процессуальная, информационная, логическая.

81. Понятие и виды правоприменительных актов в Республике Беларусь.

82. Классификация правоприменительных актов в Республике Беларусь.

83. Юридические документы. Их виды.

84. Юридическая квалификация.

85. Пробелы в праве. Способы их устранения и преодоления. Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодат конкретных норм, необходимых для регулирования отнош, имеющих правовой характер. Пробел в праве имеет место, если отсутствует конкретная норма права, регулирующая конкретное общественное отнош. Пробелы снижают эффективность действия законодат, создает определенные трудности в процессе правоприменительной деят. Сущ объективные и субъективные причины пробелов в праве. К объективным относ: отставание законодат от динамично развивающихся общественных отнош, связей, явлений, кот не предвидел законодатель, и кот действующими нормами права еще не предусмотрены. Субъективные причины: несовершенством законодат, ошибки и упущения законодателя, его некомпетентностью; недостатки юр техники, порождающими несовершенство нормативно-правового регулирования. Пробел ликвидируется путем создания нового НПА или путем преодоления пробела с помощью юр аналогии, кот позволяет временно преодолеть пробел для разрешения конкретного дела. Аналогия - определенное сходство между различными явлениями, предметами, перенесение признаков одного процесса на описание подобного процесса. Сущ 2 вида аналогии: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона - реш конкретного юр дела на основе правовой нормы, регулирующей похожие отнош, близкие по своему значению и характеру. Аналогия права - это реше конкретного юр дела на основе общих принципов и смысла права, кроме общих положений национального права.

86. Понятие, необходимость и особенности толкования правовых норм. Толкование правовых норм - это деят гос органов по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, в целях их правильной реализации. Необходимость: толкование норм приобретает важность при реализации юр норм путем их применения. Ибо от точного установления смысла правовых предписаний зависит правильность разрешения юр дел.

87. Объективное и субъективное в процессе толкования правовых норм.

88. Виды толкования по субъектам. В зависимости от субъектов толкующих правовую норму она подразделяется на официальное и неофициальное. Толковать норму могут все субъекты: гос органы, не гос органы, должн лица, граждане. Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла юр нормы, исходящее от уполномоченных на то органов, которое явл обязательным для субъектов осущ применение этой нормы. Толкование этого рода подраздел на аутентич и легальн. Аутентич – это разъяснение нормы исходящее от того органа который сам издал данную норму. Легальное – это разъяснение нормы исходящее от компетентного органа, который сам принимал толкуюмую норму. Нормативное – это толкование общего хар-ра, которое явл обязат при разрешении всех дел определенного вида. Казуальное – это официальное разъяснение содержания нормы, даваемое компетентным органом (преимущ судами) для правильного разрешения конкретного юр дела. Неофиц – это толкование которое исходит от органов и лиц не наделенных официальными полномочиями давать разъяснения. Обыденное – это разъяснен нормы даваемое любым лицом не обладающим глубокими познаниями в сфере права. Профессиональное – исходит от лиц, обладающих юр познаниями. Доктринальное – это толкование норм осущ научными учреждениями, учеными и их группами

89. Виды толкования по объёму. Может быть буквальным, распространительным и ограничительным. Буквальное – содержание нормы полностью соответствует ее текстуальному выражению. Распространит – это когда содержание нормы права шире, чем буквальное выражение. Ограничит – содержание нормы уже чем буквальное выражение.

90. Система способов толкования правовых норм. По способам толкования его принято подразделять на грамматическое, систематическое, историко-политическое, логическое. Грамматич – состоит в выяснении смысла нормы на основе грамматического анализа текста статьи НА, в кот она содержится (неустойка, истец). Систематич заключается в уяснении содержания нормы путем сопоставления ее в др нормами. Историко-политич используется в тех случаях когда возникает необходимость уяснения содержания норм права на основе анализа исторических причин и условий их принятия.

91. Правоотношение: понятие, признаки, структура, виды. Это юр форма общественных отнош, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обяз, гарантированными гос. Структура – это совокупность составляющих ее таких обязательных элементов, как субъект, объект, субъективн права и обяз и реальное поведение субъектов. По функциям: регулятивные и охранительные. Регулятивные – правоотношения, в кот устанавливаются права и обяз. Охранительные – правоотнош, в кот устанавливается юр ответственность. По предмету правового регулирования: адм-правовые, гражданско-правовые. По методу правового регулирования: основанные на правовом равенстве сторон, основанные на правовом подчинении сторон. По количеству субъектов: простые, сложные. По характеру обязанностей: активные, пассивные. По продолжительности: длящиеся и одномоментные. По видам общественных отнош: экономические и политические. По отношениям к материальным и процессуальным отраслям права: материально-правовые и процессуально-правовые

92 Основные виды правоотношений.

93. Объекты правоотношения. Объекты правоотношения – это блага, на использование или охрану которых направлены субъективные права и юр обяз. Материальные (вещи, деньги). Нематериальные (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Духовные (произведения литературы, искусства, музыки, науки, изобретения и т.д.)

94. Содержание правоотношения.

95. Юридические факты. Юр факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотнош. По характеру последствий: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку: события и действия. По объективным основаниям: активное и пассивное. По субъективным основаниям: социально активное (поведение основанное на убеждении в необходимости правомерного поведения), маригнальное (поведение основанное на подчинении правовым нормам, но совершаемое под воздействием властного принуждения и страха перед наказанием), конформистское (поведение, основанное на подчинении правовым нормам без их глубокого анализа и всестороннего осознания, как следствие приспособления личности к внешним обстоятельствам).

96. Физические лица как субъекты правоотношений. Лица обладающие правосубъектностью (дееспособностью и правоспособностью), т.е. физ и юр лица, которые явл носителями прав и обяз и способны быть участниками правоотнош. Субъекты права: индивидуальные и коллективные. Индивид: граждане, апатриды (без граж), иностранные граждане, бипатриды. Коллективные субъекты права: гос, организации, гос органы, трудовые отнош, общественные образования. Правоспособность – это способность лица иметь субъективные юр права и обяз. Дееспособность – это способность лица, приобретать своими действиями субъективные юр права и обяз, осущ их, отказываться от них. Сделкоспособность и деликтоспособность явл разновидностями дееспособности. Сделкоспособность – это способность, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки. Деликтоспособность – это способность понимать противоправность совершаемых деяний и осознанно претерпевать меры юр отв за совершенное правонаруш.

96. Организации как субъекты правоотношений.

97. Социальные общности (коллективы) как субъекты правоотношений.

98. Юридические презумпции и фикции.

99. Понятие и типы правомерного поведения. Правомерное поведение. Это осознанное поведение субъекта права, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им. По хар-ру деяния – действие или бездействие. По кол-ву субъектов - индивидуальной и коллективн. Субъект – это лицо обладающее правоспособн и дееспособн, а также различные организации. Объект – это определенные блага на достижение которых направлены поступки субъектов. Субъективн сторона – это внутреннее (психическое) отнош субъекта к своему поведению (включает в себя мотив, цель). Мотив –это достижение и использование определенного блага. Мотив – это внутреннее (психическое) побуждение к такому поведению. Объективн сторона – это действие или бездействие

101. Понятие и признаки правонарушения. Правонарушение – это виновное протиправное деяние (действие или бездействие), хар-щееся общественной вредностью или опасностью, влекущее за собой меры юр ответст. Признаки: виновность (умысел, неосторожность), противоправность, деяние (действие или бездействие), общественное вредность или опасность, наказуемость.

102. Юридический состав правонарушения. Состав правонаруш – это совокупность объективн и субъективн признаков хар-щих противоправность поведения с целью его квалификации. Субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Объект правонаруш – это то на что посягает правонаруш. Объективная сторона – деяние, причиненный вред, причинная связь между деянием и причиненным вредом, доп признаки (условие, время, орудие преступления). Субъект – это лицо совершившее правонаруш (общий, специальный). Субъективная сторона – вина (умысел – прямой, косвенный, неосторожность – легкомысленное, небрежное). Мотив – то что побудило совершить правонарушен. Цель – ожидаемый результат

103. Виды правонарушений.

104. Объективно-противоправные деяния.

105. Злоупотребление правом.

106. Правомерное причинение вреда.

107. Понятие и признаки юр ответственности. Юр ответ – это обязанность правонаруш претерпеть необлагоприятные последствия. Субъективность – обязанность правонарушит отвечать за содеянное. Наступает только после совершения правонарушен. Выражается в применении санкций. Определяется законом. Применяется в случае доказанности вины. Принципы: Законность, обоснованность, справедливость, неизбежность наказания, презумпция невиновности, недопустимость наказания за одно и тоже дважды, принцип гуманности, принцип своевременности. Уг – применяется за преступление, адм – за совершение адм проступка, гражданская – за нарушение договорных обязательств, дисциплинарная – за нарушение трудовой, учебной дисциплины, материальная – за ущерб

108. Цели и функции юридической ответственности.

109. Основания юридической ответственности.

110. Виды юридической ответственности.

111. Принципы юридической ответственности.

112. Исключение, ограничение и освобождение от юридической ответственности.

113. Юридическая ответственность и другие меры государственно-правового принуждения.

114. Право и другие социальные регуляторы.

115. Законность и правопорядок. Это точное исполнение нормативн положений Констит, законов, подзаконных актов всеми органами гос. организ, должн лицами и граж. Условия соблюдения законности: наличие законов, выполнение законов. Правопорядок – это система регулируемых правом общественных отношений, в которых поведение объектов явл правомерным. Признаки: возникает в результате реализации норм права, обеспечивается гос. Создает условия для обществ отнош, явл результатом законности.

115. Правовое государство и гражданское общество. Теория о правовом гос зародилась много веков тому назад. Сократ, Демокрит, Платон и др определили важнейший принцип правового гос – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Ж.Ж.Руссо выразил второй принцип правового гос, суть кот состоит в свободе личности, в уважении гос человеческого достоинства. В тоже время был сформулирован еще один - принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей. Значительный вклад с понятие правового гос внес Кант, так сформировался еще один принцип – источником власти в правовом гос явл народ. Это гос в кот господствует право. Признаки: Гос явл защитником интересов общества, господство законов, свобода личности ее прав и свобод, разграничение законодат, исполнит и судебной властей, обеспечение демократизма, наличие гос контроля за соблюдением закона, установление и обеспечение ответственности за правонарушение

116. Взаимодействие государства и права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: